На самом деле, вопрос экономического дна для Украины очень актуален. Собственно, не так важно для страны, насколько упал ВВП по отношению к прошлому году, как важен ответ на вопрос: «Что будет дальше?»
Скорость падения ВВП по отношению к аналогичному периоду прошлого года, безусловно, будет уменьшаться. Но это произойдет не через рост производства, а потому, что в июне 2014 года на Украине началась гражданская война, которая не только убивала людей, но и разрушала заводы, инфраструктуру, лишив страну «последнего шанса». Третий квартал был пройден в некоторой степени по инерции и благодаря рекордному урожаю, а потом начался крах…
«Ощущение дна». Что было в апреле, мае, июне?
Апрель был для украинской экономики очень тяжелым. Выход из зимы (чрезвычайный режим в энергетике) и связанные с нею потери производства основных экспортных товаров (сталь, чугун и прокат) сильно ударили по макроэкономическим показателям. А потому с этим месяцем были связаны многие надежды. Но…
Промышленность в целом, вопреки резкому росту в металлургии (благодаря запуску заводов Донбасса по «серым схемам»), не смогла переломить общей тенденции. Она даже чуть ускорила свое падение по сравнению с показателями марта 2015 года.
Внутренняя торговля после стабильного спада за первые три месяца (чуть более 20%) также резко просела. В первую очередь за счет спада в оптовом сегменте:
В апреле 2014 года и апреле 2015 года оптовая торговля в абсолютных величинах была практически одинаковой, несмотря на резкий рост цен.
Не спасло ситуацию и сельское хозяйство (палочка-выручалочка прошлого года), макропоказатели которого месяц от месяца становились все хуже и хуже.
Строительство с падением почти в 40% похоронило робкие надежды на восстановление (в марте падение было менее 30%).
Таким образом, к концу месяца все было очень печально и грустно.
Май стал месяцем надежд Хунты. Именно благодаря статистике мая весь июнь шли разговоры о достижении дна. И формально статистика дает повод для надежд.
Металлургия показала почти 10%-й рост по отношению к апрелю. Заводы Донбасса вновь начали работать на ВВП Украины. Схема была простой и рабочей. Продукция, изготавливаемая в «серой зоне», по договоренности перевозилась через линию фронта и оформлялась, как произведенная в… Днепропетровской области и т.д. Благодаря этому промышленность в целом показала падение «всего» в 21,5 %.
Правда, если откинуть металлургию, то ситуация в мае для промпроизводства даже ухудшилась, но руководство в Киеве не хотело этого замечать. Оно везде говорило об ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДНЕ.
Поддержку оказала и торговля. Май был намного лучше апреля по опту (падение было не столь ощутимым). Сказывалось перемирие и налаживание «серых схем» по сбыту украинских товаров на территории, не подконтрольной киевскому правительству. Данный вид бизнеса стал таким массовым, что в его «крышевание» включились все: от СБУ до батальонов территориальной обороны.
Способствовал этому и резкий рост покупательной способности населения на территории ЛНР и ДНР (выплаты пенсий, пособий, зарплат). Все это оказало поддержку торговле, а значит, и макроэкономическим показателям Украины в целом.
Сельское хозяйство продолжало огорчать Киев, но его роль (без учета сбора урожая, который в основном будет собран в третьем квартале) в ВВП не столь велика, чтобы подпортить всю статистику.
Строительство с показателем –31,7% по отношению к маю 2014 года и +0,2% по отношению к апрелю 2015 года создавало устойчивое «ощущение» дна.
В июне пока вышло очень мало статистической информации, чтобы делать однозначные выводы.
Металлургия показала откат (2-3% среднесуточной продукции), который стал следствием шантажа производителей металла.
Тем, кто забыл, напомню, что в начале месяца несколько крупнейших компаний отрасли объявили о частичной остановке производств, указав причиной «невозврат НДС» за ранее экспортированную продукцию. Действительно, суммы возврата по данному налогу отставали от роста доходов (следствие инфляции) и достигли астрономических величин (почти 10 млрд грн.). По словам металлургов, это привело к вымыванию их оборотных средств и невозможности дальнейшей работы. «Упорства» Кабмина хватило на сутки. Деньги были возвращены (как показали предварительные цифры сводного бюджета за июнь), производство возобновилось, но наверстать его так и не смогли.
Такие же проблемы сейчас и у другой отрасли промышленности - химической. Идет война между олигархическими кланами, которая пока окончилась остановкой нескольких производств. Как выйдут данные по промышленности за июнь 2015 года, станет понятно, «во сколько процентов» Украине обошлась эта свара олигархов. Хотя следует ожидать, что в процентах все будет не так плачевно для промышленности. Как мы помним, именно в июне 2014 года началась война на Донбассе, а потому сравнивать придется уже с данными первого военного месяца.
Сельское хозяйство - очень инертная отрасль, а потому резких скачков ждать не следует. Скорее всего, будет продолжение спада с небольшим ускорением. По строительству данных пока нет, но там «надеяться» не на что.
Динамика ВВП Украины
Напомню слова из отчета НБУ:
Во втором квартале 2015 года, по нашим оценкам, реальный ВВП по сравнению с первым кварталом за вычетом сезонного фактора почти не изменился…
То есть, роста по отношению к предыдущему кварталу нет, иначе НБУ, любящий приукрасить реалии, не преминул бы это написать. «Почти не изменился» я в данном случае понимаю как «немного упал». Скорее всего, в пределах 1%. Не более. Безусловно, это очень грубая оценка по опережающим данным, и она будет уточнена, но общий вывод сделать можно.
Для понимания картины надо вспомнить, как украинская экономика прошла прошлые кварталы:
Квартальное изменение ВВП Украины год к году:
Квартальное изменение к предыдущему кварталу:
По графикам можно сделать некоторые выводы.
Первый график показывает, что резкое падение ВВП Украины произошло именно в четвертом квартале 2014 года. Как мы помним, в ТРЕТЬЕМ, а тем более во втором квартале прошлого года на территории ЛНР и ДНР работали многие предприятия и украинские государственные службы, которые собирали статистические данные. Война шла, а промышленность работала, зерно собиралось и… вывозилось в Мариуполь.
В этот период падение ВВП было в районе 4-6%. За вычетом Крыма, это и есть реальное падение экономики того времени.
Это, конечно, много, но худшее было потом. Четвертый квартал начался с блокады Донбасса и вывода оттуда государственных органов управления. А в декабре на Украине начался энергетический голод, который заставил промышленность остановиться. Падение ВВП достигло 14,2%. В первом квартале 2015 года падение валового внутреннего продукта побило новый рекорд – 17,2%. Казалось бы, 17,2% и 14,2% - невелика разница. Но… между самими кварталами падение составило уже 5,3%. И это никак нельзя списать на войну. Это результат энергетического голода для промышленности и обнищания населения для торговли. Все вместе это «давит» на строительство и сельское хозяйство, а также на количество оказываемых населению услуг.
Таким образом, можно утверждать, что именно период с конца 2014-го по начало 2015 года стал началом нового витка системного кризиса в экономике Украины, когда началась цепная реакция падения во многих отраслях хозяйства. И война тут - красивая "отмазка" перед населением, которая внесла свои коррективы, но не была первопричиной. Причина - в неспособности ХУНТЫ управлять хозяйством страны. Разрушенные с ее подачи экономические связи потянули на дно всю экономику страны. В полной мере это началось только в конце 2014 года. Экономика - штука инертная. А потому все логично.
Второй квартал 2015 года должен был стать переломным. Именно в это время было снято ограничение на потребление электроэнергии, которое не давало экономике Украины работать зимой. В апреле – мае 2015 года гиганты Донбасса, оказавшиеся вне контроля Киева, начали реинтегрироваться обратно в экономику Украины на новых, «серых» условиях. Население региона, даже сильно сократившись, продолжило потреблять украинскую продукцию (благодаря выплатам в республиках). Но, судя по первым оценкам, это не помогло…
НБУ радуется, что во втором квартале экономика прекратила ускоряться в движении вниз? Так на это есть свои аргументы и своя логика. Второй квартал не мог повторить падения предыдущего. По определению. Именно во втором квартале у экономики Украины были шансы переломить ситуацию и действительно достичь дна. Но он не стал кварталом роста. И это главное. Промышленность застыла на уровнях зимы, сельское хозяйство сокращается, торговля тоже. Народ обнищал, он не может потреблять в прежних количествах. Внешняя конъюнктура для Украины неблагоприятна.
Если вернуться к цифрам, то получается, что падение ВВП во втором квартале 2015 года составит:
К 1-му кварталу до –1%. Скорее, меньше.
Ко 2-му кварталу 2014 года - около –14,5-15,5%.
Выводы и прогнозы
Я понимаю, почему прохунтовские «эксперты» каждый месяц делают перерасчет своих прогнозов.
В начале года были оценки падения ВВП Украины в 2015 году на уровне 4,5–5%. Затем постепенно (в июне) прогнозы дошли до 9–9,5%.
Их прогнозы - это больше их «хотелки». Но каждый месяц реальность делает в них свою коррекцию.
По макроэкономической статистике второго квартала очень похоже, что Украине не удалось произвести стабилизацию экономики. Он показал летнюю стагнацию после краха зимой, которая почти наверняка свалится в продолжающееся небыстрое падение осенью. Если стагнация экономики продолжится и в третьем квартале, то она покажет –10-12% ВВП по отношению к прошлому году.
Очень много зависит от урожая зерновых. Он может существенно подвинуть цифру как в одну, так и в другую сторону. Пока все идет к тому, что не сдвинет, но погода может еще внести коррективы.
По четвертому кварталу загадывать очень рано. При стабильности, в которую я не верю, к прошлому году падение будет 5–7%. Здесь коррективы могут быть погодно–энергетические.
Если все так и произойдет, то за год падение ВВП Украины может составить 11-14%. И это будет еще не самый худший вариант.