― Думаю, что американское гражданство пока сохраню. Дело в том, что мои дети живут в США. Вот когда они станут россиянами вслед за мной и тоже переедут сюда, я распрощаюсь с американским паспортом.
― Может быть, кто-то из ваших друзей в Америке тоже хочет стать гражданином России?
― Нет, я никого не знаю. (Смеется.)
― Неужели никто не хочет? Почему, как вы считаете?
― У меня есть русские друзья в Штатах, но у них уже есть российское гражданство, и они в нем не нуждаются. А мои американские друзья расходятся со мной во взглядах на политику России. Они не воспринимают ее так, как я, и не одобряют. Они не посещали Россию столько раз, сколько я был здесь, не знают и не понимают российскую культуру, как я, и не видели, как люди здесь относятся ко мне. Но я не пытаюсь найти способ выбраться из США ― я хочу получить российское гражданство, потому что очень люблю Россию.
― Многие американцы могут сказать, что вы предатель. Что вы отвечаете на такие обвинения?
― Я не испытываю лояльности к стране, и у меня нет чувства гражданского долга перед ней только потому, что я там родился. Но если я говорю, что верен какой-то стране, то это действительно так. Мое сердце не в США, а здесь, в России. В Америке живет очень много моих друзей и хороших знакомых, которых я люблю. Но я не принимаю политику этой страны, потому что происходят некоторые вещи, с которыми я не согласен. Мне не нравятся американская философия, американский взгляд на мир.
― А как простые жители США относятся к России? Мы слышим в основном высказывания американских политиков-русофобов, а позиция, которая преподносится американскими СМИ, довольно однобока...
― Я думаю, что большинство американцев имеют свое мнение по поводу русских людей, они не считают их плохими или врагами. Но Америка в целом видит Россию агрессивной тиранией c огромной территорией, которая хочет захватить весь мир. Американские масс-медиа, телешоу, газеты представляют Россию как агрессора. Но это позиция лицемерна, потому что войска Соединенных Штатов до сих пор находятся в Афганистане и Ираке, и они постоянно сбрасывают бомбы на деревни при помощи беспилотников. Это происходит на Ближнем Востоке уже несколько десятилетий. И при этом Америка называет без каких-либо на это оснований другую страну агрессором? Это просто глупо.
― Сталкивались ли вы с какими-то проблемами из-за того, что вы поддерживаете Россию? Может быть, вас не допускали до соревнований или, например, пытались блокировать в СМИ?
― Все страны рады мне, и никаких проблем с въездом на территорию других государств у меня никогда не возникало. Но в то же время я лишился поддержки многих спонсоров. Они говорили: а, этот парень, он же не за Америку, он любит Россию, давайте не будем давать ему деньги, не будем поддерживать российские товары и компании. Так я потерял довольно много денег ― они могли мне достаться, если бы я придерживался других взглядов.
Джефф Монсон демонстрирует татуировку «свобода». Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
― И все же, как вы думаете, могут ли Россия и Америка подружиться когда-нибудь?
― Да, я считаю, это вполне возможно. На самом деле здесь все зависит от политической власти и денег. Если Россия и США смогут сесть и договориться о создании новых экономических связей, о взаимовыгодном сотрудничестве, чтобы они таким образом зависели друг от друга. Тесное сотрудничество не позволит им быть полными врагами. Сейчас между Россией и Америкой очень холодные отношения, но все же я не думаю, что будет настоящая война. Изменение политического климата и экономика могут их сблизить.
― Вы однажды перечислили свой гонорар от поединка в помощь детям, пострадавшим от военных действий в Донбассе. Планируете ли посетить Донбасс?
― Обязательно, когда-нибудь я сделаю это. У меня впереди большое соревнование ― ADCC Submission Fighting World Championship 2015, которое состоится 29–30 августа в Бразилии. Сейчас я усиленно к нему готовлюсь, а когда закончу тренировки и проведу бой, то смогу отдохнуть. Тогда возьму отпуск и поеду в Донбасс.
― Как противостояние России и Америки затронуло спортивные организации, c которыми вы работаете, или чемпионаты? Скандал с FIFA наделал много шума, были ли аналогичные ситуации в сфере единоборств?
― В спорте не должно быть политики. Когда проходят соревнования по регби, самбо или боксу, Олимпийские игры ― нет никакой политики, только спорт. Это касается и самих спортсменов. Я недавно был на чемпионате по джиу-джитсу и наблюдал, как русские становятся настоящими друзьями с поляками, немцами, японцами, другими бойцами со всего мира. Ты соревнуешься, пытаешься изо всех сил победить других участников соревнований, но потом жмешь руки своим соперникам по рингу и обнимаешься c ними. Спорт ― это самая прекрасная вещь в мире, и в нем самые настоящие люди. Я люблю спорт ― за то, что в нем нет никакой политики.
― На встрече с Владимиром Жириновским стало известно, что вы планируете открывать спортивные клубы для молодежи по всей России. Почему вы решили этим заняться, как спорт может помочь России?
― Спорт очень важен сейчас для России, особенно боевые искусства. Люди много работают, просто чтобы прокормить семью и выплачивать кредиты, а спорт может дать им в жизни что-то, к чему можно стремиться. Чтобы не было так, что человек всю жизнь до старости только работает. Надо что-то делать в жизни ― это может быть не только спорт, а, например, искусство, любовь, путешествия. Но я хочу принести в жизнь людей именно спорт. Своей судьбой я обязан спорту, я такой, какой есть, благодаря ему, и я намерен передать это российским детям.
Я вижу много детей в России, которые занимаются самбо и боксом и много тренируются. Но чтобы у них была возможность стать чемпионами, нужно больше школ, больше тренировок, тренеров, больше возможностей для воплощения своей мечты. Сейчас много русских участвует в Ultimate Fighting Championship и других чемпионатах, россияне хорошо зарекомендовали себя в MMA, борьбе, самбо. У российских детей есть свои кумиры ― их соотечественники, их часто показывают по телевизору. Дети видят российских бойцов и понимают, что они тоже русские, они одной крови с ними, и это отличный пример для подражания. Поэтому очень важно, чтобы у детей в России была возможность тренироваться и стремиться стать такими же, как их кумиры. А я хочу делиться с людьми своей энергетикой, как ее давали мне, чтобы они передавали ее другим людям.
― У вас есть татуировка c изображением скульптуры «Родина-мать». Американское издание Business Insider однажды внесло ее в список самых уродливых советских памятников. Вы явно с этим не согласны, что для вас значит этот образ?
― Дело не столько в том, что мне нравится скульптура Вучетича, это память о моем посещении места Сталинградской битвы. Когда я был в Волгограде и говорил с людьми, чьи деды и прадеды погибли там, я плакал. Это невероятно: огромное число людей, больше чем миллион, погибли в ходе битвы за Сталинград, защищая Родину-мать. На Мамаевом кургане я увидел написанные там имена участников битвы, все эти надписи и Вечный огонь заставили меня расплакаться. Хотя я сам никогда не был на войне, но я почувствовал эту энергию, любовь к Родине героически погибших людей, их волю к победе и жертвы, которые они принесли. Никто не жертвовал, так как они, ― своими домами, семьями, жизнями, всем, чтобы защитить Родину-мать. Это великое дело.