Нарушители будут наказаны
В настоящее время доля закупок у малого и среднего бизнеса установлена на уровне не менее 18% от всех закупок, согласно постановлению правительства от 11.12.14. Стоит отметить, что в настоящее время доля МСП в государственных заказах не превышает 11%.
Данный законопроект предусматривает к компаниям, которые не выполняют или же некорректно отчитываются в выполнении нормативов объемов закупок у МСП, применять определенные меры. Нарушители будут переведены на год под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который является более жестким в сравнении с 223-ФЗ. Суть в том, что если ранее (по 223-ФЗ) государственные компании могли работать в соответствии с собственным положением о закупках, который учитывал все особенности их процессов, то теперь процедура будет одинаковой для всех.
В случае если любые сроки и процедуры не будут соблюдены, заказчик будет вынужден заплатить штраф. К примеру, за неразмещение данных о закупке для государственных компаний штраф может составить 500 тыс. руб. Если же нарушение будет совершено со стороны физического лица, штраф может составить 50 тыс.руб.
Ограничения
Помимо этого государственные компании будут ограничены в выборе процедуры закупки. Данное ограничение сможет вступить в действие только в случае, если стоимость контракта будет ниже 200 млн руб. (в министерстве именно это сумму считают приемлемой). В случае если контракт превышает данную стоимость, заказчик останется вправе выбирать самостоятельно, каким образом необходимо организовать закупку.
В настоящее время заказчики стараются избегать конкурсов и аукционов, через которые совершаются закупки. Вместо этого они совершают закупки у единственного поставщика.
«В большинстве случаев такие закупки являются малопонятными для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и неконкурентными», — поясняет представитель Минэкономразвития.
С данной проблемой, по мнению министерства, сможет справиться именно предложенный законопроект.
Лишения и исключения
Часть компаний, государственная доля которых превышает 50%, будут лишены права:
1. устанавливать собственные внутренние положения о проведении закупок;
2. прописывать в данных положениях собственные требования к поставщикам.
Теперь эти компании, которые определит правительство, будут использовать типовые положения.
Согласно законопроекту, нормы, касающиеся установления требований к физическим и юридическим лицам в положении о закупках, будут исключены. Это позволит устранить все возможности злоупотребления со стороны заказчика в части ограничения количества участников. Однако право устанавливать отборочные требования к участникам конкретно в закупочной документации за заказчиком останется закреплено.
Большая часть законопроекта направлена на регламентацию проведения заказчиками конкурентных процедур. Своего рода унификация данного процесса позволит упростить работу МСП в сфере закупок.
Действительно ли нужен ли проект бизнесу?
Несмотря на все плюсы, которые Минэкономразвития планирует получить благодаря принятию данного законопроекта, малое и среднее предпринимательство отнеслось ко всему с долей скептицизма.
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» в лице Сергея Габестро считает, что законопроект не сможет сделать доступ малого и среднего предпринимательства более простым. Закупочная отрасль будет зарегулирована, что вызовет ряд проблем:
1. упадет эффективность работы;
2. квоты для малого бизнеса будут имитировать участие малого и среднего предпринимательства;
3. заказчики будут обходить данные квоты;
4. будут созданы компании-посредники;
5. заказ уйдет традиционным поставщикам, что находятся на субподряде.
Союз промышленников и предпринимателей в лице его главы Александра Шохина также остался недовольным предложенной министерством инициативой и предлагает ему заняться доработкой проекта.
«Выполнение госкомпаниями целого ряда новых требований приведет к увеличению сроков закупочных процедур и росту непроизводственных расходов», — считает Шохин.
По его словам, меры, предлагаемые Минэкономразвития, являются своего рода административным принуждением, что не может положительно сказаться на всей ситуации с бизнесом, - стимулы к закупкам у МСП просто напросто пропадают.
Руководитель юридической фирмы Vegas Lex Юлия Тормагова также выразила свое недоверие по отношению к данному законопроекту. По ее словам, те поправки в 223-ФЗ ограничат право государственных компаний принимать собственные положения о закупках и устанавливать даже ориентировочные требования к их участникам (к примеру, о дееспособности поставщика). Это, в свою очередь, не позволяет учитывать все нюансы, масштабы, а также специфику работы компаний.
«Причины исключения этого права субъектов 223-ФЗ непонятны. Это фактически допускает к участию в закупках всех желающих», — отмечает она.
Несомненно, типовые положения способны вызвать ряд неудобств для государственных компаний, однако со стороны государства это может стать эффективной мерой – контролировать государственные закупки станет проще, реагировать на нарушения данные меры позволят довольно оперативно.
Мнения расходятся, и в интересах же правительства учитывать их все. О данной поправке лишь зашел разговор, а волнения в обществе уже набрали обороты. Понять можно обе стороны: как тех бизнесменов, которые видят для своих компаний лишь угрозу, так и государство, которое хочет улучшить положение дел в стране.
Однако, исходя из того, что в обществе ежедневно что-то меняется, необходимо быть всегда на шаг впереди или же хотя бы просто идти в ногу со временем, поэтому рано или поздно изменения потребуются. Стоит лишь подойти к ним несколько спокойнее и рассудительнее всем участникам данного процесса. Компаниям не следует сразу же воспринимать все в штыки, позволив себе немного подольше проанализировать предложения, а правительству, возможно, не стоит вносить изменения слишком резко, позволив компаниям привыкнуть хотя бы к части их.
Ева Лисовская