Укрепляются связи между министерствами обороны Китая и России. Как сообщил телеканал «RT», китайский министр обороны Чан Ваньцюань назвал своего российского коллегу Сергея Шойгу большим другом. «Я вам тогда говорил, что, хотя это и наша первая встреча, мне кажется, что мы уже давно большие друзья», — сказал он. По словам Чан Ваньцюаня, несмотря на плотный рабочий график, главы Минобороны РФ и КНР находят возможность для встречи в двустороннем формате: «Считаю, что это отражает не только высокий уровень взаимоотношений между нашими государствами, их вооружёнными силами, но также говорит о наших тесных рабочих связях и личных чувствах».
В 2016 году в КНР впервые откроется российско-китайский университет, сообщает «Российская газета».
Российско-китайский университет, который будет базироваться в Шэньчжэне, откроется на базе МГУ и Пекинского политехнического института. Первых студентов он примет 1 сентября 2016 года. Выпускник получит два диплома: МГУ и университета. «Совместный университет необходим для подготовки высококлассных специалистов, которые будут востребованы не только в России и СНГ, но и во всём мире, это будет способствовать заимствованию передового опыта», — сообщил на заседании оргкомитета в Госдуме, посвящённого созданию нового вуза, посол КНР в РФ Ли Хуэй.
В свою очередь, председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин отметил, что сейчас стоит цель не просто предоставить новые образовательные услуги, а создать перспективное направление «стратегического партнёрства».
Также СМИ сообщают о том, что «азиатский поворот» сулит быстрый рост взаимодействия КНР и РФ в областях сельского хозяйства и финансов. Китайские сельхозпроизводители выражают готовность увеличить экспорт своей продукции для России. Что касается финансовой сферы, то российские банки, переориентирующиеся в настоящее время с запада на восток, намерены брать в КНР крупные кредиты. Впрочем, такие новости более смахивают на информационный шум, поскольку показателей «увеличения» не видно. А вот другие экономические новости попадаются и в цифрах. Как правило, они касаются экспорта из России в Китай сырья. Вот одна из них: Россия стала крупнейшим поставщиком нефти для Китая, обогнав Саудовскую Аравию.
Как сообщает Центральное телевидение Китая (CCTV), Россия обогнала Саудовскую Аравию и стала крупнейшим поставщиком нефти для КНР. Согласно данным китайской таможни, в мае Россия поставила Китаю 3,92 миллиона тонн нефти. Это на 20% больше, чем в апреле. Объёмы экспорта нефти из Саудовской Аравии упали на 42%, отмечает CCTV.
А вот ещё одна новость, касающаяся будущих экономических проектов КНР и РФ.
3-5 сентября во время визита Владимира Путина в Китай состоится Второй Пекинский международный экономический форум BIEF-2015. Об этом говорится в пресс-релизе организаторов форума, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
BIEF-2015 получил название «Россия — Китай. Две страны — одно дело». Особенность форума — в создании уникальной бизнес-площадки для российских регионов и китайских провинций, позволяющей наладить экономическое сотрудничество.
«Таких площадок, к сожалению, на сегодняшний день практически нет, — сказал председатель организационного комитета форума, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, — и мы надеемся, что Пекинский международный экономический форум BIEF-2015 станет полезным и действенным инструментом в развитии многоуровневого сотрудничества России и Китая по актуальным экономическим направлениям».
«Лента.ру» напоминает, что этот форум проводится уже второй раз. После Первого форума (ноябрь 2014 г.) были запущены десятки проектов в Пензенской, Самарской, Нижегородской и Московской областях.
Аналитик Павел Воинов («Утро.ру») задался вопросом: «Но стоит ли безоглядно доверяться китайским партнёрам и не получится ли так, что поворот к «восточному соседу» обойдётся России куда дороже, чем прежние отношения вооружённого нейтралитета?»
Журналист напоминает слова первого заместителя президента-председателя правления ВТБ Юрия Соловьёва, сказанные тем на Петербургском экономическом форуме: «Основной проблемой, сдерживающей развитие двустороннего сотрудничества с Китаем, стала двусмысленная позиция Китая по отношению к российским банкам после введения санкций США и ЕС. В настоящее время большинство китайских банков не проводят межбанковские операции с участием российских банков. Кроме того, китайские банки значительно сократили участие во внешнеторговых сделках, в частности, по торговому финансированию».
Подобное поведение «стратегических партнёров» объяснить легко: речь идёт о собственной выгоде Пекина. Китайцы не желают портить отношения с Западом: связи с Европой и США для Китая много важнее партнёрства с Россией. Доктор экономических наук, главный научный сотрудник института экономики РАН Никита Кричевский говорит: «Представляете, мы разворачиваемся на восток, а китайцы не работают с нашими банками! Они говорят: «Давайте, давайте, вкладывайте в нас, вкладывайте в нашу экономику. Давайте вместе развивать Шанхайскую золотую биржу…»
Эксперт полагает, что финансовые разногласия между Пекином и Вашингтоном крайне маловероятны: ведь золотовалютные резервы КНР, составляющие сегодня порядка 4 трлн. долл., на 60% вложены в американскую валюту. «Китай на протяжении многих лет — основной держатель американских гособлигаций, — напоминает Кричевский. — Китаю крайне неинтересны нарушения в нормальном ходе взаимоотношений и с Америкой, и с Евросоюзом. Что там Россия с её 2 триллионами валового внутреннего продукта по сравнению с китайским, который 10?»
Что касается сотрудничества с сельхозпроизводителями, о котором писалось выше, то «Утро.ру» приводит мнение директора совхоза им. Ленина Павла Грудинина. Он высказался на широко обсуждаемую тему передачи забайкальских земель в аренду на 49 лет китайцам. «Самое простое — сдать в аренду, — отметил эксперт. — А китайцы в лучшем случае соберутся и уйдут домой, а в худшем — заберут Забайкалье себе. Они будут производить еду на нашей земле, которую будут поставлять китайцам. А мы будем покупать китайский ширпотреб, потому что такая экономическая ситуация. Думаю, что у нашего правительства нет мозгов сделать так, чтобы выгодно было производить сельхозпродукцию на российской территории. Они делают всё, что угодно, но только не занимаются поддержкой сельского хозяйства».
Столь пессимистичный вывод, равно как и другие негативные оценки китайско-российского «партнёрства», находит отклик… в Госдуме.
«Посмотрите, что творится в Китае, вы увидите, как безбожно они относятся к природе своей страны. Теперь они идут сюда, — цитирует «Утро.ру» депутата Госдумы РФ Владимира Позднякова. — И выдавливают, не дают людям развиваться. Китайцы, когда начинают разводить свою продукцию, наши фермеры разоряются, и китайцы взвинчивают цены в несколько раз. Это не деловое сотрудничество».
В результате, добавим в заключение, то «стратегическое партнёрство», о котором говорит господин Нарышкин, может оказаться стратегическим только для Китая. За последние четверть века Россия отвыкла делать что-то самостоятельно и своими силами, а привыкла надеяться на помощь извне. Рыночная экономика в России, видимо, немыслима без «рюриков». То американцы наладят нам экономику, построят передовой капитализм и даже начнут поставлять «Windows» на русском языке, то французы дадут модель для парламента и суперпрезидентской формы правления, то «международные финансовые институты» и «клубы кредиторов» займут деньги на «реформы», то, наконец, спасёт вступление в ВТО: экономика России чудесным образом станет конкурентоспособной.
Особенности дружбы с драконом
В 2014 году выяснилось, что западные «рюрики» России никак не помогли, а скорее даже навредили. Тогда наше правительство сделало стремительный поворот, очевидно, уверовав в спасение с востока. Сегодня в Москве молятся на Китай: на китайских аграриев, китайские университеты, китайский юань, китайский ширпотреб, наконец, китайское «стратегическое партнёрство», которое, если присмотреться, означает некоторые шумные заявления Пекина о поддержке России на международной арене и одновременно старательное копирование военной техники российских разработок и жёсткий торг с Москвой, направленный на закупку энергоносителей по минимальным ценам. КНР здесь вполне использует ситуацию западных санкций против России и, разумеется, остаётся реальным экономическим партнёром государств ЕС и США.
Нам, русским, нужно осознать простой факт: спасти себя мы можем только сами. Западные или китайские дельцы приходят сюда не в гости. Их цель — не помогать нам, а извлекать свою выгоду. Выживает наиболее приспособленный. Знают ли это в Кремле?