Что день грядущий нам готовит
Россия, Украина и мир: политика и аналитика 64 +18
Сообщений 1 страница 10 из 1000
Поделиться21 Июл 2015 17:06:53
Финляндия объяснила заперт на въезд делегатам из РФ
01.07.15 - 16:59
Финляндия отказала во въезде делегатам из России из-за того, что они находятся в санкционном списке Евросоюза. Об этом сообщает МИД Финляндии Пайви Каукоранта.
Речь идет о спикере Государственной думы РФ Сергее Нарышкине, который направлялся на участие в Парламентской Ассамблее ОБСЕ.
Ранее источник в российском МИД сообщал, что данный отказ является грубейшим нарушением международного права, а Финляндия была «обязана обеспечить лицу право на въезд для участия в международных мероприятиях, даже если данное лицо находится в санкционном списке».
Пресс-секретарь президента Дмитрия Песков назвал данный инцидент возмутительным, отметив, что Нарышкин собирался принять участие в международном мероприятии, а не участвовать в двустороннем переговорном процессе.
В МИД Финляндии сообщили, что господину Нарышкину и еще 5 российским делегатам было отказано во въезде, однако причину тогда не уточнили.
По словам Пайви Каукоранты, ЕС разослал неименные приглашения, а ответственность за решение о въезде не свою территорию лежит, естественно, на Финляндии. «Мы должны были определить, как в таком случае работает закон ЕС о персональных рестриктивных мерах в отношении РФ», — отметила она.
Представитель финского МИД также рассказал, что в законе ЕС о персональных санкциях против физических лиц России перечислены случаи, когда лицо из списка может быть единоразово исключено для участия в международных мероприятиях, в том числе упоминается ОБСЕ. При этом в законе описаны очень размытые критерии.
«Мы внимательно изучили закон и приняли решение, что в данном случае условия для единоразового исключения из черного списка не соблюдены», — заключила Каукоранта.
Поделиться31 Июл 2015 17:08:47
Рада не рада: ЕС нашел деньги для «ленивых» греков, а не для украинцев
Киев, Украина, 01.07.15 - 16:09
Лидер партии «Единый центр» и депутат Верховной рады Виктор Балога с сожалением отозвался о решении ЕС выделить средства для Греции в то время, как на Украине людям «не на что жить».
«Жаль, что в Евросоюзе найдется 29 миллиардов евро для греков, которые банально не хотят работать, но нет средств для украинцев, которым не на что жить, но они очень хотят иметь работу», — написал Балога на своей странице в Facebook.
«Просто, если бы хотя бы половину этой суммы вложить в Украину, еще и в реальный сектор экономики, в новые предприятия, заводы, рабочие места, мы бы почувствовали эффект уже за год», — считает политик.
«А так — это очередное доказательство того, что своя рубашка ближе к телу. Проблемы на Украине — ничто в сравнении с Грецией, хотя у них нет войны, девальвации и массового обнищания населения», — посетовал экс-глава МЧС Украины.
«И пусть после этого кто-то скажет, что наша страна — суперважная для мира, а лидеры Запада только и думают, как спасти Украину. Должен разочаровать. Не думают. Если кто-то и может спасти наше государство, то только мы сами», — заключил Балога.
Ранее Греция попросила продлить программу финансовой помощи в объеме 29,1 млрд евро.
Поделиться41 Июл 2015 17:10:14
АнтиМайдан
Харьков сегодня ночью в малой степени почувствовал себя Донецком
Серия взрывов была произведена начиная с 22.00 и заканчивая 2.00. Очевидцы примерно насчитали 3 взрыва. Кто и что взрывал до сих пор не понятно.
Место взрыва было обнаружено возле общежития одного из вузов города на улице Целиноградской, 48. Частей взрывных устройств или боеприпасов на месте взрыва не обнаружено. Взрыв произошел в студгородке в Харькове в микрорайоне лексеевка.
По данным агентства, частей взрывных устройств или боеприпасов на месте взрыва не обнаружено. Пострадавших нет. В результате взрыва выбиты несколько окон в здании общежития. Уголовное дело пока не возбудили, продолжается выяснение обстоятельств происшествия.
Поделиться51 Июл 2015 17:10:54
ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ 2.0
💥 В ДНР запущены новые международные маршруты
Министерство транспорта Донецкой Народной Республики сообщает о запуске новых автобусных маршрутов из ДНР в различные точки Российской Федерации.
Автобусные рейсы запущены по следующим направлениям:
Донецк - Ялта. Ежедневно отправление с донецкого автовокзала Южный в 13:00. Автобус следует через населенные пункты Макеевка – Харцызск - Иловайск – Успенка – Керчь - Феодосия.
Донецк - Москва. Ежедневно отправление с донецкого автовокзала Южный в 10:00. Автобус следует через населенные пункты Макеевка – Харцызск – Иловайск - Успенка – Воронеж.
Снежное - Таганрог. Ежедневное отправление с автовокзала Снежное в 05:40. Автобус следует через населенные пункты Мариновка и Матвеев Курган.
В Министерстве транспорта ДНР продолжается разработка новых и дополнительных рейсов для удобства граждан Республики. Также Минтранс ДНР напоминает, свои предложения относительно введения новых маршрутов жители Республики могут сообщать по телефонам «горячей линии»: +38 (050) 368-67-57, +38 (062) 302-83-33 и направлять на электронный адрес: hotline@donmintrans.info.
Уважаемые пассажиры! За дополнительной информацией о новых рейсовых маршрутах обращайтесь в справочные службы автовокзалов.
Поделиться61 Июл 2015 17:11:19
Фактор нестабильности в Центральной Азии
Недавно появившаяся в интернете видеозапись, на которой командир отряда специального назначения МВД Таджикистана Гулмурод Халимов заявляет о своей преданности идеям «Исламского государства» и призывает мусульман присоединиться к этой террористической организации, напоминает нам о том, что обида не обязательно рассасывается сама по себе, когда внимание мира сосредотачивается на чем-то другом. Иногда она, напротив, растет и притягивает также других людей, формируя в результате фактор нестабильности.
Ничего удивительного, что облетевшая мировые СМИ история о полковнике Халимове, согласно которой он проходил обучение в Соединенных Штатах и России по тактике борьбы с терроризмом, производит впечатление, что США и Россия проглядели скрытого радикала, прятавшегося под маской умеренности, и сегодня этот радикальный исламист превратился в реальную угрозу. И, тем не менее, вся эта запутанная история и причины, побудившие успешного сорокалетнего офицера высшего эшелона покинуть свой пост, страну, и предпочесть участие в военных действиях на стороне «Исламского государства» в Сирии, а также потенциальные последствия его выступления для стабильности в Таджикистане и Центральной Азии, представляют, вероятно, большое значение.
Халимов не является уроженцем гор и долин Рашта или Бадахшана, ставших в 1990-х очагом движения моджахедов и гражданской войны в Таджикистане. Он родился и жил в столице – Душанбе. Он служил в охране президента во время вспышки внутреннего таджикского конфликта, а позже, после подписания мирного соглашения с Таджикистаном, проходил обучение в России. Он вовсе не был изолирован от центра власти, напротив, был тесно связан с ним. Предположение о том, что причиной его перехода на сторону «Исламского государства» стала религия, слишком упрощенное и попросту не выдерживает критики. Разумеется, религиозные соображения были для Халимова важным фактором, но весьма сомнительно, что это стало непосредственной причиной.
Разумеется, невозможно знать наверняка об истинных мотивах бегства Халимова из Таджикистана и его появления в Сирии. Однако, некоторые его ремарки на видеозаписи, подчеркнутая обида и гнев на таджикского президента Эмомали Рахмона, в какой-то степени объясняют, кому она адресована и каковы могут быть потенциальные последствия его действий и этого заявления. Обращение Халимова, изобилующее признаками глубокой религиозности, призвано представить его в образе истинно верующего мусульманина. А заключительные комментарии на таджикском языке адресованы, главным образом, молодым, малообразованным, не говорящим по-русски, солдатам таджикских вооруженных сил. Основная же часть двенадцатиминутного видеоролика, на русском языке, предназначена для миллиона таджиков, работающих за границей, в основном в России, а также для остальных русскоговорящих жителей стран Центральной Азии.
В выражениях, напоминающих обращение организации «Jamā’at Anṣār Allah Tājīkistān», появившееся в интернете в 2011 году, Халимов указывает на гонения, испытываемые мусульманами. Большая часть видеоролика посвящена обвинениям в адрес властей Таджикистана, якобы запрещающих ношение хеджаба и другие мусульманские ритуалы. Халимов рисует образ Центральной Азии, которая не должна быть разделена на государства и нации: «Мы – единый народ, наша нация – ислам». В своем обращении Халимов косвенно призывает не только таджиков, но также узбеков, киргизов и казахов подумать о смене правящей верхушки в своих странах. А в целом это видео является заранее срежиссированным призывом к восстанию, главным образом, в Таджикистане, а также в целом по всей Центральной Азии.
Ислам и объединяющее знамя халифата – система правления, обещающая чудесные перемены в угнетенных странах Центральной Азии, используется в качестве гальванического элемента для населения этих стран. Послание, в сущности, не ново, однако сам глашатай на этот раз более убедительный, учитывая его репутацию. Несомненно, в президентских дворцах Душанбе, Ташкента, Бишкеке и Астаны растет обеспокоенность по поводу того эффекта, который выступление Халимова окажет на активность вербовки в их странах новых бойцов для насильственного джихада. Кроме того, власти тревожит вопрос, могут ли четыре тысячи граждан центрально-азиатских стран, уже закаленные в боях в составе ИГ в Сирии, возглавить восстание.
Срок этого выступления, вызвавшего большой резонанс в обществе, пришелся на особенно сложный и нестабильный момент для страны, и без того осаждаемой острыми проблемами. Хотя горы Памира снискали Таджикистану гордое и возвышенное название «крыши мира», существуют и другие, менее приятные гиперболы, характеризующие Таджикистан: беднейшая из республик бывшего Советского Союза, крупнейший в мире маршрут наркотрафика, страна с наибольшей долей в ВВП денежных переводов от рабочих-мигрантов, в основном из России, которая составляет около 42 процентов. Эмомали Рахмон находится у власти с 1992 года. Он ловко маневрировал в условиях таких катаклизмов как гражданская война в Таджикистане, сохранил свой пост и после интеграции объединенной таджикской оппозиции во властные структуры, ему удается удерживать контроль над обществом несмотря на хронические экономические проблемы. Несмотря на все трудности, он сумел уничтожить какую бы то ни было жизнеспособную оппозицию в стране, как религиозную, так и светскую, сохранив свою монополию на лидерство. Он использовал труд мигрантов как предохранительный клапан, не только удерживая экономику от полного краха за счет их денежных переводов, но также обеспечив продуктивную занятость потенциальных участников волнений за пределами страны.
Впрочем, учитывая существенный экономический спад в России, вызванный обвалом цен на нефть и резкой девальвацией рубля, ее спрос на таджикских мигрантов стремительно и весьма значительно снизился. В сочетании с введенными более строгими миграционными законами, это уже вызвало массовую репатриацию таджиков. Если эта тенденция окажется продолжительной, она окажет катастрофический эффект на доходы таджикских домохозяйств и ВВП страны. А кроме того, потенциальный социальный взрыв из-за огромного и стремительно растущего притока населения в Таджикистан создаст реальную возможность дестабилизации в стране и регионе, расположенном на северной границе Афганистана.
Идущая ко дну экономика и значительная масса недовольных и озлобленных молодых людей, возвращающихся домой в тот самый момент, когда харизматический, публично выражающий свою умеренность, бывший представитель правящей элиты призывает к революции – все это должно стать головной болью не только для президента Таджикистана и его центрально-азиатских соседей, но также для властей США, России и других стран, имеющих общую заинтересованность в том, чтобы сконцентрированное общественное недовольство и мятежи не переросли в распространение глобального джихада. Эта ситуация представляет собой «пороховую бочку», которая может взорваться от вполне возможного краха любого из центрально-азиатских правительств вследствие активности экстремистов или радикальных исламистов. Учитывая уроки прошлого, требуются незамедлительные меры извне.
Автор, Уильям Фаррел – специалист по джихадистским движениям, во время гражданской войны в Таджикистане был помощником главы миссии в этой стране, организованной госдепартаментом США и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, где он играл важную роль в мирных переговорах. В период с 2001 по 2004 год он руководил программой по урегулированию конфликта, осуществлявшейся в пяти центрально-азиатских странах.
Поделиться71 Июл 2015 17:11:40
ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ 2.0
Имитация бурной деятельности: в Киеве желто-синим заборам возвращают первоначальный цвет
В Киеве на бульваре Шевченко коммунальщики возвращают первоначальный цвет ограде, которая во время очередной вспышки патриотизма была разукрашена гражданами желтой и синей красками.
Об этом сообщил экс-депутат Верховной Рады Василий Волга.
«В Киеве на бульваре Шевченко прямо сейчас перекрашивают забор в черный цвет. Выздоравливаем?» — написал Волга на своей страничке в социальной сети.
Поделиться81 Июл 2015 17:14:05
Президент Зимбабве захотел взять в жены Обаму
Попросить руки Барака Обамы - вот достойный шаг после того, как американский президент одобрил однополые браки, заявил глава Зимбабве Роберт Мугабе. 91-летний политик, возглавляющий африканское государство уже три с половиной десятка лет, озвучил свои издевательские планы по женитьбе на Обаме в эфире Национального радио Зимбабве (ZBC).
"Я только что решил, что, поскольку президент Обама одобряет однополые браки, защищает гомосексуалов и к тому же обладает приятной внешностью, я поеду в Вашингтон, упаду на колени и попрошу его руки", - цитирует слова Мугабе издание The Zimbabwe Daily.
По мнению африканского политика, власти США "оскорбляют великую американскую нацию", поддерживая извращенцев.
"Я не могу понять, как эти люди осмеливаются отвергать заповеди Господа нашего Христа, запрещающие человечеству заниматься содомией. Коррумпированная политическая элита США действует в ущерб великой нации в соответствии со своими дьявольскими прихотями", - подытожил Роберт Мугабе.
Напомним, ранее гражданин Кении предложил 150 голов скота за руку старшей дочери Барака Обамы, однако к самому американскому президенту до Мугабе не сватался никто.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/news/prezident-z … hotel-575/
Поделиться91 Июл 2015 17:16:34
Политики Европы контролируются Белым домом
Опубликованная на днях в Wikileaks информация об организации Агентством национальной безопасности США прослушивания телефонных переговоров трех президентов и многих политических деятелей Французской Республики вызвала естественную и предсказуемую политическую бурю во Франции и во многих других странах мира.
Однако это вряд ли стоит считать сенсацией, особенно для французских граждан, ведь еще в октябре 2013 г. газета «Le Monde» информировала граждан этой страны, что спецслужбы США за месяц перехватывают более 70 млн телефонных разговоров французских граждан, в том числе и политиков этой страны. Просто опубликованная Wikileaks последняя информация дополнительно подтверждает то обстоятельство, что проводимая в Париже нынешними властями политика беспрекословного подчинения Вашингтону, превращает эту в прошлом независимую и свободолюбивую страну в очередную «банановую республику» Белого дома.
Кроме того, еще совсем недавно – в ноябре 2013 г. в Wikileaks уже публиковались данные о прослушке американскими спецслужбами телефонных переговоров германского канцлера Ангелы Меркель и других представителей политической элиты ФРГ. А в июле 2014 г. в Берлине был задержан первый фигурант шпионского дела – сотрудник федеральной разведывательной службы Германии (БНД), передававший секретные документы ЦРУ США, наносящие прямой ущерб интересам ФРГ. Только эти примеры уже наглядно подтверждают ведение Белым домом тотальной слежки за своими т.н. «союзниками».
Подобная бесцеремонная разведывательная деятельность США в вассальной Германии уже многими в этой стране и за ее пределами стала восприниматься весьма «привычной». Иной реакции вряд ли стоит ожидать, особенно на фоне того, что сами официальные власти Германии активно поощряют не только деятельность американских спецслужб в Европе в интересах Белого дома, но и поручают своим национальным спецслужбам оказывать США в этой деятельности всемерную помощь. Так, по недавней информации газеты «Die Zeit», немецкие спецслужбы уже много лет сотрудничают с компаниями Attensity и Palantir, которые являются филиалами американских спецслужб ЦРУ и АНБ, тестируют специальную технику для анализа больших объемов электронной информации, применяемую спецслужбами США. Оба этих американских предприятия финансируются фирмой In-Q-Tel, предоставляющей венчурные капиталы новым предприятиям и являющейся, как пишет издание, «инвестиционной ветвью ЦРУ». Компания Attensity является собственником компьютерной программы, при помощи которой можно анализировать и изучать тексты в блогах, на интернет-форумах, в соцсетях Facebook и Twitter, а компания Palantir специализируется на сборе больших объемов данных из различных информационных источников и готовит их, таким образом, для анализа американским спецслужбам.
Если говорить о деятельности американских спецслужб в отношении европейских политиков, то достаточно вспомнить и то, что об электронном контроле со стороны США телефонных сетей и политиков в Брюсселе сообщалось уже в июне 2013 г. и, в частности, о ведении прослушки во дворце Юстус-Липиус, где заседает Совет министров ЕС.
В проводимом Вашингтоном тотальном контроле политических деятелей в странах Европы и других регионах отнюдь не главным является вопрос о значимости политического или иного веса той или иной страны, или уровне «доверительности в отношениях с США». Ведь такой контроль осуществляется Вашингтоном повсеместно, во многих странах мира. Вот хотя бы взять информацию, которую в декабре прошлого года опубликовало издание PST со ссылкой на собственное расследование о фальшивых станциях мобильной связи, расположенных в правительственном и парламентском кварталах Осло, и которые подозревались в ведении американскими спецслужбами слежки за политиками в Норвегии.
Что же касается отношения к этой деятельности европейских и иных парламентариев и национальных политиков, то в ноябре 2013 г. газета The New York Times информировала своих читателей о том, что «при особых условиях» американские спецслужбы могут следить за британскими подданными без согласия или уведомления Британии. Безусловно, что эти «особые условия» определяются только Вашингтоном и совершенно не учитывают национальные интересы других стран.
Однако, безусловно, эти «откровения» не последние, так как спецслужбами США уже давно поставлена на поток работа по сбору детальной разведывательной информации о политических деятелях других стран Европы – также, как и Азии, Латинской Америки для получения любых компрометирующих их сведений, которые Вашингтон мог бы использовать «в управлении» не только деятельностью этих политиков, но и в целом политическими процессами в мире. Именно опираясь на подобные «досье» на политиков, Белый дом определяет из их значительного количества круг наиболее «доверенных лиц», продвигая затем их на различные посты как во властные структуры тех или иных стран, так и в руководство международных отделений, где они должны «ревностно защищать интересы Белого дома». Прекрасно зная о наличии таких «досье», многие политики иностранных государств избегают лично выступать с критикой подобной деятельности Белого дома и его спецслужб, блокируя такие выступления и в своей стране, что, в частности, можно наблюдать на примере официальной реакции ФРГ на разгул и безнаказанность активности американских спецслужб в этой стране.
Вот почему вряд ли нам придется долго ждать публикации альтернативными СМИ новых данных о проводящемся спецслужбами США контроле телефонных переговоров и общения в Интернете представителей других стран, прежде всего, из Европы, Китая, Латинской Америки.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Поделиться101 Июл 2015 17:21:07
Концерт наций, а не китайский оркестр
Формирующиеся многосторонние финансовые институты в рамках БРИКС и ШОС — отличные инструменты инфраструктурного развития входящих в них стран. России предстоит научиться ими пользоваться, наращивая собственные долгосрочные экономические преимущества.Изменение соотношения сил между глобальными экономическими центрами силы в последние два десятилетия происходит ускоренными темпами. Нынешний пул глобальных лидеров во главе с США теряет свои позиции на фоне впечатляющего наращивания экономического и политического веса целого ряда других держав, наиболее крупные и динамичные из которых образуют пятерку БРИКС. Если после 2000 года суммарный ВВП стран Запада вырос всего на 20%, то ВВП остального мира в этот период удвоился2. По среднегодовым темпам экономического роста на этом отрезке не-Запад обгонял Запад в пять раз.
Объединение БРИКС, долгое время функционирующее как форум пяти крупных, динамичных стран с развивающимся рынком, в последние годы стал приобретать черты экономического блока. В июле прошлого года на саммите БРИКС в Бразилии был подписан целый ряд документов принципиальной значимости, включая Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортно-кредитными агентствами стран БРИКС, Соглашение о сотрудничестве в области инноваций, Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС, а также Соглашение о создании Нового банка развития БРИКС (НБР). Последнее уже ратифицировано Россией, Бразилией и Индией. ЮАР и КНР планируют завершить эту работу до конца июня.
На VII саммите БРИКС, который пройдет 9–10 июля, ожидается подписание Стратегии экономического партнерства пяти стран до 2020 года. Документ включает в себя направления сотрудничества в двух десятках отраслей — от энергетики до телекоммуникаций. Дополнительно готовится к заключению многосторонний меморандум о сотрудничестве институтов развития БРИКС и НБР.
Банк БРИКС: в процессе запуска
НБР предусматривает финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в странах БРИКС. Разрешенный к выпуску капитал НБР согласован на уровне 100 млрд долларов, при этом страны-учредители приняли решение о равных долях своего участия в капитале — по 20%. Расходы каждой страны-участницы на формирование уставного капитала банка составят 2 млрд долларов в течение семи лет. Затем банк сможет привлекать средства на международных рынках капитала. НБР открыт для участия других стран. Развитые страны имеют право быть партнерами, но не заемщиками банка. Развивающиеся страны могут быть и членами, и получателями средств. При этом страны БРИКС сохраняют за собой не менее 55% общего числа голосов.Инструменты деятельности НБР — предоставление займов и гарантий, участие в капитале управляющих компаний, осуществляющих инфраструктурные проекты, оказание технического содействия в их подготовке и реализации. «Принимая во внимание нацеленность стран БРИКС на стимулирование расчетов между партнерами по БРИКС в национальных валютах, НБР мог бы сыграть особую роль в этом процессе, в частности выступив в роли основного партнера по хеджированию валютных рисков, в том числе по операциям национальных банков развития БРИКС, — отмечает первый заместитель председателя Внешэкономбанка — член правления Петр Фрадков. — Пока расчеты в национальных валютах не имеют широкого распространения на пространстве БРИКС, хотя есть и исключения. Так, в мае нынешнего года Внешэкономбанк и Эксимбанк Китая подписали соглашение о предоставлении китайской стороной финансирования в юанях. Безусловно, это качественный прорыв во взаимодействии финансовых институтов стран. Кроме того, просматривается тенденция изменения подхода в финансировании, а именно уход от общих рамочных двусторонних соглашений в пользу соглашений о финансировании конкретных проектов. Будущее соглашение с Государственным банком развития Китая (ГБРК), над которым сейчас трудятся специалисты обоих банков, идет еще дальше и предусматривает, в частности, финансирование всего цикла проектов, включая этап предпроектной подготовки. И именно финансирование предпроектной подготовки — это область, где национальные банки развития БРИКС, по нашему мнению, могут эффективно сотрудничать с НБР».Создание НБР происходит в рамках межгосударственного, а не межбанковского механизма сотрудничества. Ключевые игроки процесса — министерства финансов стран-учредительниц. Однако роль национальных банков развития в создании и будущей деятельности НБР не стоит преуменьшать, особенно учитывая масштаб операций некоторых из них. Только один пример: объем кредитных операций бразильского банка развития BNDES составляет 88 млрд долларов в год (для сравнения: соответствующий показатель Мирового банка — 52 млрд долларов в год).
Кадровый состав российского представительства в руководящих и исполнительных органах НБР будет формироваться с опорой на работников Внешэкономбанка. Представитель ВЭБа утвержден на должность вице-президента НБР от России. Подобное развитие событий мало кого удивляет, так как ВЭБ имеет опыт совместного участия в финансировании проектов как с национальными банками развития стран БРИКС, в частности с ГБРК, так и с многосторонними финансовыми институтами, например с Евразийским банком развития (ЕАБР). Этот опыт будет востребован в процессе выстраивания взаимоотношений внутри НБР.
Первым президентом НБР будет представитель Индии, экс-глава одного из крупнейших индийских частных банков ICICI Кундапур Ваман Каматх. Руководство банка предполагается осуществлять на ротационной основе представителями всех стран-участниц. Штаб-квартира НБР будет располагаться в Шанхае.
Предпроектные инвестиции должны окупиться
Не менее серьезные перспективы видятся в части развития взаимодействия финансовых институтов стран ШОС. В рамках этой организации уже работает Межбанковское объединение (МБО ШОС). Остается в повестке дня проект создания Банка развития ШОС. Рассматриваются варианты институциональной платформы для его создания. Один из них — организация этого банка на базе ЕАБР со штаб-квартирой в Алма-Ате. Однако вероятность реализации этого сценария невелика. Во-первых, Армения и Белоруссия, будучи членами ЕАБР, не входят в ШОС. Во-вторых, важная функция ЕАБР — управление Евразийским фондом стабилизации и развития ЕвразЭС (крупнейший проект фонда — финансовый кредит на поддержку платежного баланса Белоруссии, в 2011–2014 годах выделено пять траншей этого кредита на общую сумму 2,56 млрд долларов). Делегирование подобных функций Банку развития ШОС не выглядит органичным.Более зримые очертания обретает инициатива создания специальной структуры, занимающейся предпроектной подготовкой, — Международного центра проектного финансирования (МЦПФ) ШОС. Концепция МЦПФ была выдвинута ВЭБом и получила одобрение на неформальной встрече руководителей банков — членов МБО ШОС в Китае в январе нынешнего года. Один из обсуждаемых вариантов предполагает, что МЦПФ ШОС будет организован на базе дочерней организации Внешэкономбанка — Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ). Функции МЦПФ — решение полного спектра задач по подготовке инвестиционных проектов, включая подготовку ТЭО и проектно-сметной документации, инвестиционный анализ и привлечение проектного финансирования. Аналоги МЦПФ действуют в составе Международной финансовой корпорации (IFC, входит в структуру Мирового банка), ЕБРР и ряда других международных и национальных институтов развития, например в Индии и Казахстане.
«МЦПФ — это международная организация, но создаваемая по инициативе и во взаимодействии с национальными банками развития, способная привлекать частное финансирование, работающая через центры подготовки проектов в соответствующих банках развития, — объяснил замысел новой структуры Александр Баженов, генеральный директор ФЦПФ. — Отбор и подготовка проектов — недешевая вещь, стоимость этой работы составляет не менее одного процента общей сметы проектов, к тому же сопряженная с большими рисками. Задача МЦПФ — обеспечение предпроектной деятельности ресурсами и компетенциями для минимизации рисков инвесторов. Принципиально важно, что финансирование предпроектной подготовки в целом по портфелю должно быть возвратным, рентабельным».
Таким образом, приобретает особую актуальность проводимая в настоящее время ВЭБом подготовка к подписанию кредитного соглашения с ГБРК, направленного на финансирование полного цикла инвестиционных проектов, включая предпроектную подготовку, о котором выше упоминал Петр Фрадков.
Кандидаты в пул проектов
Важная содержательная задача в период создания новых финансовых институтов БРИКС и ШОС — формирование портфеля проектов — бенефициаров будущих инвестиций банка. Речь идет о выдвижении и качественной предэкспертизной «упаковке» важнейших инфраструктурных проектов на территории России. «Российская сторона передала партнерам пакет из 37 проектов, рассчитанных на многостороннее сотрудничество», — сообщил в интервью РИА «Новости» президент российской Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.В мае в Москве был подписан меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта России, РЖД, Государственным комитетом КНР по развитию и реформе и Китайскими железными дорогами при сооружении высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань. Организационно-правовая и финансовая модели реализации проекта этой ВСМ, вопросы совместного производства оборудования и его локализации пока находятся в стадии согласования.
Эта магистраль должна стать первым проектом на пути создания высокоскоростного транспортного коридора Москва—Пекин, который в свою очередь является важным компонентом продвигаемой китайской стороной идеи создания трансконтинентального транспортного маршрута из Китая в Европу Новый Шелковый путь (оригинальное китайское название — «Один пояс — один путь»). Этот пояс должен пройти с востока на запад через 18 стран с населением более 3 млрд человек. В паре с ним заявлена идея Морского Шелкового пути XXI века — серии морских коммуникаций, связывающих китайские порты и бельгийский Антверпен. Тандем китайских мегапроектов предусматривает создание морских и сухопутных транспортных путей общей протяженностью 11 тыс. километров.
В декабре прошлого года Китай учредил Фонд Шелкового пути — специальный институт с капиталом 40 млрд долларов, призванный финансировать инфраструктурные проекты в рамках нового глобального транспортного коридора. Основной инструмент — вхождение в капитал компаний — операторов проектов. А Комитет по развитию и реформам КНР сформировал перечень из приоритетных 1043 инфраструктурных проектов общей стоимостью 371 млрд долларов, которые китайцы заинтересованы реализовывать на условиях ГЧП. Значительная часть из них, как можно предположить, так или иначе вписывается в стратегию развития «экономического пояса» Нового Шелкового пути.
Китай также выступил с инициативой создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с капиталом 100 млрд долларов для финансирования проектов в сфере энергетики, транспорта, логистики. АБИИ будет предоставлять финансирование на условиях фактически национальных займов, как это практикует, например, Мировой банк. В число учредителей банка вошло около пяти десятков государств, как азиатских (Индия, Индонезия, Бангладеш, Корея, Пакистан, Казахстан, Узбекистан), ближневосточных (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Израиль), так и европейских (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Швейцария, Россия). США и Япония пока демонстративно воздерживаются от участия в процессе создания банка (подробнее об этом проекте см. «Китай банкует: еще одна альтернатива бреттон-вудским институтам», «Эксперт» № 15 за 2015 год).
Значительное пересечение предполагаемой специализации АБИИ и НБР открывает возможность организации синдицированного кредитования особо крупных стратегических проектов. Однако возможные различия в кредитных рейтингах, условиях внешнего фондирования и практике корпоративного управления, как отмечают специалисты, могут стать причиной несовместимости кредитной политики этих финансовых институтов, различий в процедурах экспертизы проектов и оценке рисков, что способно существенно ослабить синергию между АБИИ и НБР.
Одна из сухопутных составляющих Шелкового пути, автомагистраль Европа — Западный Китай, находится в высокой степени готовности с восточной стороны: строительство своих участков магистрали в нынешнем году завершает Китай (общей протяженностью 3500 км), в 2016-м — Казахстан (2700 км), а вот состояние дел на российском участке трассы (она пройдет через Оренбургскую область, Башкирию, далее на Казань, Москву и Санкт-Петербург, общая протяженность в РФ 2200 км.) пока разочаровывает. Отдельные регионы за свой счет проводят изыскательские работы и трассировку магистрали, но на федеральном уровне проект пока заморожен в связи с кризисом, несмотря на обязывающие документы, подписанные нашей страной по этому проекту еще в 2007 году.
Президент РФ Владимир Путин выдвинул идею сопряжения проекта «Новый Шелковый путь» с экономическими механизмами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В мае на встрече глав государств в Москве председатель КНР Си Цзиньпин поддержал эту инициативу. В этом контексте инструменты и институты ШОС, в частности МЦПФ, могут оказаться особенно востребованными.
Важен баланс интересов
Подписание на высшем уровне более трех десятков масштабных долгосрочных экономических соглашений о взаимодействии между Россией и КНР, состоявшееся в мае в Москве, означает качественный прорыв в двусторонних отношениях. Говорить, что найдена полноценная замена западным капиталам и технологиям, закрытым в прошлом году на неопределенный срок санкциями, было бы, конечно, преждевременно. Но в любом случае следует констатировать две неоспоримые вещи: Западу не удалось сделать внешнеэкономическую блокаду нашей страны тотальной, а Россия, несмотря на санкции и выборочные антисанкции, сумела избежать соблазна автаркичного развития, опоры на собственные силы по всем направлениям.Сколь длительным и необратимым окажется нынешнее потепление отношений России и Китая? Вопрос пока открытый. Ответ на него зависит прежде всего от того, насколько сбалансированным, учитывающим интересы обеих сторон окажется фактическая «начинка» стратегических рамочных договоренностей, подписанных в Москве руководителями двух стран.
Будем реалистами: автоматически такой баланс установиться не может. Мы уже сталкивались с примерами того, как финансовое участие китайского бизнеса в крупных сырьевых проектах на территории России жестко увязывалось с гарантиями использования китайских технологий и китайского оборудования на преимущественной, внеконкурсной основе. Да и преференции в процессе заключения перспективных контрактов по направлению и цене распределения готовой продукции сырьевых проектов наши китайские партнеры отстаивают чрезвычайно жестко. «Китайцев понять можно. Длинных денег у них много, а инфраструктурный спрос внутри КНР затухает, экономика тормозит, им позарез надо максимально загрузить экспортными поставками и офшорными заказами свои предприятия и строительные мощности», — поясняет заместитель председателя Внешэкономбанка Сергей Васильев. В прошлом году исходящие прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Китая достигли 116 млрд долларов, он стал третьим крупнейшим экспортером капитала в мире (после США и Японии). Правда, на Россию пока приходится не более 1,5% накопленного объема китайских ПИИ.
В то же время для получения встречных гарантий — о трансфере технологий и компетенций, совместном освоении новых технологий и новых рынков — нам самим, в лице бизнеса, дипломатических служб, профильных государственных институтов и ведомств, часто не хватает настойчивости и системности. «Единственное, что утешает, — китайцы будут строить инфраструктуру в России, которую с собой не унесешь. Долгосрочные позитивные эффекты отдачи от нее останутся у страны базирования», — говорит Сергей Васильев.В этом контексте неоценимую роль могут сыграть многосторонние механизмы экономического сотрудничества. В рамках институтов БРИКС и ШОС появляется возможность найти новые форматы взаимодействия, способные в одних случаях снять либо смягчить двусторонние противоречия, в других — получить многосторонние гарантии исполнения двусторонних соглашений.
Все эти инструменты взаимодействия Российская Федерация вполне способна использовать и для продвижения собственных интересов на многосторонних площадках БРИКС и ШОС, в том числе на таком важнейшем направлении, как поддержка российского экспорта. В последнее время ВЭБ уделяет огромное внимание этому направлению своей деятельности, работая в тесном взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами по совершенствованию системы экспортной поддержки. «В структуре Внешэкономбанка появился Российский экспортный центр, который концентрирует в себе все финансовые и нефинансовые инструменты поддержки экспорта, — рассказывает Петр Фрадков. — Уникальность центра в том, что он представляет собой “единое окно”, некоего помощника экспортера, связующее звено между клиентом и соответствующими ведомствами, деятельность которого направлена на упрощение процедур, связанных с экспортной поддержкой».
Блоки новых лидеров
БРИКС — это альянс реформаторов международной валютно-финансовой системы, нацеленных на достойный учет интересов экономик стран-участниц с учетом веса, достигнутого ими в глобальном хозяйстве. В рамках бреттон-вудских институтов (Мировой банк, МВФ, Азиатский банк развития, ЕБРР и др.) получить адекватную оценку не удается. Так, в МВФ суммарная доля голосов стран БРИКС составляет лишь чуть более 11% при доле блока в глобальном ВВП почти 28% (в прошлом году, по оценкам МВФ, эта доля, оцененная по паритету покупательной способности валют, превысила вес «большой семерки»). Кроме того, на страны БРИКС приходится 18% международной торговли, треть земной суши и без малого половина населения планеты. Биржевой альянс БРИКС предусматривает кросс-листинг 7000 компаний стран-участниц с суммарной капитализацией более 8 трлн долларов.При этом лучшие операционные практики и компетенции в экспертизе и структурировании проектов, наработанные бреттон-вудскими институтами, будут заимствованы и тиражированы в работе создаваемых структур. Финансовые институты БРИКС скорее следует рассматривать не как альтернативные действующим многосторонним структурам, а как дополняющие их.
Институты развития стран БРИКС, включая Внешэкономбанк, уже имеют многолетний опыт взаимодействия на многосторонних площадках клубов и ассоциаций институтов развития. В частности, не так давно по инициативе ВЭБа образовано неформальное объединение институтов развития стран «двадцатки», с каждым годом набирающее обороты и претендующее на получение официального статуса, в которое среди прочих входят и банки стран БРИКС.
Качество и мощь новых финансово-экономических институтов и объединений в существенной мере предопределят вес региональных блоков с участием России в глобальном экономическом соревновании.