Украина всегда любила выборы
Алексей Анпилогов, президент фонда исторических исследований «Основание»
Украина всегда любила выборы, ведь там это сплошная импровизация, когда оркестр играет какую-то ересь, а избиратели лишь вынуждены с ужасом наблюдать за тем, какой следующий аккорд этой какофонии выплеснется в мир божий.Не стали исключением и последние выборы 2014 года, как и не станут, судя по всему, сюрпризом будущие выборы 2015-го.
Просто «Украин» у нас теперь целых три, а не исторически доставшаяся в наследство от СССР одна. И одни новые выборы уже назначены. Состоятся они в ДНР и пройдут, согласно последним заявлениям руководителя республики Александра Захарченко, 18 октября 2014 года.
При этом ЛНР пока что не определилась с датой своих выборов, но в целом относится к выборам спокойно и даже заинтересованно, а вот Украина, сохранившая историческое название, полученное в 1991 году, уже заявила в лице своего президента Петра Порошенко о том, что «попытки провести 18 октября незаконные, не в соответствии с украинским законодательством и критериями ОБСЕ выборы будут значить жесткую атаку РФ на минские соглашения,...это будет чрезвычайно безответственно и будет иметь разрушительные последствия для процесса деэскалации напряжения в отдельных регионах Донецкой и Луганской области».
И это еще даже не начался формальный процесс создания избирательных комиссий и регистрации кандидатов. Что же произошло? И чего ждать зрителям и будущим участникам октябрьского спектакля?
За мудреными словами о «модальности» и «имплементации» минских соглашений стояла простая, хотя и невыполнимая на практике идея: две (а точнее, формально, три) Украины должны были сесть за стол переговоров и согласовать некие единые условия будущего общежития.При этом, безусловно, стол переговоров, обильно политый кровью жертв Донбасса и утыканный гвоздями противоречий, лишь стыдливо прикрыли скатеркой «Минска», ожидая того, что высокие договаривающиеся представители «трех Украин» как-то постараются не замечать всего творящегося под скатерью и просто подпишут все последующие бумаги: закон о выборах и о местном самоуправлении и изменения в конституцию общей Украины, которая уже, скорее всего, была бы мало похожа на Украину образца 2013 года. Хотя бы исходя из того, что у нее уже нет Крыма.
Однако, как оказалось, «скатерть Минска» очень быстро пропиталась новой кровью, а гвозди, торчавшие в крышке переговорного стола, столь же быстро прорвали ее непрочную ткань. Стороны просто не смогли удержаться от создания своих, несогласованных документов, каждый из которых был написан по свою сторону от линии фронта, где и продолжала сочиться кровь и возникали новые гвозди в «гроб Минска»: украинская блокада, введение рубля в ДНР и ЛНР, пропускной режим в зону АТО, отказ в выдаче паспортов жителям ДНР и ЛНР, украинские обстрелы городов Донбасса и прочая-прочая-прочая.К чести ДНР и ЛНР надо сказать, что большинство этих гвоздей в «гроб Минска», которые в итоге и порвали скатерть на столе переговоров, забивались с украинской стороны, со стороны же донбасских республик, скорее, были постоянные попытки загнать ситуацию назад, в такой вид, когда мирный процесс еще можно было бы считать условно ковыляющим вперед на трех с половиной лапах.
Запреты на ответный огонь ополчения при обстрелах украинцами Донецка и Горловки, заявления о демилитаризации населенных пунктов, согласие со многими весьма ущербными положениями «Закона об особом статусе» – все это было жестами доброй воли, которые демонстрировали ДНР и ЛНР в ответ на явное игнорирование Киевом той самой двусторонней модальности Минского процесса.Итогом этого пути стал недавний проект конституционной реформы и реформы системы местного самоуправления, который недавно внес в свою, киевскую Раду президент Порошенко. В логике Минска этот односторонний шаг уже столь явно нарушал не только дух, но и букву минских соглашений, а содержание документа было столь вопиюще несоответствующим даже весьма размытым формулировкам минского соглашения, что дальше уже говорить о чем-то за «скатертью переговоров» стало совершенно бесполезно.
Минский процесс умер, так и не породив чего-либо путного и внятного на своем выходе.С другой стороны – жизнь идет вперед. Масса вопросов местного самоуправления в донбасских республиках, которые должна была бы решать местная власть, сформированная с учетом мнения ДНР и ЛНР в рамках единого украинского гражданского пространства, находилась в подвешенном или же откровенно «ручном» варианте управления.
Возникла неприятная коллизия – та, вымышленная реальность «минской скатерти» существовала лишь где-то в виртуальном пространстве, постепенно, но неотвратимо разрушаясь, в то время как «на земле» происходили обыденные и ежедневные процессы – рождались и умирали люди, дети шли в школу и поступали в институт, заключались браки или строились дома.
Так или иначе, но тот вакуум власти, который был создан в Донбассе весной прошлого года, требовал разумного заполнения.
Минские соглашения, будучи плохим, но уже принятым вариантом остановки войны, из-за позиции Украины этот вакуум власти никак не закрывали, и в какой-то момент «скатерть Минска» просто разорвалась по самой пропитавшейся кровью и пробитой гвоздями линии – той самой линии фронта, вдоль которой застыли позиции вооруженных сил Украины и ополчения республик.
Что же будет дальше?
Во-первых, конечно же, нам предстоит услышать еще массу последующих заявлений. И от России, и от ЕС, и от США, и от массы международных организаций – тех же ОБСЕ, ПАСЕ или ООН. Как я уже написал, любые выборы на Украине создают такую какофонию, что места для заявлений будет вполне достаточно – и оценки «легитимности», «прозрачности» или «демократичности» выборов будут колебаться от 100% негативных до 100% позитивных.
Во-вторых, скорее всего, выборы в ДНР и, скорее всего, и в ЛНР, состоятся, как состоялись в прошлом году выборы глав и парламентов республик во время прошлого минского оглашения.
В-третьих, Украина и Запад эти выборы однозначно не признают и объявят несостоявшимися. Конечно, создать какую-либо действующую и эффективную местную власть на территории ДНР и ЛНР Украина все равно не сможет, но изобразить какие-нибудь «голосования в Киеве» или назначение аналогов «киевского крымского прокурора» для случая Донбасса режим Порошенко вполне сможет. Однако помешать проведению местных выборов в Донбассе Киев никак не сможет, это выше его сил и возможностей.Единственным вариантом срыва выборов 18 октября является новая прямая агрессия вооруженных сил Украины против Донбасса, что пока все-таки представляется маловероятным – соотношение сил сторон пока еще не может обеспечить Киеву быстрой победы над Донбассом, а к новой затяжной военной кампании Киев просто не готов.
Ну и, в-четвертых, выборы 18 октября фактически лишь еще дальше разведут Донбасс с остатками Украины. «Украин» все-таки будет две или как минимум полторы.Кстати, «Россией» в этом случае территория Донбасса никак не станет. Поэтому обвинения Порошенко по поводу безответственности и разрушительных последствий, скорее, надо адресовать к самому себе. Именно «президент Украины по версии Киева» и вбил последний гвоздь в гроб Минска, полностью изнасиловав конституционный процесс, проигнорировав мнение республик и внеся свой собственный проект изменений в конституцию в киевскую Раду.
Что, в общем-то, вполне может дать нам возможность насладиться еще одной возможной увертюрой в исполнении теперь уже киевского оркестра. Кризис в Донбассе и продолжающееся ухудшение обстановки на остатках Украины вполне способны спровоцировать и новый государственный кризис в украинской столице.
Не хочется загадывать наперед, но на месте Порошенко я бы уже не думал о Донбассе. А думал, скорее, о том, что осенью выборы могут пройти и в стольном граде Киеве.