Аналитика
20.03.2015
Михаил Онуфриенко: Газовые мечты Украины рушатся
Shell – последняя из фирм, которая заключала договоры на разработку сланцевых месторождений на Украине - недавно ушла из Харьковской области с официальным заявлением, что сланцевого газа там не обнаружено. Обнаружено на самом деле или нет - другой вопрос, главное сейчас - как на это будут реагировать США с их сланцевой сказкой и Европа, которая так или иначе могла надеяться на альтернативные России источники. Что значит уход Shell с Украины для Киева, и как может поменяться риторика Европы по отношению к России - своим мнением поделился постоянный эксперт Накануне.RU, украинский журналист и блогер Михаил Онуфриенко.
Shell – последняя из фирм, которая заключала договоры на разработку сланцевых месторождений на Украине. Инициаторами вхождения на Украину являлись, естественно, американцы. И во всю Европу выходили с этим же проектом именно они. Выгода их заключалась в том, что в США колоссальное количество бурового оборудования. То есть необходимые технологии, которыми обладают опять же только американцы. И они сумели раскрутить прекрасную тему. То есть, если добыча в США рентабельна в силу того, что колоссальные пространства пустыни и развитая инфраструктура позволяют добывать в месторождениях сланцевый газ и доставлять его в близлежащие места, то их не волнует, какое количество земель будет испорчено. А сланцевые скважины очень быстро истощаются. 80% дебета в первый год расходуется. Для них это нормально, а для Европы - неприемлемо. Почему запретили во многих странах, включая Англию, Францию, Болгарию даже разведку месторождений? Потому что все прекрасно понимают – нет свободных мест, где можно разрабатывать. Хотя этот газ можно добывать где угодно.
Но американцы-то отрабатывают деньги на поставках оборудования, на оплате технологий, на разведке, оплате их услуг. И поэтому всячески этот проект продвигают. На Украине у них была надежда сделать то же самое. Предыдущее правительство заключило с ними договор, но фактически под будущие доходы. То есть им ничего не дали вообще. Сказали – вот когда вы будете добывать газ, тогда вы большую долю этого газа будете забирать в оплату своих услуг.
Это был хитрый расклад Януковича - мол, давайте, ребята, вы приходите, ведите разведку, выясняйте, а расплачиваться будете потом через N-ное количество лет, если захотите. Сейчас же все уходят по вполне понятной причине - американцы понимают, что войне конца-края не видно. Что они не выиграют - эту землю не получат. И разрабатывать здесь никогда ничего не будут.
Первый инвестор – Шеврон – начал уходить в сентябре. Когда после разгрома под Иловайском и заключения перемирия стало понятно, что эти территории уже никогда не попадут под американское влияние. А сейчас уходят последние, кто поняли, что действительно после Минска-2 территории не им не достанутся. Никто им не позволит добывать сланцевый газ, даже если он будет сверхбогатым.
Я не видел отчетов официальных по результатам пробного бурения скважин в Харьковской области, ничего, кроме самого факта ухода. Уходящие компании говорили, что они ничего не нашли. Нашли или нет, на самом деле, это совершенно закрытая информация. Слухи, которые ходят, они ничем не подтверждены. Всем понятно, что вкладывать деньги в хунту смысла нет. Американцы вкладывают деньги, и то не сами, а стараются вынудить к этому МВФ только потому, что их устраивает абсолютно любое безобразие, как можно дольше длящееся на территории Украины.
Американцам нужна прокладка. Буфер между Европой и Россией. Потому что любое нормальное экономическое сотрудничество двух монстров - это экономическая конкуренция. Это фактически крест на гегемонии США в мире. Представьте себе - великолепная, уже разработанная технологическая база Евросоюза, огромные ресурсы России, плюс кратчайшая дорога в Китай, где масса рабочей силы. Зачем здесь США? На этом празднике жизни они лишние. Зачем этим трем структурам, этим мощнейшим экономическим конкурентам доллар? Они между собой и так прекрасно будут рассчитываться. Без доллара. А на долларе построено благосостояние Америки.
Когда хунта приходила к власти, их эта добыча газа интересовала меньше всего. Экономическая часть вообще их не волновала. Обратите внимание - Яценюк и Турчинов, собственно говоря, никакого отношения к газу не имеют. Они просто не специалисты. От того, что в их команду вошли какие-то сотрудники отраслевых министерств и ведомств - это тоже ничего не меняет. У них была другая задача – захватить политическую власть. Назначенный в президенты Порошенко тем более - он "шоколадник" и не очень удачный. Будущий клон Ющенко.
США от этих компаний ничего не требуют, потому что их это не интересует. Коммерческие структуры – Shell и им подобные - вошли в этот проект, это их рисковый капитал. То есть корпорация заранее готова рисковать этими деньгами, а Украина считается местом рискованного вложения, причем еще до появления нынешней хунты. Поэтому здесь никто ничего не требует, это бесполезно. Они с нищих требуют какие-то деньги, но те ничего не отдадут.
Характерная особенность украинских правительств заключалась в том, что каждое следующее говорило, что оно не будем выполнять решение предыдущего. Чем занимается хунта? Например, в сентябре, получив второй транш кредита, Яценюк через несколько дней уже написал письмо в МВФ, что этого совершенно недостаточно, что их финансируют в недостаточных объемах, и им нужно больше денег. Письмо было настолько хамское, что МВФ письменно ответил, чтобы Яценюк умерил аппетиты, и в будущем вопрос стоит вообще о выделении помощи. Они же сдержали слово – они закончили кредитование по предыдущему кредиту. Сейчас поступают деньги по новому. И только поступил первый транш – министр финансов Яресько заявляет то же самое: что объем финансирования недостаточен, им нужно больше денег, им этого не хватит. Это абсолютные временщики. Они не задумываются над тем, что, во-первых, что бы они ни требовали, им все равно никто не даст. А во-вторых, они четко и ясно позиционируют себя как люди, с которыми нельзя иметь дела.
Возвращаясь к США, их руководство особенно и не скрывает, что оно заинтересовано в том, чтобы ослабить зависимость Европы от России и усилить зависимость от себя. Они прямо говорят, что еще немного подождите, и мы начнем экспортировать сланцевый газ в Европу. Но себестоимость сланцевого газа значительно выше газпромовского, и его продажа нерентабельна. Фактически сейчас падение цен на нефть сыграло с американцами злую шутку. Вроде бы ослабляя позиции России, оно, тем не менее, усиливает их в долгосрочной, и даже в среднесрочной перспективе. Потому что американские компании не будут вкладывать миллиарды долларов в терминалы по сжижению газа и его транспортировке. А Европа не будет строить терминалы для приема этого газа у себя. Это экономически невыгодно при таких ценах на газ.
Так что если такие планы и были – в общем-то они сейчас рушатся.
Вообще нужно сказать, все игры вокруг сланцевого газа были весьма актуальны в мирное время. Тогда действительно вопрос стоял о том, что можно уменьшить долю Газпрома, увеличить долю поставок из США, ослабить зависимость европейцев от России и увеличить от американцев, ввести в свою сферу влияния Киев. Сейчас же речь идет о том, что Америка проигрывает войну на всей территории Украины. Изменится ли риторика Киева? А у них проблем сланцевого газа не существует. Потому что вопрос стоит в том – проживут они два месяца, три или четыре? Причем вопрос стоит в том, а не скинут ли Порошенко более ярые националисты из "Правого сектора" или Коломойский или еще кто-то. Какой тут сланцевый газ.
Реально идущая война отодвинула на второй план проблемы с поставками газа. Как только поутихнет и стабилизируется ситуация – история с газом снова вспыхнет. Но думаю, что к этому времени сланцевый газ уже перестанет Европу интересовать. Украину тем более. Все будет отыграно назад. Во-первых, потому что сланцевый газ уже показал, что он не может служить альтернативой газпромовскому газу хотя бы по себестоимости. Другой момент - будущие трубопроводы не зависят от погодных условий, от того дошел ли танкер, не попал ли в шторм. Европу интересует именно надежность поставок. А газпромовский газ как раз поставлялся и в советские времена, и при развале Союза, и при Ельцине, и будет поставляться и впредь. Это гарантия, проверенная десятилетиями. А сланцевый газ - это ни о чем. Тем более, что если на последние 10 лет проблемной была Украина, которая являлась монополистом-транзитером из России в Европу, то сейчас и эта проблема отпадает отчасти благодаря построенному Северному потоку, отчасти благодаря тому, что обрушение неонацистского режима в Киеве тут неизбежно, а там и при Украине, дружественной к России, вопросы поставок газа исчезнут. Так называемые газовые войны просто уйдут в прошлое.
Поэтому неизбежно их риторика изменится, и неизбежно все вернется на круги своя.
В конечном итоге доля российского газа в Европе не является критичной. Поставляется в среднем порядка 30% от общего объема потребления Европы. Поэтому когда они говорят о монополизме – то это в основном для СМИ. На самом деле все прекрасно понимают, что на фоне истощения норвежских и английских месторождений, более дорогих чем российские, никто с Газпромом рвать отношения не будет. И та же самая Польша заключила долгосрочный контракт несколько лет назад, по которому объемы поставок от Газпрома только увеличиваются. То есть риторика вроде бы как против Газпрома и России направлена, а реальные факты им прямо противоположны. Им нужен газ. При любых обстоятельствах. Газ из России.
Михаил Онуфриенко специально для Накануне.RU