Выступая на внеочередном заседании парламента, президент Порошенко оправдывал назначение иностранцев тем, что "Реформаторы всех времен и народов не чурались привлекать к преобразованиям иностранцев. У нас сейчас многим ведомствам помогают зарубежные консультанты. Но этого мало. Моя идея заключается в том, чтобы через изменения в законах предоставить право привлекать на государственную службу иностранцев, вплоть до членства в правительстве. Или расширить круг лиц, которым президент может предоставлять украинское гражданство, причем в ускоренном режиме".
По его мнению, от такого решения будет двойная польза: и привлечение профессионалов с опытом работы в западных странах, и "страхование" от коррупции.
В данном случае была использована та же схема, которая была в Грузии: тогда тоже назначали советников и министров из представителей ЕС и Америки. Дело в том, что стране выделяются определённые средства. Элита, которая сейчас управляет в Киеве, была назначена под прямым давлением США. Естественно, Америка хочет контролировать происходящую ситуацию, контролировать расходование средств. Для этого недостаточно просто назначить лояльных людей, потому что украинской элите уже никто не доверяет, все прекрасно знают её продажность, прекрасно понимают: сегодня эти люди берут у Америки, завтра — у Европы, послезавтра — у Китая, а ещё через день — у России или ещё у кого-то. Отсюда и назначенцы-иностранцы.
Единственное, чего неспособны понять иностранцы, так это того, что (как сказал один умный человек) "Наша украинская натура такова, что если захотят украсть, то всё равно украдут, хоть каких наблюдателей приставь, хоть от Америки, хоть от ЕС, всё равно найдут способ украсть и обмануть".
Но премьер Яценюк активно поддержал передовое начинание Порошенко. По его мнению, такой шаг способен "приблизить Украину к желанной евроинтеграции".
Сказано – сделано. В результате, 2 декабря 2014 года на пленарном заседании Верховной рады был сформирован новый состав кабинета министров остатков Украины. Бессменный после вооруженного переворота и вновь переизбранный премьер Арсений Яценюк принял присягу, и новое правительство приступило к работе.
В новом правительстве во главе Минфина встала американка украинского происхождения Наталия Яресько, главой Минздрава назначили грузина Александра Квиташвили, а литовец Айварас Абрамавичус возглавил Минэкономразвития.
Была и череда назначений заместителей министров и прочих высших чиновников из числа иностранных граждан. Эка Згуладзе, Гие Гецадзе, Георгий Циклаури и Хатия Шелия (в МВД, Министерстве юстиции и Государственной исполнительной службе), Янико Мерило и Александр Боровик (юрист, Гарвард, гражданин Германии родом из Львова), Джамбул Эбаноидзе (регистрационная служба) и другие.
Назначения сопровождались забавным конфузом. Во властных кабинетах очень болезненно воспринимают русскую речь – того же премьера Азарова при Януковиче за его "прононс" склоняли в хвост и в гриву. А тут вдруг Кабмин перешел на русский – иностранцы не владели украинским и не собирались его учить. Скандал, впрочем, быстро замяли.
На самом деле назначение иностранных граждан на ключевые должности вызвано простым и совершенно очевидным фактом – майдан и последовавший вооруженный переворот открыл дорогу во власть проходимцам, бездарностям и откровенным даунам – психически больным людям со справками из соответствующих учреждений (тот же первый глава Совета безопасности Андрей Парубий или глава Антикоррупционного комитета Татьяна Чорновил).
В этом нет ничего удивительного – бросать коктейли Молотова и нападать на милиционеров у таких людей получается хорошо, они становятся лидерами толпы, публичными фигурами и соответственно – требуют вознаграждения "за труды". А когда разваливают все, до чего могут дотянуться, власть пытается найти им замену и… не может. Не потому, что нет умных профессионалов. Просто умные не пойдут работать в правительство самоубийц с реальной перспективой пересесть из кресла министра прямо на скамью подсудимых. Вот и призывают иностранных граждан, которые спокойно удовлетворяют свои амбиции и знают, что в любой момент могут уехать из страны.
И заметьте – уехать если не богаче, то с большим политическим гешефтом. Ведь в трудовой книжке будет значиться высокий пост в "огромной европейской стране", а причина увольнения очевидна – злокозненные происки местных властителей – президента и премьера, которые не желают перемен и реальной борьбы с коррупцией. И ведь не соврут.
Именно это сейчас и происходит. Первой жертвой стал грузин с дивной для русского слуха фамилией. Джамбул Эбаноидзе, который должен был возглавить регистрационную службу. Ему понадобился месяц, чтобы выяснить, каковы его полномочия.
"Мне долго пришлось выяснять, какие будут функции и полномочия у руководителя департамента, и где-то в феврале, когда я узнал, что, оказывается, у начальника департамента никаких полномочий нет и прямого влияния на регистраторов также нет, я сказал, что меня это не устраивает и отказался от должности", - сказал Эбаноидзе, комментируя свой уход.
Проще говоря, он был всего лишь ширмой с красивым именем, за которой взрослые дяди и тети должны были вершить свои темные делишки. Аналогичны причины и всех остальных отставок.
После публичного скандала с премьер-министром Яценюком вернулся в Германию Александр Боровик. Публично хлопнувший дверью не столько из-за хамства Яценюка, сколько от понимания – не будет здесь никто ничего реформировать и отказываться от привычного разворовывания госбюджета.
Со скандалом ушла и эстонка. Янико Мерило говорила, что Яценюк действительно тормозит реформы. Впрочем, впоследствии она нашла более политкорректное объяснение: "Мой уход был связан с тем, что для достижения цели - построения электронного правительства, эффективнее работать не с одним министерством, у которого ограничены в этой сфере полномочия, а сотрудничать со всеми, у которых есть интерес создавать электронные услуги и решения". На этом все и закончилось для неё.
Последним (пока) ушел министр здравоохранения, уже упоминавшийся Квиташвили. Самое смешное, что и Пороршенко, и Яценюк были за увольнение министра. "Внутренний аудит показал, что ситуация в Министерстве здравоохранения неуправляемая". Но при этом к самому министру претензий нет.
Уникальная ситуация – человек полгода возглавляет министерство, увольняет всех налево и направо, перекраивает финансовые схемы, закрывает медучреждения, рубит закупку лекарств так, что в сезоне этого года нет вакцин для прививок, люди гибнут, а на юге врачи честно предупреждают: "Если вас укусила змея, приносите антидот с собой".
И при этом он набирается наглости заявить: "Я понимаю, что очень многих волнуют те 4 миллиарда гривен, которые прямо между собой распределялись во время закупок лекарств. Я понимаю, что многие товарищи, которые осели сегодня в разных точках в системе здравоохранения, теряют свои доходы. (…) Для меня абсолютно понятна ситуация. Некоторым товарищам нужно оставить то, что было в стране последние 25 лет. Чтобы сидели, тихо пилили деньги и всегда был кризис, чтобы ничего не менялось в системе здравоохранения, чтобы учреждения оставались советскими, вонючими, под государственным контролем, где все крадут: начиная от 2 грн в день на питание человека и кончая лекарствами. Я по стране езжу, катастрофическая ситуация".
В "вонючих советских учреждениях" людей кормили "от пуза" и бесплатно лечили высокопрофессиональные врачи. При реформаторе за полгода его работы не было сделано вообще ничего. Хорошего. Зато именно он виновен в срыве тендеров на госзакупку медикаментов, из-за чего тысячи онкобольных, больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных и других пациентов практически остались без лечения. Из-за отсутствия вакцин, над страной нависла реальная угроза эпидемий коклюша, полиомиелита, кори, дифтерии. Дошло до того, что уже умирают даже от вовремя диагностированного ботулизма.
А все потому, что разрушив старую систему закупок, грузинский министр без диплома ничего не сумел создать взамен. Проявив полную бездарность, он доказал, что поломать может каждый, а построить – только профессионал. Каковым он не являлся. Или же, если говорить языком конспирологов – именно являлся. И его задачей было снизить популяцию вида "хомо украиниус".
Допускаю, что среди этих назначенцев были и люди, искренне желавшие реформировать страну, использовать свои знания и опыт (у некоторых, как у Боровика, они действительно есть) на пользу обществу. Но столкнувшись с созданной и отработанной до совершенства за почти четверть века существования системой государственного воровства, опускали руки, спрашивая себя: "А оно нам надо?". Ведь перекрыв кому-то возможность положить в карман сотни миллионов, человек реально рисковал жизнью в стране, где убийства стали нормой решения проблем. А так как это не их страна, люди предпочли просто уйти обратно – в свою настоящую, сытую, безопасную и комфортную жизнь за пределами разваливающейся Украины.
О том, что "кадровая скамейка" пуста, свидетельствует и последнее решение Порошенко - он назначил главой нацкомиссии по энергетике… 24-летнего менеджера "Рошен" Дмитрий Вовк. Что после этого ждет энергетику, остается только догадываться.
Кадровая вакханалия на Украине говорит не только о том, что положение в указанных сферах ухудшается – это все и так видят. И не о том, что коррупцию победить им не удалось – это было очевидно каждому и до их назначений. Бегство чиновников такого ранга может служить тревожным звоночком – киевский режим на пороге катастрофы.
И не только экономической. Все предпринимаемые Киевом шаги все явственнее свидетельствуют о том, что Верховный Главнокомандующий готов бросить вверенные ему части "в свой последний и решительный бой". Из министерских кабинетов видно больше, чем с улиц, поэтому когда крысы бегут с тонущего корабля, экипажу пора надевать спасжилеты и пересаживаться в спасательные шлюпки.
Как сказал классик марксизма: "Вчера еще было рано, а завтра может быть уже поздно".