Можно вспомнить и более свежие заявления на этот счет. Например, лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который, правда, требовал “избирать царя на 10 лет” (причем, в “узком кругу лучших людей”).
“Я не говорю: искать наследника Дома Романовых. Можем избрать императора, царя на 10 лет. И каждые 10 лет менять. Будет вариант демократии, но вся полнота власти у него должна быть… Демократия нас погубит. Пока у нас будет демократия, мы будем ползти. Чтобы не ползти, а шагать, нужно отойти от демократии и перейти к имперской форме управления страной… Демократия и многопартийность была навязана слабым государствам… Все партии запретить! Пусть будет монархия, но выборная - 5-6 тысяч человек собираются, лучшие люди, и выбирают императора!”
***
Но вернемся к предложению питерского депутата. По мысли Петрова, царская семья должна занять некое “особое положение в рамках сохранения исторических традиций, стать символом мощи и верности стране для россиян”.
Особо пикантно звучат два следующих тезиса депутата северной столицы.
“Возвращение потомков последнего российского самодержца на историческую родину поспособствует сглаживанию политических противоречий внутри страны, оставшихся с момента Октябрьской революции, и станет символом возрождения духовной мощи народов России”.
“Императорский дом не участвует ни в какой политической борьбе. Есть определенные круги, которые хотели бы его вовлечь, например монархисты или оппозиционеры, поэтому если произойдет возвращение без правового статуса, возникнет почва для политических спекуляций”.
Пожалуй, стоит начать со второго пункта – который может вызвать лишь улыбку, потому как несколько напоминает, например, такой анекдот.
Объявление о трудоустройстве: “Блондинка, 18 лет, стройная, 90-60-90, образования не имею, профессиям не обучена, ищу работу с высокой зарплатой – интим не предлагать”. Понятно, что рассчитывать такая “соискательница” (при желании высоких гонораров, конечно) может далеко не на самые престижные профессии. Тут уж и ставится под сомнение ее стремление и невинность соблюсти, и капитал приобрести.
Вот так и с возвращением царской семьи. Понятно, что оно немедленно будет использовано для поднятия дискуссии в российском обществе о необходимости возрождения монархии, сторонников которой в России не так мало – согласно последнему солидному соцопросу в 2013 году от ВЦИОМ, таких набралось почти треть, 28%!
Другое дело, что потенциальные “монархисты” не могут определиться – кого же они хотят видеть новым царем? За избрание представителей дома Романовых выступают лишь 6%, вдвое больше (13%) – за то, чтобы монархом стал российский политик, избранный на референдуме.
Указанная, мягко говоря, невысокая популярность родственников последнего русского царя не удивительна. Собственно, термин “царская семья” в отношении “зарубежных Романовых” абсолютно неприменим. Хотя бы просто потому, что реальная царская семья, император Николай Второй с супругой, сыном и дочерьми был казнен большевиками в 1918 году. А его близкие и дальние родичи гипотетически имеют шанс на царский титул не больше, чем скажем, любой министр или губернатор на должность президента России, если она вдруг окажется вакантной.
Наверное, многие смотрели последнюю часть еще советского сериала “Неуловимые мстители” – “Корону Российской Империи”, где есть любопытный эпизод с дракой в ресторанчике на Эйфелевой башке между сторонниками двух претендентов на титул “императора всероссийского”.
Между тем, как следует даже из монархических источников, претензии на престол нынешних представителей Дома Романовых не были бы вполне обоснованы. Так, объявление себя “главой Русского императорского дома” троюродным братом расстрелянного самодержца, Великим Князем Кириллом Владимировичем в 1924 году не поддержано ни большинством русских эмигрантов, ни даже многими членами Царской фамилии. А уж считать потомков этого князя “императорами в изгнании” по меньшей мере смешно.
Собственно говоря, депутат Петров, на всякий случай, видимо, пригласил вернуться в Россию и другую романовскую “партию” - в лице главы общественного “Объединения представителей Рода Романовых” Князя Императорской Крови Дмитрия Романовича. То ли для большего “демократизма” (вообще-то, несовместимого с самой монархической идеей в принципе), то ли для того, чтобы поспособствовать реальному ремейку из “Новых приключений неуловимых” – уже на российской почве, а не во французском ресторанчике.
***
Тем не менее, идея потенциального законопроекта от депутата Петрова о “неучастии Дома Романовых в политической жизни” выглядит абсолютно маниловским мечтанием. Да этот Дом уже участвует в российских политических реалиях! Достаточно вспомнить, например, небезызвестного полковника Игоря Стрелкова, присягнувшего на верность пресловутому “Дому” еще в 1990 году. Что, по всей видимости, ничуть не мешало Игорю Ивановичу присягать и реальной российской власти – фактически являясь “слугой двух господ”.
Достаточно хорошо известно и то, как ныне “раскручивается” образ Стрелкова – в качестве лидера потенциального “патриотического майдана”. Под лозунгами “Путин слил Украину – даешь новую, справедливую власть!”
А то, и правда, американцы ж не дураки – понимают, что либеральная идея за пределами “Садового кольца” не слишком популярна, чего ж им не обратиться к эксплуатации “исконных российских традиций”? Тем более, что результат как от белоленточного, так и от патриотического майданов будет один – жесточайший политический кризис в лучшем случае и распад России как государства - в худшем.
Но, понятно, работать на “восстановление исторической преемственности русской государственности” монархистам, при наличии живых символов этой монархии за рубежом, как-то не с руки. Лучше иметь их поближе, под боком.
***
Кстати, при таком раскладе, как видно невооруженным глазом, накрывается еще одна “хотелка” депутата Петрова – относительно “консолидации российского общества”. Общества, которое и так пока что консолидировано, мягко говоря, не очень – если судить в планах как раз исторического аспекта.
Потому как “красная” часть россиян апеллирует к Великой Победе, покорению космоса, максимальному могуществу “шестой части суши” за всю историю существования – а “белая часть” продолжает стенать о “России, которую мы потеряли (из-за “бесов-большевиков”, конечно)”, снимать “Сибирские цирюльники” и “Солнечные удары” и ностальгировать по “балам, шампанском, лакеях, юнкерах и хрусте французских булок”.
Не понимая, что дореволюционная элита России потому и была выброшена на свалку истории, поскольку превратилась в массе своей просто в высасывающих все соки из страны и ее народа паразитов. А потому им на смену и пришла элита новая, добившаяся куда более впечатляющих результатов, чем предшественники.
Спору нет, идея национального примирения очень важна. Так ведь она и так продвигается нынешним российским руководством! Когда преступления не замалчиваются, но и победы не мажутся черной краской в духе либерально-антироссийской парадигмы “фашизм и сталинизм – близнецы-братья”. А гимном России является все тот же гимн Советского Союза – только с другими словами под прежнюю музыку.
И как поспособствует продолжению этого процесса резкая подпитка идеологии махровых монархистов относительно “Россия согрешила, убив Помазанника Божьего – нам всем нужно покаяться, и избрать нового Царя”?
То есть покаяться за убийство нужно всем россиянам. Видимо, потому, что оно было совершено “не по чину”, “простонародьем”. То ли дело заговоры аристократов, жертвой которых стали и задушенные сын Бориса Годунова 16-летний Федор II и муж Екатерины II Петр III, и убитый табакеркой в висок Павел I. А вот преемникам монархических идей за то, что их бездарные кумиры довели дело до революции, каяться, видимо, уже не надо - проще требовать "отречения от безбожных 70 лет советской власти".
***
В этой связи можно только представить, куда заведет Россию “восстановление Дома Романовых”, представители которого вместе со сторонниками никаких уроков из прошлого не извлекли – зато прожили уже 3 поколения на Западе, который особенно в последний год наиболее ярко показал, как он “любит” Россию.
Понятно, что при гипотетическом восстановлении монархии “абсолютной” ее делать никто не будет. Но и “конституционный” монарх, назначивший премьером (с подачи Вашингтона, конечно) какого-нибудь Ходорковского – это, наверное, тоже не самый лучших вариант.
Собственно, большинство монархистов, за исключением оголтелых “кирилловцев”, сходятся в мнении, что нового царя должен избирать Земский собор. И быть представителем Дома Романовых будущий самодержец никак не обязан. Точно также, как и сам Михаил Романов, ставший царем четыре сотни лет назад, имел минимальное отношение к правившим до них самодержцам. В этой связи идея с приглашением Романовых в Россию (кстати, а что им мешало приехать ранее, при открытых то границах?), да еще с предоставлением некого “официального статуса”, выглядит то ли как “пятое колесо к телеге”, то ли, как палка в это самое “колесо”.
Древняя мудрость, исходящая еще от греческих философов, не зря гласит: “Нельзя дважды войти в ту же реку”. Вот так и с идеей восстановления монархии в России – даже если она когда-нибудь будет востребована российским обществом, то реализовывать ее путем “реставрации” “бывших”, уже скомпрометировавших себя перед историей, не самый желательный выбор.