Но не иностранцы являются главными покупателями американского долга. На самом деле, в их руках находится всего 28% от всех ГКО.
Главным держателем ГКО является ФРС, т.е. американский же центробанк, и другие государственные агентства – им принадлежит почти половина всего долга. Оставшиеся 22% принадлежат американским инвесторам.
В общем, если считать сумму, которую правительство должно иностранцам индикатором того, что Америка живет не по средствам, то концы не сходятся – весь этот долг, накопленный за 200 лет существования США, не покроет трат американцев всего за два с половиной месяца (25% от ВВП)! Стоило огород городить?
Но вернемся к главному вопросу – одиннадцать с половиной триллионов долга, это много, или мало? Для того, чтобы ответить на этот вопрос сравним эту цифру с доходами американского правительства. В нынешнем году это 2.7 триллиона. И эти доходы постоянно растут – в среднем на 5% в год (как минимум, это очень консервативная оценка).
Теперь представим себе такую ситуацию – у вас зарплата 270 тысяч чистыми, растет гарантировано на 5%. Можете ли вы себе позволить купить через ипотеку квартиру за 1 миллион 170 тысяч? А если проценты по этой ипотеке 1.5% в год?
Если вы захотите выплатить ваш дом за 30 лет, то будете платить по 48 тысяч в год. Через десять лет вы выплачиваете очередные 48 тысяч, но зарплата у вас уже 440 тысяч. Когда вы платите последние 48 тысяч через 30 лет, зарплата у вас 1 миллион 100 тысяч.
Это выглядит как непосильное финансовое бремя? А если у вас есть еще опция выплачивать только проценты?
И эта математика, разумеется, работает не только для США. У Италии и Японии долг намного больше (103 и 170 процентов от ВВП против 80 у США) и они спокойно его обслуживают годами. И не обанкротились по той же причине – их доходы все равно значительно превышают расходы по обслуживанию долга..
Как видим, выплачивать долг правительству США по силам – и еще с приличным запасом. И небольшое снижение поступлений от налогов во время кризиса не могло пошатнуть его финансовую состоятельность.
Долги домохозяйств
Но ведь в долги есть не только у правительства, простые американцы тоже должны много. Целых 14.1 триллионов.
Действительно ли это много? Конечно нет – это меньше их годового дохода. Имея зарплату в 100 тысяч до налогов купить квартиру за 95 тысяч. И в данном случае это не аналогия, львиная доля долгов американцев – это ипотека и есть.
Но и это еще не все. Хотя кредиты дают американцам именно благодаря их способности создавать новое богатство и, таким образом, обслуживать свои долги – это не означает, что они сейчас босые и голодные. Наоборот, практически все долги – уже упоминавшаяся ипотека и покупка машин и других товаров рассрочку – все это выдается под залог уже принадлежащего американцам добра.
Если подсчитать все, что принадлежит американским домохозяйствам, то получается 64.5 триллиона – это против, напомню, 14.1 триллиона долгов.
Почему Китай кредитует Америку
Тут наверно будет уместно упомянуть одну причину, из-за которой долги американских домохозяйств росли особенно быстро – это дешевый кредит. Но откуда он взялся?
Чтобы ответить, давайте вспомним про то, о чем мы уже говорили – про торговый дефицит США со странами Юго Восточной Азии, или с такими странами, как Россия. Мы уже говорили о том, что этот хронический торговый дефицит является следствием потока инвестиций в США. Но откуда берутся эти инвестиции, и что они из себя представляют?
Возьмем для примера Китай – хотя точно такую схему используют во всех упомянутых выше странах, включая Россию. Китайская фирма производит ширпотреб, и продает его в США – за доллары, натурально. Теперь перед фирмой проблема – заработала она доллары, но зарплату работникам надо платить в юанях, как и за многие другие расходы. Решение простое – доллары продаются на валютной бирже. И, поскольку у Китая положительный баланс торговли с США, предложения долларов превышает предложение юаней.
И если бы в этот процесс никто не вмешивался, то курс юаня к доллару начал бы быстро расти. Это имело бы много положительных эффектов, которых мы коснемся ниже.
Но отрицательный эффект тоже был бы – удорожание рабочей силы и, соответственно, снижение ее конкурентоспособности на рынке дешевых товаров. Опять же, рыночная экономика начала бы перестраиваться – на производство более сложных изделий, на автоматизацию фабрик, на увеличение доли услуг в ВВП. Но по каким-то причинам китайские ответственные товарищи испугались этой перспективы. Возможно они не верили в способность китайской экономики достаточно быстро перестроиться. Возможно, они недооценивали эту способность, продолжая мыслить в категориях плановой экономики. В любом случае ими было принято решение привязать юань к доллару. Только в последние пару лет юань начали плавно отпускать, но о свободном образовании курса и речь пока не идет.
Теперь осталось выяснить механизм привязки юаня к доллару. Вернемся к нашей компании – она предлагает доллары, но ответного предложения юаней нет. И, чтобы не допустить повышения курса юаня, на сцену (на валютный рынок) выходит китайский центробанк, с мешками свеженапечатанных юаней. Они раздаются страждущим, чьи доллары перекочевывают в сейфы центробанка.
Но понятно, что сейфы – это промежуточная остановка. Там доллары будет медленно съедать инфляция, поэтому их нужно куда-то вложить. Например в ГКО – там маленькие, но хоть какие-то проценты платят, да и надежно. Еще можно купить американские компании, но тут могут быть политические препятствия. Китай – это даже не Япония, которая в конце 80-х скупала всю Америку на корню (смотрели "Восходящее солнце" с Шоном О'Коннери?).
Но зато доллары еще можно одалживать обычным домохозяйствам, на ту же ипотеку. Вот и ответ – китайцы раздавали миллиарды заработанных в Америке долларов каждому согласному платить хоть какие-то проценты. Вот-вот – и вы тоже об этом подумали, да? Финансовый кризис – это все жадные американцы виноваты, Россия тут вообще ни причем
Так или иначе, именно Китай вместе с Японией, Россией и другими экспортерами были (и остаются) источником дешевого кредита.
Возникает еще один вопрос – а не вызовет ли постоянная работа печатного станка в этих странах сильную инфляцию? Да, так оно и происходит во многих случаях, например в России. В Китае инфляция остается сравнительно низкой благодаря быстрому росту экономики – печатный станок там ее только только немного обгоняет. Во время кризиса китайская экономика замедлилась, и тут же взлетела инфляция. Собственно, из-за инфляции рабочая сила все равно дорожает – только теперь уже потому, что цены растут на все, включая и зарплату. Но это удорожание идет более медленными темпами, чем если бы валюте позволяли свободно расти. И все неприятные эффекты инфляции тоже сохраняются – в том числе обесценивание сбережений.
В общем, решение привязывать валюту к доллару вызывает много дисбалансов в экономике. Я уже упомянул такие последствия как высокая инфляция, стремительный рост валютных резервов в странах привязавших свою валют. Для Америки это сверх дешевый кредит, торговый дефицит, и перекос ВВП в сторону сферы услуг.
Короче говоря, очень многие дисбалансы и проблемы в мире явились следствием этой политики. К счастью, она не может продолжаться бесконечно. Просто потому, что накапливать долларовые резервы в таком темпе слишком опасно, это даже в Китае начинают понимать.
Юань наконец-то отпустят в свободное плавание, и все эти дисбалансы уйдут в прошлое. Но и китайцы сами от этого много выиграют.
Все, кто получает зарплату в юанях, смогут позволить себе покупать больше западного импорта. У китайских компаний появятся деньги на новое оборудование – что будет очень кстати в связи с удорожанием рабочей силы. Новое оборудование появится и в китайских больницах, школах, университетах и исследовательских центрах. А сами китайцы получат возможность больше путешествовать и учиться за рубежом.
Еще важнее то, что в Китае заработает внутренний рынок и его экономика начнет поворачиваться от обслуживания западных стран на обслуживание все более платежеспособного собственного населения, то есть в Китае заработает свой собственный экономический двигатель, когда рост экономики стимулирует спрос, а спрос стимулирует рост экономики. Это станет поворотным моментом, и Америка все меньше ресурсов будет тратить на подъем китайской экономики, и все больше – на подъем собственной.
Закончу с того, чем начал этот цикл – о "кассандрах", шарлатанах от экономики. Так вот "предсказатели" все-таки правы в одном – так как сейчас продолжаться бесконечно не может. Они только в знаке ошиблись – думают, что будет хуже. А будет только лучше.
Важное дополнение
В результате дискуссии на ru_economics меня пару раз ткнули носом в неверные цифры, которые я использовал в своих примерах:
Доходы бюджета США в этом году окажутся заметно ниже спрогнозированных при составлении нынешнего бюджета 2.7 триллиона – именно эту цифру я использовал в своем примере. На данный же момент прогноз составляет всего 2.1 триллиона.
Доходы домохозяйств я приравнивал к ВВП, но это было ошибкой. В ВВП учитываются некоторые виртуальные продукты, типа приписной ренты. Это делается для разработки правильной макроэкономической политики государства, но в моем случае послужило причиной ошибки. Плюс часть ВВП оплачивается кредитами. В результате доходы домохозяйств оказались немного ниже ВВП – 12 триллионов, вместо 14-ти.
Делают ли эти цифры мой анализ чересчур оптимистичным? Разумеется нет, так как разница несущественная. И надо помнить, что на 2009 финансовый год пришлось самое значительное падение ВВП. Во время кризиса бюджет страдает намного больше ВВП – ведь компании платят налоги с прибыли, а падение доходов на 5% может опустить прибыль до 0, или даже привести к убыткам. Но тот же принцип действует и в обратном направлении – компании во время кризиса сбросили жирок, сократили расходы и подняли производительность. Поэтому и с улучшением экономики их прибыль будет расти заметно быстрее. Да, некоторые цифры оказались немного завышенными, но не настолько, чтобы повлиять на полученные в результате оценки. Даже если у вас зарплата не 270 тысяч, а всего 210, выплачивать 48 тысяч за ипотеку не выглядит непосильным бременем.