В какой-то степени, наша несистемная оппозиция напоминает итальянскую мафию 60-х годов в США. Главным источником проблем и опасностей для мафиози была далеко не полиция и не ФБР, а их коллеги. Вот и российским несистемным оппозиционерам нужно прежде всего опасаться своих коллег по так называемому демократическому движению. Последней жертвой внутренних разборок среди "несисопов" стал когда-то подающий надежды Алексей Навальный.
После освобождения Ходорковского он потерял статус «символа оппозиции» в глазах западных спонсоров, для которых беглый олигарх и ближе, и понятнее. А сейчас, в силу необходимости участия в выборах, ему приходится работать политическим гастарбайтером на плантациях дона Касьянова. Чистый капитализм без человеческого лица! У Касьянова для участия в выборах есть партия, а у Навального партии для участия в выборах нет. По законам рынка, Навальный теперь должен работать на того, кто сильнее, невзирая на прошлые заслуги перед Госдепом.
Хочется отметить, что Касьянову неожиданно удалось занять доминирующее положение в российской оппозиции, причем произошло это во многом благодаря такой своевременной для него кончине господина Немцова. Судите сами, после той роковой прогулки по мосту, Касьянов стал единоличным обладателем партии, над строительством которой так долго и упорно работал Немцов.
Только в отличие от Немцова, дон Касьянов подошел к эксплуатации этого политического актива максимально прагматично. Эпоха романтики закончилась, начались серые будни бизнеса. Это романтик Немцов мог внушать региональным активистам-ветеранам вроде Татьяны Котляр, что РПР-Парнас идет на выборы для того, чтобы их выигрывать. Прагматик дон Касьянов ставит перед собой другие, гораздо более приземленные цели. Вот что пишет об этом Агентство федеральных расследований:
«РПР-ПАРНАС собрав один список "продает" его своим спонсорам по цене трех. Всего 6 человек из семи десятков – из Калуги и области. В Калужском списке данные кандидатов совпадают с Новосибирским списком "демкоалиции"».
Отрадно видеть, что в лидерах нашей несистемной оппозиции находится человек, который не изменяет своим жизненным принципам. Как вы, наверное, знаете, в бытность премьером, дона Касьянова называли «Миша 2%», ну а сейчас в оппозиции его вполне могут называть «Миша 3 списка», но суть от этого не меняется.
Занятно наблюдать за тем, как Касьянову удалось стать абсолютно незаменимым участником проамериканской оппозиции в России. Заметьте, после смерти Немцова он стал единственным оппозиционным тяжеловесом, который может спокойно курсировать между Вашингтоном и Москвой, а эта возможность дорогого стоит - в прямом смысле этого слова.
Многократно осужденный мошенник Навальный все никак не может получить загранпаспорт, а значит встретиться с теми, кто распределяет печеньки в Вашингтоне у него нет никакой возможности. Интернет тут ничем не поможет. Американцы только революции и перевороты устраивают через твиттер, а вот серьезные переговоры они ведут лицом к лицу. Посол Теффт тут тоже не помощник. Первая же попытка встретится с Навальным закончится тем, что ее видеозапись покажут в тот же день по всем телеканалам страны, а повторять судьбу Удальцова Навальному не хочется.
Многократно осужденный и потом помилованный беглый олигарх Ходорковский сталкивается с другой проблемой. Он может сколько угодно встречаться с разными американскими политиками и чиновниками, ответственными за раздачу зеленых печенек, которые так любит несистемная оппозиция, но Ходорковский не может приехать в Россию, не может участвовать в выборах, а агитация через телемосты или колонки на сайте РБК не вызывает особого восторга в рядах американских советологов. Им нужен кто-то, с кем они могут поговорить в Вашингтоне, а потом отправить в Россию для насаждения демократии.
Получается, что сейчас есть только один такой политик – это дон Касьянов. Быть единоличным связным между Госдепом и российской несистемной оппозицией - это даже круче, чем единолично контролировать какое-то «окно» для контрабанды через таможню в лихие 90-е. Очень возможно, что оперативный псевдоним или, по-народному, кличка дона Касьянова нуждается в апгрейде. Может быть, он сейчас уже не «Миша 2%», а «Миша 10%» или даже «Миша 15%»? Можно только посочувствовать Навальному, который без разрешения ФМС на выезд не может лично подключиться к источнику печенек, а ведь он так любит сладкое.
У региональных оппозиционных активистов есть выбор: или помогать дону Касьянову развивать свой политический бизнес, который предполагает, что все проходные места будут отданы друзьям Касьянова, или убираться на все четыре стороны. Благо устав демократической партии РПР-Парнас позволяет федеральному руководству как угодно издеваться над региональными отделениями. Судя по инсайдерской информации, появившейся в СМИ, новая версия устава партии совсем скоро превратит РПР-Парнас в партию одного лидера, у которого будут практически неограниченные возможности.
А мы будем с интересом наблюдать за тем, как оппозиционная тусовка кучкуется вокруг нового лидера, которому белые господа из Вашингтона даже позволяют составлять предложения по внесению граждан России в санкционные списки. Что тут можно сказать? Какая несистемная оппозиция, такой у нее и лидер.