Он ещё раз подчеркнул, что о федерализации страны не может быть и речи. А пресловутая децентрализация «по-киевски» означает ни что иное, как враждебное поглощение Донбасса государством мононационального типа. Что не предполагает никакого обещанного в Минске равноправия в языковой сфере, создания «в районах с особым статусом» отрядов «народной милиции» или возможности выстраивать напрямую отношения с приграничными субъектами РФ в гуманитарных и иных сферах.
«Чего не будет позволено — никакой федерализации. Вопросы безопасности, обороны общественного порядка, внешних отношений, ключевые вопросы, которые держат целостность государства, будут отнесены исключительно к компетенции государственной власти», — цитируют слова г-на Порошенко мировые СМИ.
Судя по выступлению президента, никакого диалога с Донбассом по поводу модальности проведения местных выборов и, тем более, согласования с нынешними властями ДНР и ЛНР конституционной реформы о децентрализации полномочий, в Киеве проводить не собираются. Вместо этого администрация Порошенко спустит сверху реформу по децентрализации власти до 25 октября, чтобы избежать проведения повторных местных выборов.
При том, что готовящиеся изменения не только не предполагают передачи части полномочий на местный уровень, а, наоборот — наделяют первое лицо государства полномочиями времен президентства Виктора Януковича. За президентско-парламентскую форму правления Порошенко планирует «агитировать» Раду угрозой ее роспуска.
Тезис об унитарном будущем украинской государственности с предельно широкой компетенцией центральных властей, который озвучил Петр Порошенко, представляет декларацию, отвергающую минский процесс, считает директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
— Поэтому переговоры «нормандской четвёрки» в формате глав МИД кажутся мне какой-то странной игрой. Получается, министр иностранных дел Украины Павел Климкин на встрече в Париже в совместном коммюнике признаёт «безальтернативность Минска-2». А его шеф заявляет прямо противоположное. В упомянутом выступлении президент Украины озвучил целый ряд позиций, которые несовместимы с положениями минских договоренностей.
В Комплексе мер по реализации минских соглашений от 12 февраля предусмотрен «особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей». В частности, право на создание отрядов народной милиции по решению местных советов, на языковое самоопределение, трансграничное сотрудничество с регионами РФ и т. д. Это и есть автономия.
«СП»: — Судя по высказываниям Порошенко, его понимание процесса децентрализации не имеет ничего общего с тем, о чём договорились участники «Минска-2».
— Порошенко ни на какую автономию не соглашается. Это не просто оговорка президента. Это позиция Киева, детально описанная в статье директора Института стратегических исследований и советника главы государства Владимира Горбулинав субботнем номере украинского еженедельника «Зеркало недели».
Замечу, что В. Горбулин — официальный представитель Украины в подгруппе по политическому урегулированию. В статье он подробно объясняет, какие варианты урегулирования конфликта категорически не устраивают Киев. В том числе — варианты 3 и 4 его анализа, которые идентичны требованиям минского Комплекса мер. Судя по его позиции, предпочтительный сценарий для него — тотальная война, в которой, как полагает Горбулин, Украина имеет шанс победить. Указывая, что в России, дескать, плохо с демографией, армия до конца не модернизирована и прочая несуразица.
Так или иначе, Горбулин чётко выразил мысль о неприемлемости минского процесса. И этот человек официально представляет украинскую сторону на минских переговорах. Спрашивается, чем же тогда занимаются министры иностранных дел на своих встречах?! Ясно, что Киев не будет соблюдать никаких договоренностей. Его устраивает вариант — вести переговоры и делать вид, что украинские власти не отказываются от соглашений. Но при этом не допускать их воплощения в жизнь.
«СП»: — То есть, рассчитывать на прогресс в мирном урегулировании не приходится?
— Это очевидно. Отдельные шаги навстречу могут быть — вдруг, например, демилитаризируют Широкино? Или проведут обмен пленными? Но это временные решения, потому что Киев не готов к политическому урегулированию в интересах всех сторон.
«СП»: — Европейские участники минского процесса безуспешно пытаются оказывать давление на украинские власти…
— Европейцы наконец-то заговорили, что обе стороны должны выполнять соглашения. Но, что значит — должны?! У них хватает инструментов, чтобы убедить Порошенко вести иную политику. Например, сказать: «Не дадим денег, если вы не договоритесь с представителями ДНР и ЛНР по вопросам, прописанным в минском Комплексе мер…».
Проблема в том, что европейские переговорщики к такой позиции не готовы. На мой взгляд есть только два сценария, при которых европейцы будут вынуждены изменить свой подход. Это — угроза возобновления масштабного военного противостояния или нарастание хаоса с угрозой дезинтеграции украинской государственности. Оба сценария — с непредсказуемыми последствиями для европейской безопасности.
«СП»: — Как вы оцениваете роль Соединённых Штатов в урегулировании украинского кризиса?
— Очевидно, что они оказывают сильное влияние на мирный процесс. Принимая во внимание жёсткость и устойчивость линии Киева, отмахивающегося от увещеваний европейцев, этому может быть единственное объяснение. А именно, что Порошенко и, в целом, украинские власти в своей позиции опираются на мощную поддержку Госдепа США. Другого объяснения я не вижу.
«СП»: — То есть, по большому счёту, договариваться нужно Москве с Вашингтоном?
— Сегодня я не вижу перспектив для таких разговоров. По крайней мере — до смены хозяина в Белом доме. Впрочем, победитель на президентских выборах едва ли окажется более склонным искать компромисс с Москвой, чем Обама.
По мнению обозревателя МИА «Россия сегодня» Ростислава Ищенко, встречи «нормандской четвёрки» — это мероприятия, где представители Германии, Франции, России и Украины имеют возможность просто «побеседовать».
— За всё время их встреч были подписаны только два соглашения — «Минск-1» и «Минск-2». Причём от Украины их обязался выполнять бывший президент Леонид Кучма. Порошенко, получается, выступил (наравне с Путиным, Меркель и Олландом) гарантом того, что его предшественник, который сегодня не находится у властных рычагов, будет что-то выполнять.
А подписывали соглашения, вообще, другие люди — Захарченко, Плотницкий и Кучма. То есть, трое посредников гарантировали, что подписанты под надзором ОБСЕ что-то будут выполнять.
В результате, если Украина отказывается воплощать в жизнь «Минск-2», вопросы следует задавать Кучме. Потому что Верховная Рада соглашения не ратифицировала. Наоборот, она начала принимать диаметрально противоположные законы. Порошенко сразу сказал, что соглашения в представленном виде невыполнимы. А Кучма по отношению к Украине имеет такое же значение как любой из нас.
«СП»: — Посредники отвели Киеву и ополченцам два дня на отвод тяжёлых вооружений. Исходя из сказанного вами, это очередная мертворожденная инициатива?
— В «нормандскую четвёрку», когда она впервые собралась в Нормандии, входили Порошенко, Путин, Меркель и Олланд. Порошенко сам от себя потребовал отвести тяжёлое вооружение?!
А на днях Украину в переговорном процессе представлял глава МИД Климкин, который призвал (вместе с остальными участниками «четвёрки»)… своего начальника отвести технику. На что получил отрицательный ответ. Этот «цирк» продолжается не первый месяц.
Я, конечно, понимаю, что Европа, в принципе, хотела бы, чтобы ситуация на Украине как-то утряслась. И чтобы эта страна перестала быть кровоточащей раной возле границ ЕС. Просто потому, что Европа несёт от этого большие убытки. При этом она не обладает реальными рычагами давления на Киев — балом здесь правят американцы. Более того, они способны заставить саму Европу выстраивать свою политику по отношению к Украине так, как нужно Вашингтону.
«СП»: — Значит, пока Штаты не «созреют», переговорная эпопея будет означать пустое сотрясание воздуха?
— Естественно. Посмотрите, на Януковича давили вместе США и Европа. Он сломался, подписал бумаги, вывел войска из столицы, его чуть не убили, и президент был вынужден бежать из страны. А если бы не сломался, арестовал зачинщиков госпереворота, разогнал радикалов на Майдане, то до сих пор был бы главой государства. Думаю, Янукович уже переизбрался бы на второй срок.
«СП»: — Пример Януковича стал уроком для Порошенко? Или разница в том, что на последнего не оказывают давления США?
— На Порошенко тоже можно давить. Но «нормандская четвёрка» — это формат, в рамках которого встречаются представители государств. А «минский процесс» это там, где подписываются бумаги какими-то непонятными людьми.
Кучма в официальном плане — никто. А от ДНР и ЛНР бумаги подписывают Захарченко и Плотницкий, которых Киев не признаёт и считает преступниками. Получается, собрались трое «никто» и подписали документы. А потом четыре президента из «великолепной четвёрки» их гарантировали.
Неужели после этого, вообще, имеет смысл рассуждать, будет Киев выполнять договорённости или нет?
«Минский процесс» сам по себе абсолютно нежизнеспособен. Понятно, что все эти «танцы вокруг договоренностей» нужны лишь для того, чтобы в ходе очередного военного обострения перекладывать вину на оппонентов. А «нормандский формат» используется (в том числе и Россией) для того, чтобы втянуть Европу в разрешение украинского кризиса. Чтобы последняя признавала свою роль в его эскалации.
Начиналось ведь как? Европейцы говорили, что на Украине «восставший народ сверг диктатора, Россия вмешалась, вот она пусть теперь и наводит порядок». Дескать, «а мы тут, вообще, ни при чём, так, мимо проходили».
После того как европейские лидеры вошли в «нормандский формат», они тоже взяли на себя часть ответственности за урегулирование кризиса. И теперь вынуждены что-то говорить Порошенко, якобы оказывая давление на него..
Им, конечно, неприятно, когда они приезжают, смотрят на этого упитанного дядю. И видят, что тот наглеет на глазах. У Меркель и Олланда наверняка появляется личная неприязнь к Порошенко.
«СП»: — США в последнее время пытаются институализировать свою роль «серого кардинала» украинского кризиса, что только отдаляет его разрешение.
— Да, уже действует формат «Григорий Карасин (замминистра иностранных дел РФ — прим. ред.) - Виктория Нуланд (помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии — прим. ред.)». Наверное, для того, чтобы Карасин мог рассказать Нуланд то, чего она не понимает на других языках. Если, насколько я понял из её комментариев, замгоссекретаря США получает информацию о ситуации на Украине из Twitter, то теперь её будет информировать лично Карасин.
То есть, де-факто США признали своё участие в украинском кризисе. Это важно, потому что переговоры об урегулировании можно вести только с настоящими участниками процесса. Например, с США и, частично, с Европой. А вести переговоры об урегулировании кризиса с Порошенко бессмысленно. Он ничего не решает. За него это делают американцы.
В перспективе на «нормандскую площадку» можно будет пустить американцев. Но только в случае, если они захотят решать украинский вопрос в мирном ключе. В свою очередь «Минск-2» сохраняется как средство для тактического маневрирования. Стороны определяют, кто виноват в очередном обострении.
«СП»: — Говоря о децентрализации, команда Порошенко разрабатывает проект конституции, в котором президент возвращает себе полномочия времён правления Януковича.
— Ничего удивительного, украинские власти всегда занимали такую позицию — мы проводим децентрализацию, федерализация исключается. В принципе, название не играет роли. Главное, что реально предполагается изменить. Но когда Киев начинает рассказывать, что он имеет в виду, то становится понятно, что майданные власти хотят построить не просто унитарное, а сверхцентрализованное государство.
От ДНР и ЛНР сразу потребовали вернуть контроль над границами и местные выборы по украинскому законодательству. По принципу: мы «изберём» тех, кого считаем нужным, а нынешние власти самопровозглашенных республик отправятся за решётку.
Порошенко всё время говорит одни и те же вещи. Что он закончит войну так, что «дети Донбасса продолжат сидеть в подвалах, а пенсионеры — без пенсий. … А у нас дети пойдут в школы». Заканчивая тезисом о децентрализации, которая, на самом деле, приведёт к сверхцентрализации.
«СП»: — Как долго ситуация в Донбассе может находиться в состоянии «ни мира, ни войны»?
— На 99,9% события, так или иначе, закончатся всеураинской гражданской войной, которая выйдет за пределы нынешней зоны конфликта и свержением киевской власти.
Сегодня есть опасность непосредственного втягивания в этот конфликт части восточноевропейских государств и России. С учетом того, что в США в 2016 году состоятся президентские выборы, без разрешения украинского кризиса (пусть даже невыгодного Вашингтону) демократам на победу рассчитывать нечего. Соответственно, по моим представлениям, основные события развернутся ещё в этом году. И, скорее всего, им будет предшествовать какая-то крупная, организованная США провокация для того, чтобы можно было разжечь пожар большой войны.
Василий Ваньков
http://cont.ws/post/96195