Еще в более дружелюбные времена, после подписания в 1997 году Основополагающего Акта Россия-НАТО, бывшая госсекретарь США Мадлен Олбрайт сказала, что предвидит надвигающиеся беды. Олбрайт в своей статье в журнале «Foreign Policy» о покойном бывшем премьер-министре России Евгении Примакове, вспоминала своего друга как гибкого реалиста, однако она также отмечала и явные разногласия.
«С первого раза, когда мы сели за один стол во время заседания НАТО, мне стало абсолютно ясно, что независимо от того, какие документы мы подписываем, наши взгляды на основное соглашение остаются различными», писала Олбрайт.
Настороженность России в отношении НАТО вполне объяснима. Возглавляемый США западный альянс был создан в 1949 году именно для противодействия советской экспансии в Европе, которой тогда очень боялись. Россия, после распада Советской империи, опасалась, что Вашингтон приблизит границы альянса к российским границам. Сегодня Россия практически полностью окружена с запада и юга странами, входящими в НАТО.
«В России очень глубоко укоренилось чувство, что с ней поступили нечестно, и не раз или два, а много раз», убежден старший научный сотрудник Центра Американской внешней политики Уэйн Мерри, в прошлом, дипломатический сотрудник США в Москве.
Во время и после второй мировой войны советские войска оккупировали страны Восточной и Центральной Европы и сделали их советскими республиками или странами-сателлитами Советского Союза в составе группы Варшавского Договора. Иосиф Сталин действовал исходя из векового российского страха перед вторжением. Германия уже дважды нападала на Россию в течение двадцатого столетия.
Буферные страны, получившие независимость после распада Советского Союза в 1991 году, естественно, стремились получить защиту от возможного повторения своей печальной истории и в конечном итоге добились членства в НАТО. Чем их привлекало НАТО? Обещанием, что любая страна-участница альянса придет на помощь другой стране в случае нападения на нее. Однако, это серьезно беспокоило Россию.
После того, как пророссийский президент Украины Виктор Янукович был вынужден бежать из страны в результате протестов в прошлом году, Путин предпринял ответный шаг, присоединив стратегический регион Украины, Крымский полуостров, население которого в основном составляют русские. Кремль также содействовал вооруженному восстанию преимущественно русского населения восточной Украины.
Соединенные Штаты и Европейский Союз нанесли удар по России, введя экономические санкции и ограничения на въезд. До сих пор, несмотря на два соглашения о перемирии, между украинскими вооруженными силами и ополчением продолжаются военные столкновения. НАТО размещает тяжелые вооружения в странах Балтии и направляет сотни военных инструкторов на Украину. Однако, на сегодняшний день Вашингтон не предоставил никаких вооружений украинской армии.
Путин не подает никаких признаков готовности к отступлению. Он неоднократно заявлял, что Соединенные Штаты пытаются подчинить себе Россию, обвиняя Вашингтон в провоцировании протестов против него.
«Я не думаю, что в Соединенных Штатах в полной мере осознают, насколько глубоко россияне уверены в том, что цветные революции были инспирированы Америкой», сказала почетный сотрудник и бывший президент Фонда Карнеги за международный мир Джессика Мэтьюз. Она имела в виду восстания, которые привели к отстранению от власти президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе и первому свержению Виктора Януковича на Украине. Кремль, разумеется, увидел руку Вашингтона и во втором свержении Януковича.
В то время как действия России на Украине, в Крыму и война 2008 года с Грузией вызвали гнев Запада по отношению к Кремлю, на самом деле мотивы Путина сформированы на основе глубокой подозрительности России к окружающему миру. И Путин, как его советские предшественники, использует антизападную пропаганду, чтобы отвлечь свой народ.
Тем не менее, Путин звонил Обаме по телефону в конце июня впервые за четыре месяца. Белый Дом сообщил, что они обсуждали переговоры по иранской ядерной программе, гражданскую войну в Сирии и усилия по борьбе с «Исламским Государством». Участие Москвы в переговорах с Ираном является полезным и конструктивным.
Мэтьюз заявила, что существует необходимость в гораздо более интенсивных коммуникациях между Вашингтоном и Москвой. «Я думаю, что поворот в отношениях между двумя странами мог бы произойти на основе полной ясности в отношении намерений НАТО относительно Украины, и, полагаю, это может быть достигнуто только в рамках личного общения, в спокойной атмосфере.