• в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;
• в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;
• в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;
• в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.
В 1992 году Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками стало превращаться в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
С 1 января 1995 СБСЕ стало называться ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принцип военно-политической стабильности и развития сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока» остается неизменным.
Трансформация
Однако к тому времени начала действовать иная концепция развития практически всех международных организаций: США стали вести себя как победитель в Первой мировой холодной войне и активно занялись их переформатированием. То, что им это, в основном, удалось, хорошо видно по структурам ООН, по Евросоюзу, Совету Европы, ПАСЕ и, конечно, по ОБСЕ.
В самой Организации объединенных наций у России как члена Совета безопасности с правом вето позиции довольно сильны, несмотря на американское давление. Зато в европейских организациях, членом которых мы или не являемся (Евросоюз), или являемся рядовыми участниками (Совет Европы, ПАСЕ) США благодаря искусному управлению сателлитами задвигают нас, как хотят.
ОБСЕ стоит особняком. Если из концепции «от Ванкувера до Владивостока» «выпадет» приморская столица, исчезнет сам смысл существования организации — она превратится в аналог блеклого Восточного партнерства или ГУАМа, автоматически потеряет свой международный статус и авторитет. Без России о безопасности и сотрудничестве на постсоветском пространстве по вполне понятным причинам не может идти и речи.
Задач у ОБСЕ много.
• «Первая корзина», или политико-военное измерение: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности.
• «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение: экономическая и экологическая безопасность.
• «Третья корзина», или человеческое измерение: защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов.
Для того чтобы успешно решать вопросы по первым двум «корзинам», необходимо усиливать третью. Этим вопросом США занимаются давно и эффективно. Именно поэтому нам доставляют столько хлопот многочисленные НКО, которые подсчитывают голоса на выборах, защищают права человека и борются за демократию. Важный принцип: каждый выявленный факт нарушений должен выдаваться за системный.
Причем, сами США считают себя образцом для подражания и сотрудников ОБСЕ к себе просто не пускают.
Хорошо известна попытка наблюдения за выборами американского президента в 2008 году. Тогда прокурор Техаса Грег Эботт пригрозил наблюдателям ОБСЕ, что если они приблизятся к избирательным участкам ближе, чем на 100 футов (30,5 метра), то могут быть подвергнуты уголовному преследованию. В открытом письме главе миссии наблюдателей ОБСЕ в Соединенных Штатах он подчеркнул, что «группы и отдельные лица из-за пределов США не имеют права влиять на избирательный процесс в Техасе или вмешиваться в него».
Представим на минутку, какой бы разразился международный скандал, если бы подобную риторику позволил себе, например, прокурор Красноярского края.
Грег Эботт довольно высокомерно заявил, что если «члены ОБСЕ желают больше узнать об американском избирательном процессе, чтобы улучшить свои собственные демократические системы, то они могут обсудить с властями Техаса те меры, которые были приняты для обеспечения безупречности выборного процесса» в этом штате.
Между тем, международные наблюдатели насчитали около 60 миллионов американцев, фактически не имеющих избирательных прав. Что и отразили в своем отчете. «В итоге получилось, что эксперты ОБСЕ раскритиковали американскую избирательную систему за те невинные и логичные ограничения, которые защищают ее от слишком активного участия самых маргинальных слоев общества», — бросились на защиту американских свобод наши либералы. Их солнце не имеет пятен.
Если бы в какой-либо постсоветской стране двадцать процентов населения оказалось бы лишенным основополагающего права — избирательного, в ней наверняка была бы организована постоянная миссия ОБСЕ.
Постоянные миссии ОБСЕ
Постоянное присутствие ОБСЕ организовывается в тех странах, в которых есть угроза безопасности или демократии. Однако присутствие международных представительств порой бывает престижно и говорит об открытости.
Послы или координаторы меняются каждые три года, причем, страны имеют негласные квоты на отправку своих дипломатов. Разумеется, мы заинтересованы, чтобы наши люди присутствовали на постсоветском пространстве, и за это идет перманентная подковерная борьба. Сегодня россияне возглавляют офисы ОБСЕ в Армении и Киргизии.
Надо отметить, глава офиса не является полновластным хозяином положения — в его подчинении находится аппарат, а он может быть укомплектован кадрами из разных стран. Чтобы проводить свою политику, требуется тонкая дипломатическая работа.
Возможно, именно потому, что в Армении сегодня руководит посольством наш человек, Электромайдан захлебнулся. Однако пристальное внимание американской неправительственной организации The National Endowment for Democracy (NED) к этой маленькой стране настораживает.
Весьма показательна карьера нынешнего вице-председателя Верховной рады Оксаны Сыроед. С 2004 по 2012 год она занимала пост национального менеджера проектов программ «Верховенства права и прав человека» Координатора проектов ОБСЕ (аналог посла) на Украине, что сведущим людям говорит о многом. Именно эта дама представляла декларацию о приостановке ключевых статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод на территории Донбасса.
Нет сомнений, что прежде чем подготовить законопроект, опытный политик Оксана Сыроед консультировалась со своими бывшими руководителями, и они одобрили этот беспрецедентный шаг. Вице-спикер Верховной рады, бывший главный наблюдатель ОБСЕ за правами человека на Украине добилась дискриминации граждан по этническому (или идеологическому) признаку в своей собственной стране. Жители Донбасса теперь не могут подать в суд на государство, потому что здесь не действуют права человека. А именно:
Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство
Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни
Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты
Я пытался обратить внимание на это вопиющее нарушение Европейской конвенции наших правозащитников, обращался к некоторым знакомым членам Совета по правам человека при президенте РФ. И мне даже обещали, что обязательно выступят с заявлением. Однако никто так и не удосужился его написать.
Странно, правда?
Напомню, во время конфликта в Чечне российскому руководству, каким бы оно в тот момент не было, даже в голову не приходило поражать в правах собственных граждан, кем бы их в те годы не считали. Более того, иски из республики исправно поступали в Европейский суд по правам человека, в начале 2000-х в архивах ЕСПЧ в делах против России мелькают, преимущественно, чеченские фамилии. Примерно до 2006 года шло активное рассмотрение дел, РФ выплатила сотни тысяч, а то и миллионы долларов компенсаций по разным статьям Конвенции.
Украина решила от ответственности за разрушенные дома и гибель людей, за фактический геноцид собственного населения увернуться. И получила на это сомнительное дело одобрение от своих кураторов. Надеюсь, избежать Страсбургского суда ей все же не удастся.
Многие экс-республики СССР сами хотят, чтобы у них было посольство ОБСЕ. И им даже кажется, что благодаря микрофонам и агентам спецслужб они контролируют ситуацию. Но все устроено тоньше: никакой враждебности по отношению к местным политикам сотрудники ОБСЕ не проявляют. Активное американское участие начинается только в момент смены элит — во время госпереворотов, в случае смерти лидера государства или даже во время выборов.
В США прекрасно знают, что офисы ОБСЕ, например, в Ашхабаде или Баку прослушиваются, но их это мало беспокоит. Главное, что в стране начинают действовать программы обучения, готовятся кадры, устанавливаются контакты с представителями местной власти — министрами, депутатами, крупными бизнесменами. Все это рано или поздно обязательно сработает.
Фактически, размещая у себя посольство ОБСЕ, государства впускают к себе троянского коня.
Ехать или не ехать в Хельсинки
Будет ли присутствовать Россия на юбилейной сессии Парламентской ассамблее ОБСЕ, пока до конца неясно. Первая реакция — отказаться приехать полным составом делегации, на мой взгляд, была тактически правильной.
Однако 1 июля депутат Госдумы Николай Ковалев заявил, что собирается ехать в Финляндию. «Я планирую принять участие в заседании Постоянного комитета Парламентской ассамблеи, которое состоится 5 июля, и принять участие в избрании нового генсека организации». Но вчера опять все изменилось: «Российская делегация решила в полном составе не ехать в Хельсинки», — сообщило РИА Новости.
Если Николай Ковалев все же поедет, это станет ошибкой.
Мне кажется, американцы готовы разрешить финнам пропустить на свою территорию и спикера Госдумы Сергея Нарышкина, и всех остальных находящихся в санкционном списке. Потому что если России не будет на сессии вообще, ОБСЕ как организация потеряет всякий смысл, и легитимность всех послов и координаторов, а также сотрудников их офисов, разбросанных по бывшим республикам СССР, окажется под вопросом. Вряд ли США рискнули бы отказаться от своей годами выстраивавшейся системы присмотра за постсоветским пространством.
Нам ОБСЕ тоже нужна, как и многие другие международные организации, даже при всей своей неоднозначности и двусмысленности. Ибо остается важной площадкой, на которой наши дипломаты встречаются с иностранными, ведут дискуссии, отстаивают российский взгляд на проблемы.
Вот только ради этого общения жертвовать своим статусом страны-основательницы ОБСЕ, авторитетным государством, влияющим на глобальную безопасность, мы не должны. Остается только догадываться, какие напряженные переговоры вокруг поездки нашей делегации в Хельсинки ведутся в эти дни, часы и даже минуты.
Никто не хочет уступать. Но кто-то все же уступит. Будет жаль, если мы примем чужие правила игры — в этом локальном противостоянии у нас есть все шансы выиграть.