Порочность современного способа взаимодействия крупнейших государств мира и развивающихся стран понимают и те, и другие. Проблема создания альтернативы МВФ и Всемирному банку назрела давно, и причины тому известны.
Одна из важнейших – это очевидное доминирование в этих организациях США, имеющих право вето в отношении ключевых решений стратегического характера, принимаемых МВФ. Для их принятия необходимо 85% голосов, но благодаря квоте в 16,75% голосов США имеют возможность заблокировать любое важное решение в рамках фонда, не отвечающее их интересам. Но и для решения текущих вопросов, когда нужно простое большинство голосов в Совете управляющих или для принятия решения оперативного характера, когда необходимо 70% голосов, США без особых затруднений могут получить необходимую поддержку, благодаря союзникам: Германия, Япония, Великобритания, Франция суммарно могут дать более 20% голосов, а доля 15 стран Евросоюза – еще 30%.
Не менее важная причина для стран, не входящих в G-7, заставляющая их искать альтернативу МВФ – условия оказания «помощи», зачастую не экономического характера, выдвигаемые к странам-заемщикам, обычно влияющие крайне негативно на уровень жизни населения этих стран. Возмущает государства также воспроизводство системы доминирования и диктатуры доллара в мировой экономике. Стремление к дедолларизации мировой экономики объединяет все эти страны.
Кроме того, есть и причины «личного» характера, стимулирующие к демонтажу Бреттон-Вудской системы и ее ямайской модификации такие страны, как Китай, Россия, Индия и другие страны БРИКС, ШОС. От сложившегося положения вещей наибольшие убытки терпит Китай как самая крупная экономика мира, в основе которой лежит реальное производство, а не финансовый пузырь, и обладающая самыми большими золото-валютными резервами в мире – около 3,9 трлн долл.
Пакет мер по реформированию МВФ был согласован еще в 2010 году в Сеуле лидерами G-20. Речь шла о пересмотре квот в МВФ в пользу развивающихся стран. При этом предполагалось к январю 2013 года разработать новую формулу распределения квот, а к январю 2014 года провести 15-й пересмотр квот. В результате 14-го пересмотра квот их общий размер должен был быть увеличен вдвое – с 238,4 млрд. SDR до 476,8 млрд. SDR, кроме того, более 6% квот планировалось перераспределить от развитых стран в пользу развивающихся.
В итоге Китай должен был стать третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, а Бразилия, Индия, Китай и Россия – войти в число 10 крупнейших акционеров фонда. Однако, в середине июня 2015 года Исполнительный совет МВФ из-за затягивания процесса со стороны США в очередной раз отложил решение о реформировании организации, включая пересмотр квот с целью повышения роли развивающихся стран в управлении фондом.
Но Соединенные Штаты просто не могут удовлетворить многие пожелания/требования Китая и других стран. Если доля голосов США будет снижена и они потеряют право вето, а доли КНР, России, Индии, Бразилии и других стран увеличатся, если юань будет включен в корзину SDR – все это будет означать утрату Штатами позиций на Олимпе мировых финансов. Саботаж реформ МВФ со стороны США подтолкнул многие страны к участию в деятельности АБИИ.
Основатели Азиатского банка инфраструктурных инвестиций уверяют, что банк не рассматривается как потенциальный конкурент МВФ, Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР). И заявляют, что основные цели, которые преследует АБИИ – это «стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, финансирование инфраструктурных проектов в Азии, от строительства дорог и аэропортов до антенн связи и жилья эконом-класса». Действительно, в отличие от МВФ, страны - члены АБИИ, имеющие большую долю голосов – Китай (26,06%), Индия (7,5%) и Россия (5,92%), – не имеют права вето.
АБИИ – региональная организация лишь формально, ее влияние уже выходит далеко за пределы АТР. По состоянию на 20 апреля 2015 года к «Меморандуму о взаимопонимании» присоединились 57 государств – 37 региональных члена (в том числе Австралия) и 20 нерегиональных членов, уставной капитал – 100 млрд дол. Среди нерегиональных – Великобритания, Германия, Франция, Италия (члены G-7), страны БРИКС – Бразилия и ЮАР. Япония, не получив «благословения» от США, не присоединилась к АБИИ.
Критические замечания некоторых специалистов о том, что доля России в АБИИ намного ниже, чем доля КНР, или о том, что голос РФ не имеет решающего значения, не вполне корректны.
Во-первых, потому что инициатива создания банка АБИИ принадлежит Китаю. И основной пайщик – также Китай. Но АБИИ – не панацея от всех проблем, созданных в послевоенную эпоху в мировой экономике, в том числе при помощи МВФ. И задача стать панацеей перед ним не ставится.
Во-вторых, замечания критиков о том, что доля Китая в 26,06% в случае возникновения противоречий может стать существенным рычагом воздействия на партнеров по АБИИ, – не повод для паники и «камня за пазухой». В кратко- и среднесрочной перспективе (хочется надеяться, что и в долгосрочной) Китай и Россия заинтересованы в партнерских союзнических отношениях. Невзирая на неабсолютное совпадение интересов у двух стран в регионе, все же общих стратегических и тактических целей гораздо больше, чем противоречий. В том числе и их в действиях общим фронтом в противостоянии с «коллективным Западом» вообще, и США в частности.
В-третьих, учредительными документами АБИИ предусмотрено, что его региональные акционеры будут владеть 75% капитала банка, а нерегиональные государства будут обладать долей в капитале АБИИ в размере 25%. Россия же присутствует в АБИИ по приглашению КНР, именно как представитель Азии. В отличие от Всемирного Банка и Азиатского банка развития, где Россия числится представителем Европы. Что еще раз подчеркивает особые отношения между КНР и РФ.
И в-четвертых, АБИИ станет важным источником инвестиций, о которых говорилось на Питерском международном экономическом форуме.
Вероятно, в КНР рассчитывают, что АБИИ также сможет помочь в смягчении кризисной ситуации, складывающейся на китайском фондовом рынке. Китаю не удалось избежать раздувания финансового пузыря, его разрыв может привести к замедлению роста экономики. Впрочем, росту экономик не только самого Китая, но и многих ведущих стран мира, так как доля экспорта в Китай в начале 2015 года из США составила 12%, Японии – 20%, Германии – 8%.
Однако финансовые пузыри, раздутые в долларах, евро и йенах, более опасны для их создателей, чем проблемы китайского фондового рынка для Китая. И это еще одна из причин для активного изменения существующей мировой финансовой архитектуры.
Наряду с АБИИ, важнейшими элементами формирующейся новой мировой валютно-финансовой системы станет Новый банк развития БРИКС, в котором Россия участвует на правах основателя (Декларация о создании подписана 15 июля 2014 г., Государственная дума РФ ратифицировала 20 февраля 2015 года).
В этом году в БРИКС председательствует Россия. В российском городе Уфе 8-10 июля 2015 года пройдет VII саммит этой организации. По словам президента российской Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, с 1 апреля ставшего главой Делового совета БРИКС, основное внимание Россия намерена сконцентрировать на запуске Банка БРИКС.
Создаваемый институт станет одним из крупнейших многосторонних банков развития. Разрешенный пропуск капитала составляет 100 млрд долл., оплаченный – 10 млрд долл. При этом каждая из стран будет иметь равные доли – по 20% в капитале банка. Расходы бюджета РФ на взнос в капитал банка предусмотрены как в текущем году, так и в последующие годы. Доля РФ составляет 2 млрд долл.
Также на саммите в Уфе будут обсуждаться и проблемы, которые мешали созданию Банка развития Шанхайской организации сотрудничества. И если разрешение определенных разногласий между Китаем и Россией во взглядах на принципы функционирования Банка будут достигнуты, то можно говорить о появлении еще одного важного элемента новой финансовой архитектуры мира.