Последняя пиар-акция президента России — приглашение в Москву северокорейского диктатора Ким Чен Ына — одна из самых жалких, которую мы видели на международной дипломатической арене в последнее время.
В то время как президент США обещает отреагировать на взлом компьютерных систем «Сони» «в подходящее время и подходящим образом», намекая на то, что хакеры действовали по приказу лидера КНДР, недовольного фильмом The Interview, Владимир Путин приглашает Ким Чен Ына в Москву, прямо как во времена холодной войны.
Путину следует винить только себя
Так кому же нам верить, Путину, этому громиле, поставившему Россию на край бездны и старающемуся выколоть Обаме глаз, или президенту США, показавшему выдержку, выносливость и умение заглядывать далеко вперед?
Путин должен винить только себя в кризисе, с которым столкнулась Россия, хотя он даже самому себе в этом не признается. Тот, кто совсем недавно казался опытным шахматистом, который на каждый ход западного противника заранее приготовил успешный ответ, терпит крах из-за неумения видеть среднюю и долгосрочную перспективу, из-за непонимания глобальных процессов, из-за коррумпированного режима с опорой на приближенных, отстающей экономики и отсутствия внятного механизма принятия решений. Событие, больше прочих повлиявшее на создание нынешней тяжелой ситуации, произошло больше полугода назад, когда над Украиной был сбит пассажирский самолет рейса МН-17.
Оружие было заряжено и взведено еще в марте. После завершения Зимней Олимпиады в Сочи у Путина появилось время, чтобы разобраться с бурлящей Украиной. Захват и аннексия Крымского полуострова были недальновидным поступком, не принесшего России ни политических, ни экономических выгод.
Реакция Обамы, который тянул за собой Европу, напротив, была взвешенной. США постепенно вводили санкции, оставляя Путину возможность аккуратно слезть с дерева. Но Путин предпочел играть по-своему. Он передвинул войска, вооружил мятежников на Донбассе, уклонился от ответственности — а Обама продолжал глубоко и ровно дышать, не прибегая к силе. По крайней мере, не к физической, а только к санкциям.
Утратил связь с реальностью
Возможно, Путин пережил бы санкции или минимизировал последствия, но он потерял последние шансы из-за реакции России на сбитый самолет рейса МН-17. Тогда, как и сейчас, было не так уж важно, кто именно с земли, на которой шла война, запустил ракету и сбил лайнер, лишив жизни почти 300 невинных человек. Ответственность легла на того, кто первым передернул затвор в первой кампании. Европейские санкции в ответ на сбитый самолет стали жестче и болезненнее. И тут нефть начала дешеветь.
В первые недели конфликта канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что ей кажется, будто Путин утратил связь с реальностью. Это предсказание опередило свое время. Только сегодня стало очевидно, что уже тогда Путин был связан не с реальностью, а со своим коррумпированным окружением. Годами его приближенные разворовывали богатства России и не позаботились о развитии промышленности и современного сельского хозяйства. Западные санкции ударили в эту ахиллесову пяту.
Сверхдержава? Только из-за ядерного оружия
В начале лета Путин сделал разворот и подписал договор об экспорте природного газа в Китай. Показалось, что российский стратег нашел решение проблеме санкций. Но на деле вышло, что это была только слабая попытка бросить вызов США. Цены по новым контрактам оказались низкими, Россия попала в зависимость от Китая в деле финансирования проектов, и поставки на Восток не могут заменить экспорт в Европу.
Эти контракты показали, что Россия остается мировой державой только благодаря арсеналу ядерного оружия. В отличие от Китая, который за последние 30 лет развил процветающую промышленность, хотя и все еще зависит от западной науки и западных потребителей. Путин и возглавляемая им последние 15 лет администрация не смогли развить промышленность и избавиться от абсолютной зависимости от западных знаний и капитала.
Экономика России, Саудовской Аравии и большинства стран ОПЕК опирается на экспорт полезных ископаемых. Но если в Саудовской Аравии на доходы от продажи нефти живут 30 миллионов человек, то в России на них приходится содержать 200 миллионов человек, да еще нужно поддерживать имперские амбиции.
Любители теории заговора считают, что Саудовская Аравия продавила в ОПЕК решение не сокращать квоты на поставки нефти с целью ударить по России по приказу американского правительства. Но это чрезмерное упрощение, не учитывающее обилие сланцевой нефти в США, замедление экономического роста в странах БРИК, рыночные силы, на которые администрация Обамы повлиять не в силах, как не в силах Путин спасти курс рубля. Другое дело, что правительство США не возражало против тенденции, оказавшейся ко времени.
Платить придется Асаду?
Неизвестность относительно продолжительности падения цен на нефть (с точки зрения стран-экспортеров) способствует паническим настроениям. Но даже если спад окажется кратковременным, например, продлится не более 12 месяцев, он может разрушить режимы, которые строили социальную и экономическую стабильность на доходах от экспорта энергоносителей. Вред для более развитых стран окажется минимальным.
У слабости России будут внешние последствия, часть из них американская администрация наверняка учла, другие будут неожиданными. От ослабления Путина проиграет президент Сирии Башар Асад. Еще два года назад это устроило бы американцев, но сегодня, на фоне усиления «Исламского государства», американцы в этом меньше заинтересованы.
Если и есть сегодня победитель в этой нестабильной ситуации, то это Барак Обама. Американский президент продемонстрировал хладнокровие, действовал на среднесрочную и долгосрочную перспективу, мобилизовал на свою сторону Европу (но не Израиль, так и не занявший однозначно какую-либо сторону в украинском конфликте) и теперь может наслаждаться каникулами по случаю завершения года.
Визит Ким Чен Ына в Москву состоится в ближайшее время. Обама доказал, что достаточно вынослив.