Напомним, что сейчас Киев активно ведет переговоры с международными кредиторами о реструктуризации долга, впрочем, безуспешно. 8 июня украинский Минфин заявил, что очередной этап переговоров по этому вопросу провалился. Комитет кредиторов, который состоит из различных фондов, отказался от списания основной части обязательств, посчитав свои потери слишком большими. Это неудивительно. Комитет владеет более чем 10 миллиардами долларов украинских долгов. Кроме того, Киев должен выплатить России 3 миллиарда долларов по евробондам. В Москве неоднократно говорили, что на реструктуризациюэтой части украинского долга не согласны.
Именно поэтому помощь Вашингтона стала последней надеждой Арсения Яценюка и украинского министра финансов Натальи Яресько, которая отправилась вместе с ним. На третий день американского визита переговоры, судя по всему, принесли плоды. Глава Министерства финансов США Джейкоб Лью намекнул, что Вашингтон может повлиять на кредиторов, чтобы те согласились на списание части долга. Но, естественно, не безвозмездно.
«Лью отметил, что программа МВФ требует взаимных жертв от всех заинтересованных сторон, чтобы обеспечить экономическое восстановление. Это в интересах всех сторон», — заявил представитель Минфина агентству Bloomberg.
Возникает вопрос, на какие жертвы должна будет пойти Украина, чтобы ей списали долги?
— Вашингтон решает, прежде всего, свои задачи, - считает экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте РФ Владислав Гинько. — Что бы там ни говорили, давать деньги в долг всегда выгодно. Кредиторам возвращают с процентами. Конечно, иногда вернуть средства нет возможности, и тогда долги приходится списывать. Но взамен кредиторы получают либо активы, либо возможность влиять на политику страны-должника.
Как видим, сегодня Вашингтон получил беспрецедентную возможность влиять на политику Киева, диктовать ему любые условия. Это своего рода нематериальный актив, за который США готовы заплатить. Они могут договориться с держателями ценных бумаг, а взамен Украина окончательно потеряет свой экономический и политический суверенитет.
Страна движется в непонятном направлении, решения принимаются сиюминутно. Очевидно, что уже сейчас для администрации Белого дома Украина находится на нижней ступени приоритетов. Американцы заняты собственной предвыборной кампанией, выяснением отношений между демократами и республиканцами, налогами, расходами на медицину и так далее.
Украина отходит на второй план, поэтому масштабных вливаний от Вашингтона ждать не стоит. Я бы не стал преувеличивать значение Украины, как экономического актива. Да, она интересна в вопросах приватизации земель, добычи ресурсов. Но политическое значение первично. С ее помощью был создан очаг экономической и политической нестабильности на Украине и России, а также предпосылки для усиления НАТО, роли США в Европе.
— Значит, ради этого долги Украине все же могут списать и спасти ее от дефолта?
— Даже если политики в Вашингтоне надавят на американских держателей долговых ценных бумаг Киева, проблема все равно не исчезнет. Новые кредиты только формируют все большую гору долгов, которая растет все быстрей. Никакое списание или финансовые «жертвы», которые предлагают принести держателям украинских долгов, кардинально ситуацию не решат. Объемы платежей станут расти быстрей, чем будет пополняться бюджет.
Это связано с тем, что налогоплательщики не доверяют государству и курсу, который проводит власть. У бизнеса нет понимания правил игры. Они в значительной мере сбиты с толку действиями президента Петра Порошенко, который заявляет, что планирует удалить крупный бизнес от политики на Украине. Но как и насколько прозрачно он будет это делать — непонятно. Что пугает владельцев капитала, заставляет их уводить средства из Украины. Порошенко не может гарантировать своими заявлениями, что в стране будет стабильный деловой климат.
Да, у политиков США есть рычаги воздействия на держателей гособлигаций — американские и международные инвестиционные фонды. Они могут переговорить с менеджментом этих компаний и убедить их в том, что стоит пойти на списание части долга. Безусловно, это будет сделано не просто так. Политики в Вашингтоне договорятся о том, чтобы Украина предоставила в обмен на списание некие активы. Все эти сделки обычно происходят непрозрачно, за закрытыми дверями. Непонятно, чем именно поделится Украина.
Но, повторю, списание ничего не решит. Украине необходимо искать внутренние источники развития и привлекать инвестиции из-за рубежа и внутри страны. Если бы средства вкладывались в экономику, в бюджет поступало бы больше денег, и тогда не требовалось бы таких масштабных кредитов.
— А почему не ведется работа в этом направлении?
— Кредиты МВФ, США и ЕС демонстрируют очень простую вещь — Киев настолько дезориентировал частных инвесторов, что только бюрократические гарантии Брюсселя, Вашингтона или международных финансовых организаций могут помочь привлечь финансовые ресурсы. Это ставит жирную точку в вопросе о том, насколько эффективна экономическая политика, которую проводят Яценюк и Порошенко. Это курс в никуда. Не нужно обманываться миллиардами евро, которые получает Украина. Каждый миллиард мог бы быть получен внутри страны, за счет возвращения средств местных предпринимателей, зарубежных инвестиций. Но всего этого нет, поэтому единственный выход — финансовые вливания со стороны ЕС, США и МВФ.
Ситуация в украинской экономике катастрофична. В Киеве должны прислушиваться ко мнению всех граждан, а не только тех, кто стоял на Майдане. Сегодня все рыночные субъекты Украины голосуют гривной. Падение валюты, отток капитала, сокращение рабочих мест — это показатель того, что доверия к политике Яценюка нет. Если бы Киев проводил экономическую политику, которая устраивает большинство населения, можно было бы выбраться из кризиса и без МВФ.
Финансовый аналитик компании «Альпари» Александр Разуваев считает, что после реструктуризации долга у Киева есть шанс на улучшение экономической ситуации.
— Без реструктуризации долга никакие инвестиции на Украину не пойдут. Вопрос не только в бюджете, а в реализации конечного сценария модернизации, предложенного Западом. Только после списания части долга возможен приток капитала и создание производств, завязанных на экспорт в Евросоюз. Это модель, предложенная в свое время полякам и прибалтам.
— Значит, США пойдут на списание долгов?
— В принципе политические круги США могут надавить на международных кредиторов Украины. Но даже если они этого не сделают, Украина, скорее всего, все равно «добровольно-принудительно» проведет реструктуризацию. Люди, которые приобретали украинские облигации, понимали, что покупают крайне рискованные активы, и были готовы к потерям.
Напомню, что Российская Федерация в 1998 году тоже провела реструктуризацию внутреннего долга. Украина может сделать то же самое. Но у рынков плохая память на негативные новости. Думаю, через несколько месяцев про реструктуризацию забудут все, кроме тех, кто потеряет часть денег. Тогда на Украину, возможно, пойдет капитал.
— Некоторые аналитик считают, что никакие кредиты Киеву уже не помогут, и это все равно, что вкладывать деньги в «черную дыру»…
— Я считают, что у Киева есть шанс провести модернизацию. В свое время она успешно состоялась в Польше и Турции, хотя и на более мягких условиях. При этом в Прибалтике модернизация провалилась. Понятно, что на Украине совсем другая криминальная обстановка, имеется полузамороженный военный конфликт. Но, так или иначе, шансы на модернизацию у них есть.
— Поэтому в МВФ готовы продолжать кредитование Украины, даже если она не рассчитается с долгами перед частными кредиторами?
— Скорее всего, на Украине будет выборочный дефолт. Перед МВФ Киев в любом случае будет выполнять обязательства. Новые транши все равно пойдут в страну. Долги перед МВФ — это отдельная история, не связанная с частными кредитами. Кстати, Россия в 1998 году также продолжала платить по еврооблигациям.
— То, что Украину продолжают кредитовать — это политический или все же экономический расчет?
— Думаю, все вместе. Изначально Брюсселем был предложен проект модернизации Украины, и мне кажется, что Евросоюз очень хочет довести его до конца. Существует неофициальная точка зрения, что ЕС в идеале хотел бы заместить на своем рынке труда выходцев из стран Африки и Ближнего Востока на украинцев. Это одна из неофициальных целей Майдана и экономических реформ на Украине.
http://oko-planet.su/politik/politikukr … hertv.html