Часть политического спектра эта инициатива не порадовала, а вызвала лишь иронию по поводу обнуления сроков, эксперты и технологи не увидели в этом особенной новизны.
"Идея хорошая. Принимается такой закон уже второй раз за время правления нашего президента. Первый раз приняли, кажется в 2003. А потом выборы отменили", – отреагировал на странице в социальной сети политолог Евгений Минченко.
Впрочем, как отмечают юристы, такой закон принимается даже не второй, а третий раз за последние полтора десятилетия. Первое "обнуление" произошло в 2003 году, когда поправкой в закон об общих принципах проведения выборов была внесена норма о том, что ограничение сроков пребывания на посту губернатора отсчитывается от 19 октября 1999 года, в случае, если в региональном законодательстве не была прописана до этого момента норма об ограничении сроков, в противном случае, точка отсчета сроков была отдана на усмотрение региональным парламентам. Такие манипуляции и позволили политикам вроде Юрия Лужкова занимать свои посты десятилетиями.
"В законе от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ, которым менялся порядок наделения полномочиями губернаторов, говорилось, что губернатор, избранный до нового порядка, до истечения срока своих полномочий может поставить перед президентом РФ вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий. Таким образом, губернаторские сроки "обнулялись", многие пошли на третий срок. В 2012 году выборы губернаторов чудесным образом вернулись (закон от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ). И вот теперь, в 2015 году, логически последовало третье "обнуление", – пишет кандидат юридических наук, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Александр Гаганов.
Именно как обнуление сроков, а не как ограничение их на будущее склонны воспринимать принятый закон эксперты.
"Я вижу только один смысл – губернаторам обнулили сроки, и теперь они могут занимать свои должности до начала 2020-х годов. Фактически, таким образом, Владимир Путин гипотетически синхронизировал сроки полномочий губернаторов со своим сроком полномочий на тот случай, если он будет выдвигаться в 2018 году, что, скорее всего, и произойдет. Фактически, по хронологии полномочий, Путин привязал губернаторов к себе", – прокомментировал Накануне.RU директор Центра политологических исследований Финансового университета, политолог Павел Салин.
С другой стороны, такой закон призван формировать понятные правила для работы глав регионов и обеспечивать определенную сменяемость губернаторского корпуса.
"Мне кажется, что это курс, который проявился в ходе тех кадровых изменений, которые происходили накануне избирательной кампании 2015 года – курс на регулярную сменяемость губернаторов, процедура ухода губернаторов совмещается с процедурой выдвижения лидеров общественного мнения и пользующихся доверием граждан политиков в регионах на губернаторские посты. Такие попытки предпринимались и раньше, но в силу того, что административная вертикаль не была настолько консолидирована как сегодня, эти попытки не удавались. Сейчас, я думаю, это довольно серьезная, реальная заявка", – пояснил в беседе с Накануне.RU политолог, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Среди губернаторов немало толковых управленцев, однако после 10 лет на одном посту "власть становится инертной и бронзовеет", поэтому механизм, закрепляющий ротацию, логичен, считает эксперт.
Фактически, если предположить, что новый принцип будет законсервирован на ближайшее десятилетие и не будет подвергаться ревизии, первые "жертвы" этой нормы появятся в 2022 году, а до 2025 года это уже будут десятки губернаторов-отставников. Что ждет этих чиновников с достаточно серьезным управленческим опытом?
"Естественно, планов никаких нет – вторые сроки у губернаторов будут заканчивается в 2020-х годах, и сейчас, естественно, планов, по большому счету, так далеко никто не строит, поскольку весь политический класс сосредоточен на большом электоральном цикле 2016-2018 годов", – уверен Салин.
Как отмечают эксперты, вряд ли "отставники" останутся без работы – если кандидат достаточно молод и полон сил, он вполне может попробовать свои силы в другом регионе – в рамках своеобразной горизонтальной ротации. Примеры подобных перемещений есть и сейчас – например, Николай Меркушкин, возглавляющий несколько лет Самарскую область, до этого 17 лет возглавлял Мордовию, а идущий на выборы на Сахалине Олег Кожемяко с 2008 года возглавлял Амурскую область.
"Губернаторы востребованы много где. Были известны выдвижения губернаторов на посты министров, вице-премьеров, в администрации президента работают на серьезных постах, как Магомедсалам Магомедов (президент Дагестана с 2010 по 2013 годы, – прим. Накануне.RU), например. Множество возможностей применения сил губернаторов", – продолжает перечислять Орлов.
Говоря об Администрации президента, можно вспомнить не только Магомедова, курирующего межнациональные отношения, но и нынешнего мэра Москвы Сергея Собянина – в начале 2000-х он был губернатором Тюменской области, после чего уехал в Москву, сразу возглавив АП. И лишь спустя пять лет он вновь вернулся "в регион", правда в самый важный – стал главой столицы.
Что касается членов правительства, то в нынешнем кабинете буквально единицы имели подобный управленческий опыт. Среди вице-премьеров нашлось лишь два таких чиновника – Юрий Трутнев, бывший в начале 2000-х губернатором Пермской области, и Александр Хлопонин, который в 2001-2002 возглавлял Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ), а потом с 2002 по 2010 – Красноярский край.
В последние несколько лет появился спрос на губернаторов в профильных министерствах. К примеру, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов также был губернатором Красноярского края с 2010 по 2014 год, ивановский губернатор Михаил Мень в 2013 ушел в отставку во время второго срока, а через две недели возглавил новое министерство строительства и ЖКХ, глава Минсельхоза Александр Ткачев четырежды с 2001 года становился губернатором Краснодарского края. Его предшественник Николай Федоров в течение 16 лет занимал пост президента Чувашии. Некоторые министры имели опыт работы в региональных правительствах, например министр энергетики Александр Новак некоторое время работал председателем правительства все того же Красноярского края.
Не будем забывать о таких постах, которые зачастую считаются "синекурой для чиновников-пенсионеров" – например посты в Совете Федерации.
Не исключено, впрочем, что почувствовавшие вкус власти и эффективного управления замахнутся "на Вильяма нашего Шекспира" – то бишь на президентское кресло – ведь к 2024 году истекает даже потенциальный "второй второй" президентский срок Владимира Путина.
"Сейчас просто не принято рассуждать на тему, что будет после Путина, поскольку в жизнь проводится идея о том, что Путину нет абсолютно никакой альтернативы – с прицелом на выборы 2018 года. В будущем может быть все, что угодно, но горизонт планирования и субъективный, и объективный, с точки зрения турбулентности ситуации, он не может распространяться на семь-восемь лет, пока он ограничен 2018 годом", – уверен Салин.
Тем не менее, если вспомнить мировую практику, зачастую именно губернаторский корпус становится питательной средой и местом для рекрутинга новых президентов. В тех же США едва ли не каждый второй президент за последние 80 лет имел опыт работы губернатором. Под другим названием это вполне справедливо было и для СССР, Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Михаил Горбачев и даже Борис Ельцин занимали первые посты в комитетах партии и фактически осуществляли руководство субъектами.
"Я не исключаю, что мы будем такие примеры наблюдать в будущем. Губернатор – это опытный политик, который прошел большой политический путь, жизненный путь, конечно, он может выдвигаться в президенты. Об этом свидетельствует и мировая практика, однако из того, что он выдвинулся – не следует, что он победит. Но в принципе, губернаторская среда – это среда, из которой естественным образом должны рекрутироваться политики, которые претендуют на президентский пост. Это логично и естественно, ведь это люди, которые отвечали за территории, за граждан, это серьезный опыт, который дает преимущество. При этом, продолжая мысль – есть ли сегодня хоть один губернатор, который мог бы на президентский пост претендовать, я бы не сказал, что сегодня есть хоть один такой политик, но из этого не следует, что они не появятся через некоторое время", – считает Дмитрий Орлов.
Для иллюстрации можно вспомнить тех российских губернаторов, кто заявлял президентские амбиции в постсоветской России. Откровенно говоря, опыт этот действительно не впечатляет. Константин Титов, возглавлявший с 1996 по 2007 год Самарскую область, выдвигался на выборы главы государства в 2000 году и смог набрать лишь чуть меньше 1,5%. Другой завсегдатай выборов 90-х – уже упоминавшийся Аман Тулеев, который трижды выходил на выборы – в 1991 году он боролся за пост президента РСФСР и занял там четвертое место с почти 7% голосов, в 1996 году он снял свою кандидатуру в поддержку Зюганова, а в 2000 получил лишь 3% голосов избирателей, большая часть которых была из его родного региона.
"В Америке ситуация несколько иная, поэтому там губернаторский опыт является если не безусловным, то очень серьезным конкурентным преимуществом при баллотировании на пост президента. В России, если не сменится политическая модель, этот губернаторский опыт будет играть скорее против кандидатов, потому что будут припоминать им разные проколы, которые были во время нахождения на посту губернатора", – оценивает эту возможность Салин.
Некоторые наблюдатели отмечают еще один путь для "постгубернаторов" – некая политическая фронда, оппозиционная деятельность и т.д. Такие примеры тоже можно вспомнить, хоть они и выглядят несколько экзотически. Одним из ликов либеральной оппозиции в последние 10-15 лет определенно был Борис Немцов, начинавший свою политическую деятельность нижегородским губернатором, где он опробовал новые механизмы свободной рыночной экономики. Но не стоит забывать, что оппозицией он стал лишь после смены президента – у Ельцина он был фаворитом, занимал ключевые посты в правительстве и был одним из потенциальных преемников. Но стал, в итоге, не президентом, а его последовательным врагом и оппонентом.
"Оппозиция – это менее приемлемый, на мой взгляд, путь, потому что губернатор – это административный опыт, это не политический опыт жестко конкурентного типа. Можно посмотреть бывших губернаторов в качестве лидеров оппозиционных партий, тот же Титов, но они не выглядели убедительно. Все-таки политический опыт жесткой конкурентной борьбы и административный опыт, который приобретают губернаторы – это опыт принципиально разный по характеру", – считает Орлов.
Наконец, есть еще один вариант, который не стоит сбрасывать со счетов – через 10 лет многие нынешние губернаторы просто достигнут пенсионного возраста, откуда либо уйдут на заслуженный отдых, либо получат номинальные посты в общественных организациях, спортивных федерациях или наблюдательных советах бизнес-корпораций или университетов.
К примеру, самому молодому потенциальному губернатору – врио губернатора Амурской области Александру Козлову лишь 34 года, через 10 лет ему будет 44 – самый расцвет для политической карьеры. Еще 14 губернаторов родились в 1970-х годах, то есть к моменту окончания вторых сроков, отсчитываемых по новым правилам, им будет 50-55 лет. Среди них чеченский лидер Рамзан Кадыров, "губернатор-оппозиционер" Никита Белых, единственный губернатор от ЛДПР – смоленский глава Алексей Островский, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, Дмитрий Кобылкин, возглавляющий ЯНАО, и ряд других их коллег по цеху.
Отметим, что значительное число представителей губернаторского корпуса родились в 1950-х и даже 1940-х годах, и к середине 2020-х многим будет не только "глубоко за 70", но и некоторым придется готовиться к 80-летним юбилеям. Самым возрастным региональным лидером на сегодня остается опять же Аман Тулеев, которому уже исполнился 71 год, а его коллеге из Нижнего Новгорода Валерию Шанцеву на днях "стукнуло" 68.