Светлое гастарбайтерское будущее
Порошенко призывает украинцев «затянуть пояса» в ожидании «европейского рая»
Президент Украины Петр Порошенко пообещал жителям Украины лучшую жизнь после вступления в силу соглашения о зоне свободной торговли с ЕС.
По его словам, украинские товары, для которых ныне закрыт рынок РФ, тогда хлынут на рынки Европы. Надо подождать лишь «несколько лет».
«Я убежден, что благодаря утвержденному и подписанному мной и ратифицированному Верховной Радой Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом, углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, мы за несколько лет оседлаем альтернативный рынок для украинских товаров — если не допустим дальнейшей эскалации конфликта», — заявил президент.
Между тем в подготовленном Институтом экономических исследований и политических консультаций докладе «Автономные торговые преференции Евросоюза: влияние на украинский экспорт» содержится однозначный и неутешительный для «евроинтеграторов» вывод: торговые преференции, предоставленные ЕС Украине в конце апреля 2014 года, не оказали ожидаемого эффекта на экспорт украинских товаров в Европу, более того — экспорт в Европу стремительно падает.
Перед введением преференций Институт экономических исследований и политических консультаций прогнозировал, что эта мера может увеличить украинский экспорт в ЕС на 4,5% в годичном измерении, но в 2014 году он вырос лишь на 1,5%, а в первом полугодии 2015 года — упал на 35,5%, — утверждает председатель правления института Игорь Бураковский.
При этом общий экспорт товаров в 2014 году упал на 23,3%, а в первом полугодии 2015 года — на 35,1%.
Отметим, что сразу после введения в действие преференций ЕС, экспорт незначительно, но рос. Всплеск экспорта в ЕС пришелся на май 2014 года, когда его рост составил 36,1%. Однако с тех пор динамика экспорта непрерывно ухудшается: положительная динамика (месяц к месяцу) сохранялась до конца августа 2014 года, а с сентября объемы экспорта сокращаются, причем, чем дальше — тем быстрее.
При этом в 2014 году использовано 14 из 27 тарифных квот по принципу «первый пришел — первый получил», из них лишь 4 — полностью (сок, томаты, крупы, мед). Из 10 квот по принципу импортных лицензий использовано 6, причем лишь 2 — полностью (кукуруза, пшеница). Таким образом, 17 квот в 2014 году не использовано.В 2015 году использование тарифных квот еще ухудшилось — из 27 тарифных квот по принципу «первый пришел — первый получил» использовано лишь 12, из них лишь 3 — полностью (сок, крупы, мед). Из 10 квот по принципу импортных лицензий использовано 4, причем лишь 1 —полностью (кукуруза, пшеница). Таким образом, 21 квота в 2015 году не использована.
Между тем, Украина выходит на первое место в Европе по обнищанию населения. По словам эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, на Украине — тотальная бедность среди работающего населения, одной из причин является трехкратное обесценивание национальной валюты.
«Средняя зарплата намного ниже границы бедности в 17 долларов в день по стандарту ООН. Абсолютное большинство украинских пенсионеров живут за чертой выживания — 5 долларов в день. Они просто умирают с голода, хотя большая часть того, что они получают, уходит на питание.
В структуре расходов населения продукты питания составляют более 50%, что характерно для бедных и очень бедных стран. По этому показателю мы не только впереди всей Европы, но находимся в лидерах всей планеты. У украинцев не хватает денег на обеспечение их культурных потребностей — на образование, отдых и т. д. тратится менее 10% доходов», — заявил эксперт в ходе пресс-конференции в «РИА Новости Украина».
При этом он полагает, что в ближайшие недели инфляция на Украине будет низкой, но уже осенью начнется новый виток роста цен. «Инфляция сейчас низкая не потому, что правительство приложило к этому усилия, а потому что мы приближаемся к границе, ниже которой нас ждет массовое закрытие предприятий и переход на подножный корм. Поэтому сейчас сохраняется баланс между спросом и предложением за счет уменьшения предложения. Но уже осенью ожидают новый виток роста цен, потому что-то, за что придется платить, будет продаваться в магазинах этой осенью за те кредиты, которые взяли сельхозпроизводители в феврале-марте при очень высоком курсе доллара. Осенью они должны будут за них расплачиваться».
Как свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного Центром «Социальный мониторинг» и Украинским институтом социальных исследований им. А. Яременко совместно с отделом мониторинговых исследований социально-экономических трансформаций Института экономики и прогнозирования НАН Украины, самооценка материального состояния украинцев резко ухудшилась в конце января 2014 года и с тех пор остается на самом низком уровне за последние годы.
Если в декабре 2006 года доля тех, кто оценивал материальное состояние своей семьи как «очень низкое» и «низкое» в сравнении со среднестатистической семьей на Украине составляла 18%, в августе 2014 года —25,2%, то уже в декабре 2014 года она выросла до 35,5%, в марте 2015 года — до 41,7% а в июне 2015 года несколько снизилась до 38,8%.
Между тем, нищающие украинцы забирают свои вклады в банках, чтобы выжить. По сообщению пресс-службы Нацбанка Украины, в июле средства, размещенные физическими лицами на счетах в банках и гривне и иностранной валюте уменьшились на 1,8 млрд гривен.
При этом по словам того же Юрия Гаврилечко, «государство делает все, чтобы производство на Украине падало, бизнес отсюда убегал. Обещали уменьшить число налогов, но налоговая нагрузка возросла. Появились новые налоги и сборы, появился военный сбор. Появились сборы со страховых пенсионных выплат, чего никогда раньше не было. Появился сбор с владельцев недвижимости. Сборы — это не налоги, которые платятся с прибыли. Сборы — это эвфемизм воровства. Государство ворует у владельцев недвижимости, причем по самой простой схеме — оценивая стоимость квадратных метров.
В результате, по данным госстатистики, порядка 44% предприятий показывают доналоговые убытки. Количество зарегистрированных на Украине коммерческих предприятий за последние полгода уменьшилось почти на 20%. При этом в Минфине заявляют, что упрощенная система налогообложения себя исчерпала — она регрессивная и приносит в бюджет все меньше денег. Поскольку у нас министры не имеют профильного образования и понятия о том, что они говорят, напомню, что упрощенная система налогообложения создана не для того, чтобы приносить деньги в бюджет, а чтобы избавить государство от расходов на безработных. Даже если малый бизнес не будет приносить никаких доходов, то „упрощенцы“ каждый год экономят государству порядка 60 млрд. грн на том, что их не надо содержать из госбюджета как безработных», — констатирует эксперт.Согласно данным таможенной службы Украины за первое полугодие 2015 года, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, экспорт Украины в Россию упал на 60%, при этом экспорт в ЕС упал на 35%. Преференции ЕС из самого начала мало повлияли на экспорт Украины. В ЕС хорошо понимали, что эти преференции не позволят Украине существенно увеличить экспорт своих товаров в ЕС. Ибо остались квоты на продажу товаров в ЕС, и осталось самое сложное — стандарты ЕС, которые не подходят для украинских товаров. Поэтому Украина сейчас в основном поставляет в ЕС чугун, немного проката, сталь ЕС не покупает на Украине. В 2014 году удалось нарастить продажу кукурузы в ЕС и немного продать подсолнечного масла. Но при этом ЕС не покупает и не собирается покупать продукцию украинского машиностроения, готовые продукты питания и продукцию химической промышленности, которую как раз покупала и покупает Россия. Сейчас Украину спасает Египет Китай Ирак и Индия, вот страны, которые действительно увеличили покупку товаров из Украины и тем самым хотя бы частично нивелировали падение экспорта украинских товаров в Россию.
«СП»: - Эксперты утверждает, что в ближайшие недели инфляция на Украине будет низкой, но уже осенью начнется новый виток роста цен. Так ли это?
— Официальная инфляция на Украине уже больше 46%. Возможно летом будет замедление темпов инфляции, что связано с сезонным снижением цены на овощи и фрукты отечественного производства. Но уже осенью на Украине поступит в продажу зерно нового урожая, которое как минимум на 40−60% будет выше, чем сейчас. Рост цен на зерно, это плата за дорогие импортные минеральные удобрения и дизтоплво. Рост цен на зерно повлияет на рост цены на все другие продукты питания.
Кроме того осенью будет очередное повышение тарифов ЖКХ и электроэнергии, это ускорит инфляцию. Ожидается, что инфляция на Украине в этом году может быть 60%, но есть даже риск роста инфляции до100%. Украинцев сейчас спасают заработки за границей. Сейчас около 10% работоспособного населения Украины работает за границей. Кроме того украинцам помогает выживать теневая экономика, где можно найти работы без налогов .
«СП»: — Почему украинцы начали массово снимать деньги со счетов?
После «Майдана» украинцы забрали из банков депозитов в гривне на сумму 76 млрд. грн, а в валюте на сумму почти 12 млрд долл. Отток депозитов большой. Хотя в последние месяцы темп оттоков депозитов начал замедлятся, и даже немного выросли объемы депозитов в гривне. Но в целом украинцы больше настроены забрать деньги, чем разместить в банках. Руководство НБУ по указанию МВФ обанкротило на Украине около 50 банков, среди них целый ряд крупных банков — такие как банк «Надра», «Дельта», «Финансовая инициатива», «Форум». Это очень напугало украинцев, и поэтому они просто боятся банков
«СП»: — СМИ пишут, что бизнес бежит из Украины…
— На Украине сумма налога за прибыль по итогам 1 полугодия 2015 году уменьшилась на 5%, но зато в 70% выросли поступление НДС и в два раза акцизы. Сейчас за счет девальвации гривны правительство Украины просто получают доход от инфляции. И эта тенденция их устраивает. Рост цен во многом и произошел потому, что девальвация стимулировала рост импортных цен и привела к росту внутренних. А госбюджета больше получил налогов. Кроме того, введен налог 20% на проценты по депозитам и военный сбор 1,5% от заработной платы. Как результат, доходы налогов физлиц выросли.
Экономический эксперт Маир Пашаев поясняет, что преференции, равно как и санкции и ограничения, малоэффективны или эффективны на короткий срок.-Тем более, что сама украинская экономика на спаде, не конкурентоспособна, разве что по некоторым сырьевым позициям. Возможно, европейские страны и будут покупать сырье, продовольствие, но только не промышленные товары. Наоборот, за эти преференции Украину заставят открыть свой рынок для поставки европейских товаров, машин, оборудования. На экономическом языке это называется эксплуатация.
«СП»: — А что ждет экономику Украины в долгосрочной перспективе?
— В долгосрочной стадии такие экономики, если «евроинтеграция» зайдет слишком далеко, ждет судьба Греции.
На этом фоне возникает большой вопрос: а сколько еще смогут терпеть украинцы в ожидании «европейского рая»? Об этом рассказывает политический обозреватель Виктор Шапинов:
«СП»: - Почему украинцы до сих пор верят обещаниям правительства? Неужели кто-то до сих пор думает, что украинские товары в Европе кому-то нужны?
— «Украинцы» — это не какая-то партия, скованная железной дисциплиной. Кто-то верит, а кто-то — нет. Правда, обратите внимание, что Порошенко списывает экономические трудности на внешнего врага, которым объявлена Россия. И Россия виновата не только в том, что закрыла свои границы для значительной части украинских товаров, но и в том, что якобы из-за войны на Украину не могут прийти европейские инвестиции. Таким образом, Порошенко отвечает на закономерный вопрос: если ЕС готов открыть рынки для украинских товаров и обеспечить инвестиции, то почему этого до сих пор не произошло?
Но значительная часть населения по-прежнему готова верить в то, что экономические трудности вызваны не ультралиберальной политикой нового режима, а кознями внешнего врага.
«СП»: — А на самом деле нужны ли украинские товары Европе? Есть ли во всей этой «евроинтеграции» хоть что-то позитивное для украинской экономики или это с самого начала был «развод»?
— Еще в те времена, когда нынешний «спаситель Украины» Николай Азаров и президент Виктор Янукович были пламенными «евроинтеграторами», я с товарищами из «Боротьбы» подготовил доклад о катастрофических последствиях введения зоны свободной торговли с ЕС для украинской промышленности и социальной сферы.
ЕС создает зону свободной торговли «в одни ворота». Вы открываете им свой рынок. Они вам как бы тоже, но продать туда вы ничего не можете, потому что ваш товар не пройдет соответствующее лицензирование, вам не выделят квоту и т. п. ЕС — это гигантская бюрократическая машина, которая уже заранее решила, что оливки производятся в Испании, а яблоки — в Польше. И никак на этот рынок вы не влезете. Поэтому рассказы о том, что Европа отдаст свои рынки украинским производителям — это ненаучная фантастика. Если бы правительства ЕС действительно решили так сделать — это означало бы закрытие соответствующего производства в одной из стран Европы, увольнение рабочих, социальное недовольство и т. п. Кто-то действительно думает, что правительства ЕС с трудом справляющиеся с кризисом, пойдут на такую самоубийственную меру?
Украина интересует ЕС только как рынок сбыта, а также поставщик очень узкого ассортимента товаров, в котором ЕС действительно нуждается — это, например, технические сельхозкультуры, некоторые сорта пшеницы, возможно, какие-то полезные ископаемые. Все остальное ЕС не нужно, так как делается внутри «Европейской Империи». Посмотрите на деиндустриализацию Болгарии, Греции, стран Балтии — нашли их товары рынки внутри ЕС? Нет. А ведь это, в отличие от Украины, полноценные члены Евросоюза.
И, конечно, высокотехнологические товары, вроде авиадвигателей из Запорожья или компонентов для ракет из Днепропетровска, нужны только в рамках кооперации с Российской Федерацией — производители ЕС сделают все возможное для скорейшего закрытия таких предприятий как прямых конкурентов немецкой индустрии.Также Украина может представлять некий интерес как источник бесправных рабов-гастарбайтеров. Дело в том, что предыдущее поколение гастарбайтеров, например, из стран Магриба, уже осело в странах Европы, обзавелось семьями и связями и требует лучших условий. Украинцы, как новые «белые рабы» европейских господ, будут еще более бесправными и бессловесными, чем турки, курды или арабы. К тому же катастрофическое падение зарплат на Украине после победы «Майдана» делают украинцев привлекательными на рынке труда.
«СП»: — Какое будущее ждет экономику Украины в ближайшей перспективе?
— Самое мрачное. Экономика сможет еще кое-как держаться на иностранных кредитах и том, что вследствие страшного падения доходов населения падение экспорта (около 36% к прошлому году) компенсируется падением импорта (38%). Но это означает тотальную бедность и даже нищету населения.
«СП»: — Порошенко призывает подождать «несколько лет». Сколько нужно лет, чтобы украинцы поняли, что ждать нечего?
— Думаю, что этой зимой в стране сложится критическая социально-экономическая ситуация, близкая к социальному взрыву.
«СП»: — Способно ли дальнейшее ухудшение обстановки спровоцировать социальный взрыв?
— Есть регионы, где зарплата в 1,5 тысячи гривен (это примерно 65 долларов) в месяц считается хорошими деньгами, а за то чтобы устроиться на бОльшую зарплату, нужно еще платить взятку. Такая ситуация может привести либо к моральной деградации трудового большинства украинцев, к болезни «хронической нищеты». Либо к социальному взрыву. Однако, второй вариант пока блокируется политическим режимом, основная задача которого — превентивное запугивание или ликвидация недовольных. Какая тенденция победит — посмотрим…