Яресько также исключила девальвацию гривны, если будет дефолт: «Девальвации не будет, поскольку давление на валютном рынке, наоборот, уменьшится, ведь мы не будем тратить валюту на выплаты по нашим кредитам».
По ее словам, единственные, кто почувствует негативный эффект дефолта, это коммерческие предприятия, которые сейчас имеют возможность выходить на внешние рынки заимствований. «Для них процентные ставки повысятся. Но таких компаний в Украине, к сожалению, очень мало», – добавила Яресько.
При этом министр финансов в данном интервью выразила глубокую убеждённость в том, что дефолт Украины не остановит программу сотрудничества с МВФ.
Интересно то, что через три дня после беседы с «Зеркалом недели», она вместе с Яценюком отправилась с рабочим визитом в Соединённые Штаты.
Там украинский премьер-министр под лозунгом «дайте нам деньги и оружие!» встретился с вице-президентом США Джо Байденом, директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, министром энергетики США Эрнестом Монизом, министром финансов США Джейкобом Лью, министром торговли США Пенни Притцкер, представителями Конгресса и с влиятельными лоббистами Американского еврейского конгресса.
Визит прошёл гладко. Похоже на то, что решение относительно дальнейшего кредитования Международным валютным фондом Украины наперекор её неспособности реструкторизировать свои долги было принято в Вашингтоне ещё до интервью Яресько и её поездки вместе с Яценюком в США. Данное решение просто оформили под этот рабочий визит.
Таким образом, судя по всему, дальнейшее предоставление Украине денег МВФ продолжится даже в условиях объявления ею технического дефолта. Иначе говоря, под мощным давлением Вашингтона, Фонд согласился и дальше давать Киеву новые кредиты для того, чтобы он мог ими гасить свои старые долги перед МВФ, и при этом игнорировать неспособность Украины расплатиться с другими кредиторами.
Как сообщил первый заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон, «у нас существует политика кредитования задолженности, которая позволяет нам продолжать кредитование государства-члена, даже если оно имеет задолженность перед частными кредиторами, обеспечивая выполнение других своих обязательств перед МВФ».
Не зря после визита в США украинского премьера и министра финансов, Киев заговорил о том, что в июле страна в любом случае получит очередной транш от МВФ. «Ожидаю, что украинский парламент на следующей неделе поддержит три закона, необходимые чтобы получить второй транш МВФ, и чтобы программа с Международным валютным фондом выполнялась», – сообщил Яценюк. При этом премьер выразил надежду, что если украинский парламент это сделает, то уже в первой декаде следующего месяца может быть заседание Совета директоров МВФ касательно следующего транша для Украины.
Таким образом ситуация вокруг неплатежеспособности Украины складывается из нескольких составляющих.
1. Переговоры Киева с кредиторами зашли в тупик. Реструктуризировать и тем более прощать долги никто не хочет. Кредиторы хотят свои деньги.
2. Украина вплотную подошла к официальному отказу платить частным кредиторам по своим долговым обязательствам, т.е. – к объявлению технического дефолта.
3. На данный момент Украина, в силу своей неплатёжеспособности, уже не способна совершать заимствования на международном финансовом рынке. В её способность отдавать долги там уже никто не верит.
4. Для Киева неспособность Украины получать иностранные кредиты теперь не имеет большого значения, так как украинской экономики, как таковой, фактически уже не существует. О чём, собственно говоря, и сообщила Яресько в своём интервью. В стране остались лишь отдельные предприятия, способные выходить на международный кредитный рынок.
5. МВФ ещё какое-то время готов и дальше обслуживать свой долг, предоставляя Украине новые кредиты, для возвращения себе старых украинских долгов.
Что из всего этого вытекает?
Судя по всему, Вашингтон и дальше будет оттягивать час «Х» окончательной украинской финансовой катастрофы. Технический дефолт, при котором Киев будет платить МВФ его же кредитами, но откажется платить остальным кредиторам, представляет собой короткую прелюдию к объявлению дефолта по всем внешним долгам. Похоже на то, что Белый дом пытается выиграть время в украинском противостоянии, всеми силами затормаживая уже неизбежный финансовый крах Украины.
Самый важный на данный момент вопрос – какой смысл в оттягивании украинской финансовой катастрофы при наличии стремительного падения в стране производства? НБУ прогнозирует падение ВВП Украины по итогам 2015 года на уровне 7,5%. Всемирный банк ухудшил свой прогноз с 2,3% до 7,5% падения украинского ВВП. МВФ ухудшил прогноз с 5,5% до 9% падения ВВП. Все рейтинговые агентства также ухудшили рейтинги Украины до преддефолтных. "Bloomberg" оценивает вероятность дефолта в 57%.
Но ведь без способности самостоятельно зарабатывать так недостающую Украине иностранную валюту, выбраться из долговой ямы при помощи одних кредитов МВФ Украина не сможет. Срочные реанимационные мероприятия, прежде всего, требует украинская экономика, но без России их провести невозможно. Москва же, в угоду Вашингтону, продолжает оставаться для Киева врагом №1. Данная позиция предельно самоубийственная, но она – стратегическое направление украинской внешней политики. Но какой в этом смысл?
Можно предположить, что оттягивание финансовой катастрофы Украины и дальнейшее продолжение её конфронтации с Россией, необходимо США для реализации какого-то политического, либо военного плана/стратегии, направленного против РФ.