В 17 лет Юрий Левитан пришел на радио. Пришел, чтобы навсегда связать свою судьбу с профессией чтеца у микрофона - профессией диктора.
У него были уникальные природные голосовые данные. Однако, одних только творческих возможностей недостаточно, чтобы они превратились в талант. Для этого нужны еще упорство и труд. И Юрий Борисович в полной мере обладал этими качествами. Именно это счастливое сочетание богатейших природных данных и колоссальной работоспособности смогли породить тот драгоценный феномен, который вошел в историю советского радиовещания, советского искусства под именем ЮРИЙ ЛЕВИТАН.
Из воспоминаний актера Ростислава Плятта: «Летом 1931 года по конкурсу, объявленному Радиокомитетом, были приняты в дикторскую группу несколько молодых актеров, в их числе и я. Мы перезнакомились и начали вникать в суть новой для нас профессии. И вдруг среди нас появился новичок, сразу обративший на себя внимание. был он очень молоденький, лет 16-ти - 17-ти, но не робкий, очень веселый, общительный, проказливый даже, с каким-то странным, неустоявшимся еще голосом, в котором временами слышались неожиданные бархатные нотки. Но больше всего нас забавляло то, что он сильно и прочно окал, как уроженец Владимира. Ясно было. что его приняли как материал, подлежащий основательной обработке.
Прошло немного времени, и в нем обнаружилась черта, не сочетавшаяся с его мальчишеским видом и легкомыслием, - огромное трудолюбие. Он буквально вгрызался в работу. Кончив занятия со своими педагогами, он никуда не уходил и оставался в помещении Радиокомитета с утра до вечера. И всегда был чем-то занят.
То в пустой студии делал заданные ему упражнения, или, примостившись где-нибудь в углу, что-то запоем читал; то забегал в дикторскую и жадно вслушивался в разговоры старших, а то вдруг бросался помогать звуковикам в переноске какой-то тяжести; или бежал в буфет принести кому-то бутерброд... Словом, он врастал в радиобыт, дышал воздухом радио, и неясно было - есть ли у него своя собственная домашняя жизнь...
В передачах его еще не занимали, но он получил разрешение слушать их прямо из студии. Вот одну такую встречу с ним в студии я не забуду. Мы сидели у пульта; передача уже шла. У микрофона, стоявшего поодаль, читал один из лучших дикторов - М.М.Лебедев. Я разбирался в данном мне материале и вдруг краем глаза увидел, что с Левитаном что-то происходит: он вытянулся в струнку, впился взглядом в Лебедева, и губы его двигались синхронно с губами диктора, казалось, вот-вот из них вырвется звук. И в этот момент я подумал: "Да, этот юноша выбрал себе профессию не зря!"»
Юрий Левитан уже в 30-е годы стал одним из ведущих дикторов Всесоюзного радио. Он обладал редким, самобытным талантом. И, поэтому, все, что читал, звучало особенно зримо и весомо. Он был не просто первоклассным чтецом, он в совершенстве овладел искусством звучащего слова и самозабвенно, с огромной трепетной любовью относился к своей профессии, годился ею.
С особой силой проявилось творческое дарование Юрия Левитана в годы Великой Отечественной войны. В этот период по силе своего воздействия на миллионы советских радиослушателей, по своей популярности в народе, среди дикторов Всесоюзного радио ему, поистине, не было равных.
С волнением и надеждой слушали советские люди сводки Совинформбюро и приказы Верховного главнокомандующего, которые читал Юрий Левитан...
Из воспоминаний актера Владимира Яхонтова: «...Нельзя было жить, не слушая радио. Радио оповещало, сигнализировало, руководило нами, связывало родных и близких. Голос, произносящий "Говорит Москва", приковывал внимание, он успокаивал, вселял надежду, его слушали за много тысяч километров, по всей стране. "Говорит Москва" - слушали бойцы на фронте. "Говорит Москва" - слушали партизаны в лесах. "Говорит Москва" - слушали в госпиталях. "Говорит Москва" - слушали в осажденном Ленинграде. Это был голос с "Большой земли".
Слушая радио в дни войны, я невольно вспоминал слова поэта Владимира Хлебникова: "Кажется, что какой-то великан читает великанскую книгу дня" - сурово и четко сообщает он новости утра. Радио работало как-то по особенному красиво, прослушивался новый, военный стиль передач, новых не только по содержанию, но и по сплаву чувств и интонаций. Во всех передачах выработался, как мне казалось, общий подтекст: "Наше дело правое - мы победим". Иногда отдаленно вступала как бы вторая тема - "терпение, терпение"... И снова: "Наше дело правое - мы победим". Каждое утро по необъятным просторам Родины неслись голоса дикторов, обладавшие разными тембрами и красками, - "угадываемые голоса"...
...Среди всех выделялся молодой человек красотой голоса, полного достоинства, и убедительностью интонаций. Его роль с первых же дней войны стала особенно заметной. Он зачитывал тексты исторических выступлений руководителей партии и правительства, приказы Верховного командования, ежедневные сообщения "Совинформбюро", делился с нами содержанием статей "Правды" и писем на фронт бойцам.
Это был Ю.Б.Левитан. Миллионы людей слушали его голос. Слушая его, я думал: вот пример того, каков бывает результат, когда содержание и форма подачи материала слиты воедино...».Юрий Левитан часто первым сообщал нам о горестях и наших победах. И потому, как близкий человек, вошел в каждый дом, в каждую советскую семью. Уже по первым его словам "Говорит Москва" люди узнавали о характере сообщения: будет ли оно радостным или печальным. Ибо в голосе его, в его интонациях всегда звучала абсолютная правда чувств...Из воспоминаний диктора радио Бориса Рябикина: «Как-то по-особенному притихший майский вечер - 8 мая 1945 года.
Подходя к радиокомитету на ночное дежурство, я увидел множество легковых машин с поднятыми антеннами: "ожидают"!..
Помню просторную комнату с покрытыми парусиновыми чехлами диванами - дикторскую в стром помещении Всесоюзного радиокомитета "на Путинках", за площадью Пушкина. Бесконечные телефонные звонки: "Когда? Ну, когда же?!" Тихо открывается дверь, входит совсем тогда молодой Юрий Борисович Левитан. Мы - к нему. И у всех - одно: "Ну?!"
Молчит.
- Юрка!.. Скажи... - тормошит его Ольга Высоцкая, будто хочет вытрясти давно ожидаемую, счастливую весть.
Левитан Молчит.
Ночной выпуск "Последних известий" задерживается: нет сводки Совинформбюро. Наконец, прибегают со сводкой. Высоцкая и Тобиаш идут в студию читать "Последние известия", в дикторской остаются "дублеры" - Отъясова с автором этих строк. Левитин прощается с нами, уходит. Он живет недалеко, на улице Горького.
Около часу ночи диспетчер приносит нам большую статью из журнала "Война и рабочий класс". Читаем ее попеременно: Отъясова, Тобиаш и я. Высоцкая в это время ведет концерт по другой радиопрограмме. Выходя из студии, слышим ее голос: "Передачи будут продолжаться до 3 часов 30 минут".
Тобиаша срочно вызывают наверх, к председателю радиокомитета. У диспетчера Соловьевой звонят все восемь телефонов сразу. Суетятся музыкальные редакторы и сотрудники фонотеки. поступает распоряжение: "В два ноль-ноль концерт закончить... Три раза объявить о важном сообщении... Подключить все радиостанции и передатчики страны... Давать "колокольчики" (позывные) до 2 часов 10 минут".
Левитан уже здесь, в дикторской, с отпечатанными на глянцевой бумаге листами. Садится на диван. Чуть подрагивает бумага на коленях. Кто-то, не утерпев, заглядывает из-за плеча.
- Гуляйте, гуляйте, - строго говорит Левитан. - Не мешайте!
- Юрочка, - волнуется диспетчер. - как кончишь читать, нажми кнопку в тонфильм. Не забудешь, Юрочка?
Остаются считанные секунды. Поблескивая очками, Левитан страшно медленно (или это так кажется?) идет в студию.
Я хорошо помню эту маленькую, со звуконепроницаемыми стенами комнату. представляю, как он садится за светлый полированный стол, придвигает лампу. Еще раз всматривается в текст. Откашливается. Прыгнула стрелка электронных часов. Вспыхивает табло: "МИКРОФОН ВКЛЮЧЕН!".- Внимание! Говорит Москва!.. Работают все радиостанции Советского Союза!..
Не верится! Хотя так ждали... Полная капитуляция врага. Фашистская Германия повержена. Каждое слово как удар набата. мир! Свобода! Справедливость!
Прильнув к новенькому динамику, недавно появившемуся в дикторской, я слышу Указ об установлении Дня всенародного торжества. Звучат гимны стран победительниц. Левитан возвращается.
- Ну, как читал?
- Что за вопрос?!
Дикторскую не узнать, в нее набилось чуть ли не сто человек. Дикторы наши и иностранцы, редакторы, техники... Поздравляют, обнимают друг друга, не стыдясь слез. К телефонам не пробиться.
У нашей бригады счастливое дикторское утро. Читаем для Сибири, для Дальнего Востока... Еще и еще раз. И кажется, что это не микрофоны разносят счастливую весть, а стоустый глас народа-подедителя.»Биография Юрия Борисовича Левитана:
Юрий Левитан родился 19 сентября (2 октября) 1914 года в городе Владимир. Его отец - Борис Семенович, портной, специализировавшийся на пошиве мундиров городским чиновникам и служащим. Мать - Мария Юльевна, домохозяйка.
С детства Юрий мечтал стать артистом. Любил поэзию, театр, пение, к которым его приобщил дядя. У мальчика с детства был громкий голос, из-за которого Юрий даже получил прозвище «Труба».
В 1931 году по окончании 9 классов по комсомольской путевке Юрий прибыл в Москву поступать в Государственный кинотехникум (ныне – ВГИК), но экзамен повалил. Приёмная комиссия отбраковала юношу за его владимирский «окающий» акцент. После экзамена Юрий Левитан возвратился в родной город Владимир. Совершенно случайно ему попалось объявление о наборе в группу радиодикторов, и Юрий Борисович решил испытать судьбу ещё раз, позвонил в приёмную комиссию.
Услышав его голос по телефону, было велено немедленно приехать в Москву. В комиссии его прослушивал… сам Василий Качалов. И Юрий Левитан успешно прошёл отбор в группу радиодикторов: его приняли, несмотря на провинциальный говор. Он был зачислен в группу стажеров Всесоюзного радиокомитета.
После нескольких месяцев стажировки юному диктору были поручены обязанности дежурного по студии: чтение небольших выпусков новостей, объявление по радио музыкальных номеров, смену грампластинок и... функции курьера.
Жил Юрий Левитан в комнате при студии, использовавшейся ранее для складирования сломанных граммофонов. Он усиленно занимался совершенствованием своей дикции, брал уроки у артистов МХАТа, приставленных к группе стажеров: Василия Качалова, Нины Литовцевой, Натальи Толстовой, Михаила Лебедева и других.
Из приказа № 316 Всесоюзного комитета по радиовещанию
2 августа 1932 г.
...§ 2. Диктору сектора выпуска Левитану Ю.Б. за добровольную замену неявившихся дикторов на передачу обзора утренних газет 25 июля с.г., чем предотвратил срыв передачи, объявляется благодарность.
Зам. председателя Мочалов
В январе 1934 года Юрию Левитану было поручено читать в ночном техническом эфире гранки газеты «Правда» для стенографисток региональных издательств, отправлявших записанный текст в типографии. 25 января во время очередной ночной трансляции у радиоприемника оказался Сталин. Вождь традиционно работал по ночам, и радио в его кабинете не выключалось. Сталину очень понравился голос диктора. Он немедленно связался с представителями Радиокомитета и потребовал, чтобы именно Левитан на следующий день зачитал его доклад, подготовленный для XVII съезда ВКП(б).
Молодой диктор с блеском выполнил поставленную задачу, в течение 5 часов без единой ошибки, оговорки и запинки читая текст сталинской речи. После этого Сталин распорядился о том, чтобы все тексты и важные государственные документы отныне озвучивал только Левитан.
Так Юрий Левитан стал диктором Всесоюзного радио № 1 (позже - диктором Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию).
В 1938 году Юрий Борисович женился.
В 1940 году у Юрия и Раисы Левитан родилась дочь Наталья.
С началом Великой Отечественной войны Юрий Борисович Левитан стал голосом советского Информбюро. В полдень 22 июня он зачитал в эфире Всесоюзного радио сообщение о нападении фашистской Германии на СССР.
В августе 1941 года Юрий Левитан вместе с диктором Ольгой Высоцкой был эвакуирован в Свердловск (ныне город Екатеринбург). Вещание из столицы к этому времени стало технически невозможно – все подмосковные радиовышки были демонтированы, так как являлись хорошими ориентирами для немецких бомбардировщиков.
Помимо работы в эфире диктор озвучивал хроникально-документальные фильмы (в том числе, киножурнал «Советский Урал»), которые монтировались в подпольной свердловской радиостудии.
Информацию о пребывании Юрия Левитана и Ольги Высоцкой в Свердловске рассекретили лишь четверть века спустя...
В марте 1943 года Юрия Борисовича секретно перебросили в Куйбышев (ныне город Самара), где уже размещался советский радиокомитет.
Адольф Гитлер назвал Юрия Левитана своим «врагом номер один» (под «номером два» в списке Гитлера значился Сталин). Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого была назначена награда в 100 тысяч (согласно другим источникам – в 250 тысяч) марок. Поэтому, во время войны Юрия Левитана оберегали на государственном уровне. Его постоянно сопровождала охрана, а через прессу запускалась дезинформация о его внешности — чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого фашисты оценили в огромную сумму.
Подсчитано, что за годы войны Юрий Левитан озвучил около 2000 сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. Записи из студии не велись - только прямые эфиры. Позднее, в 1950-е годы, диктора попросили заново наговорить некоторые из военных сводок и сообщений на магнитофонную ленту для их архивирования.
Приказ № 991 Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР «О 15-летней работе на радио Ю.Б.Левитана»
14 декабря 1946 г.
§ 1. В связи с пятнадцатилетием непрерывной работы в Радиокомитете диктора Левитана Юрия Борисовича объявляю ему благодарность и премирую месячным окладом в размере 2500 рублей.
Председатель Комитета по радиофикации и радиовещанию
при Совете Министров СССР А.Пузин
С началом весны 1953 года Юрию Левитану поручили читать бюллетени о состоянии пошатнувшегося здоровья товарища Сталина, а уже 5 марта он озвучил сообщение о смерти советского вождя.
12 апреля 1961 года именно Левитан сообщил в радиоэфире о полете Юрия Гагарина в космос.В течение нескольких десятков лет Юрий Борисович Левитан читал правительственные заявления, вел репортажи с Красной площади, из Кремлевского Дворца съездов, участвовал в создании кинохроники, озвучивании фильмов.
В 1970-е годы Юрий Левитан стал реже читать «Последние известия», вел эфиры на «Маяке». Начальство считало, что голос Левитана в первую очередь ассоциируется с какими-то чрезвычайными событиями. Мол, не читать же диктору, объявлявшему о начале войны или салюте в честь Дня Победы, сводки об итогах уборочной...
В 1973 году Юрию Левитану присвоено звание народного артиста РСФСР. А в 1980-ом Юрий Борисович стал первым среди дикторов народным артистом СССР.
В 1978—1983 годах Юрий Борисович Левитан читал текст в телепередаче «Минута молчания».
В начале августа 1983 года, несмотря на проблемы с сердцем, он согласился поехать в город Белгород для участия в празднике по случаю 40-летию победы в битве на Курской дуге. После выступления на праздничном митинге в деревне Бессоновка близ Прохоровского поля, Юрию Левитану внезапно стало плохо. Прибывшие врачи констатировали сердечный приступ.
В ночь на 4 августа 1983 года Юрий Левитан скончался. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.Из воспоминаний актера Ростислава Плятта: «...Прошли годы. Прошла война. Имя Левитана приобрело известность мировую, оно стало упоминаться в художественной литературе. Голос его напоминал о победных днях войны. Но дело было не только в голосе: он интуитивно нашел особую форму подачи военных приказов и сводок, и когда по радио начиналось левитановское: "От Советского информбюро", - это звучало широко, чеканно и мощно и вызывало у слушавших душевный подъем и веру в нашу победу.
Юрий Левитан первым передавал в эфир сообщения о всех важнейших событиях в жизни нашей страны, в международной жизни. Едва только начинал звучать по радио его неповторимый голос, все уже знали: надо слушать, сейчас будет объявлено что-то важное... И популярность Левитана в народе была огромной. И заслуженной!
Он был диктором-трибуном, и вряд ли мы обретем такого вновь. Но будем благодарны Юрию Борисовичу Левитану за то, что он БЫЛ. за то, что он успел сделать для советского радиовещания».Юрий Борисович получал множество писем. Ему писали люди всех возрастов и разных профессий со всех концов страны. С ним беседовали, советовались. Его благодарили за выступление или оказанную помощь.
Тема минувшей войны занимала в творчестве Юрия Левитана особое место. Он принимал участие в фильмах «Великая Отечественная», «Освобождение», «Солдаты свободы», «Вечный зов» и во многих других. Свыше двухсот записей звучащих текстов сделаны Юрием Левитаном для исторических и военных мемориалов в Ульяновске, Волгограде, Бресте, Курсе, Севастополе...
Юрий Левитан был частым гостем мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, проходивших в разных уголках страны. Он выезжал на фабрики и заводы, в воинские части для встречи с молодыми рабочими и воинами Советской Армии. Символично, что и свой последний час он встретил на опаленной войной белгородской земле...
В течение долгих лет Юрию Борисовичу Левитану заслуженно сопутствовали почет и слава. Труд диктора, его активное участие в жизни страны, получили высокое признание в народе. Именем Юрия Левитана назван теплоход, который бороздит морские просторы...