Руководитель центра координации «Новая Русь» Алексей Анпилогов также полагает, что допущенный казус не приведет ни к каким последствиям для Российской Федерации. «С формальной точки зрения ЛНР и ДНР являются независимыми субъектами международного права. Заявление о статусе Севастополя, Крыма, Курильских островов или Калининградской области могут делаться субъектами международного права какие угодно. Однако последствия для Российской Федерации в любом случае не определяются такими заявлениями», — сказал он. Вместе с тем Анпилогов заметил, что подобная формулировка представляет собой «большую глупость», которая, однако, является всего лишь незначительным эпизодом. «Сделано ли это по оплошности или по глупости, или просто в силу позиции ЛНР и ДНР — с моей точки зрения, это большая глупость. Несмотря на формальное разделение ЛНР и ДНР и Российской Федерации, они в целом выступают в рамках если не союзнических, то партнерских взаимоотношений, которые подразумевают как минимум уважение друг к другу», — убежден Анпилогов. Эксперт полагает, что нужно смотреть не на декларацию, а на возможности, и у Украины нет возможностей для возвращения Крыма и Севастополя. «Этот досадный факт будет весьма незначительным эпизодом в достаточно сложном и трудном пути пересборки украинской государственности или ее окончательного исчезновения», — подытожил эксперт.
По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, ответственность за данную формулировку должна нести Россия, а не народные республики, поскольку именно Россия подталкивает их к тому, чтобы они присоединялись к позиции Украины. «Если Москва настаивает на том, чтобы Донецк и Луганск возвращались в состав Украины, то это будет происходить по правилам Украины. Это вопрос не к ДНР и ЛНР. Это вопрос к тем, кто из Москвы требует от них полноформатной интеграции в состав Украины», — сказал Ремизов. По его мнению, это всего лишь следствие выбранной Москвой стратегии. «Если Москва настаивает на том, что Донецк и Луганск должны быть частью Украины в ее конституционном поле, то для Донецка и Луганска не будет возможности для иной трактовки. Это можно сколько угодно объяснять какими-то техническими моментами, но это и принципиальный вопрос», — резюмировал он.
Военный обозреватель и публицист Борис Рожин в своем блоге назвал предложенную формулировку «информационным самострелом», поскольку она дала «вражеской пропаганде отличный информационный козырь, которым теперь размахивают, ведь, судя по цитируемому документу, даже если Крым и Севастополь там оставили по недосмотру, формально текст выглядит так, что ДНР и ЛНР действительно предлагают (или вернее вносят предложение в контактную группу, где оно благополучно и будет похоронено) считать, что Крымом и Севастополем управляет украинская администрация”.
Глава МИД ДНР Александр Кофман назвал странной предложенную в тексте поправок формулировку, согласно которой Крым и Севастополь оказались в составе Украины, и заявил, что не только Крым, но и Донецк считает частью Российской Федерации.
Эксперты прокомментировали и готовность ЛНР и ДНР быть «неотъемлемой составной частью Украины», предусмотренную в тех же поправках. «Представители ЛНР и ДНР показывают, что они готовы пойти навстречу, чтобы спасти единое пространство, сохранить жизни людей и дать им возможность нормально жить на своей земле», — сказал председатель комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов. Однако, по его мнению, украинская власть не оценит этого стремления, поскольку она заинтересована в продолжении конфликта. «Сколько бы ни протягивалась рука, сколь бы широкой воли и силы духа не проявляли представители ЛНР и ДНР, по моему глубокому убеждению, хунта навстречу не пойдет, потому что любое мирное решение данного вопроса автоматически исключает ее из диалога. Повестка дня для хунты будет только одна — это уголовное преследование и ответ за преступления, совершенные ей за этот год», — заявил он.
Политолог Владимир Карасев заметил, что есть дипломатическая составляющая и есть реальная составляющая. «Для того, чтобы выиграть дипломатическую партию, необходимо уметь делать скрытые ходы, невидимые обывателю. А выводы нужно делать по окончании партии. А реальность такова, что украинская хунта ни при каких обстоятельствах не сможет и не будет выполнять Минские договорённости. Все в ЛДНР и в РФ понимают, что без освобождения Украины от нацистской заразы не будет мира в Донбассе», — убежден он.
Алексей Анпилогов также прокомментировал данные шаги. «Мы опять сталкиваемся с заявлениями отдельных политиков, которые могут преследовать свои интересы. Я знаю одно точно: на протяжении года жители ДНР и ЛНР подвергались обстрелам, бомбардировкам, теряли своих родных. Если посмотреть на данные социологических опросов, то можно увидеть, что отношение людей к возможному нахождению ЛНР и ДНР в составе некой, даже реформированной, единой Украины по-прежнему негативное. Я по-прежнему очень невысоко оцениваю вероятность того, что ЛНР и ДНР будут частями какой-либо старой, новой, реформированной, унитарной или же конфедеративной Украины. Потому что для этого, в первую очередь, нет общественных предпосылок. При этом сейчас создаются экономические предпосылки независимости в виде создания экономических связей с России, в виде запуска и хождения рубля на территории ЛНР и ДНР. Эти процессы все более отделяют Донбасс от Украины. Украина со своей стороны, проводя политику блокады Донбасса, способствует отнюдь не его приближению к украинским реалиям», — пояснил он.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, ДНР и ЛНР, желая внести свои «Дополнения и изменений в Конституцию Украины», просто вписали их в её действующие статьи, согласно которым в административно-территориальное устройство Украины входят Автономная Республика Крым и Севастополь, находящиеся в составе России. Представители республик объяснили это тем, что не имеют полномочий менять действующую конституцию Украины.
Кристина Мельникова