Автор иронически именует Петра Порошенко «президентом и предпринимателем» («Petro Poroschenko: Präsident und Unternehmer») и напоминает, что тот обещал не только положить конец олигархии на Украине, но и отделить себя от собственных компаний. На самом деле всё наоборот: бизнес украинского президента находится на подъёме. И к его гешефтам возникают вопросы.
В своей предвыборной кампании Пётр Порошенко использовал лозунг «Жить по-новому». Этот лозунг можно было увидеть на плакатах повсюду. Порошенко пообещал порвать с укоренившейся украинской практикой, когда богатые бизнесмены покупали за деньги политическое влияние, а потом использовали новое положение для того, чтобы «сделать ещё больше денег».
Порошенко обещал, что «деолигархизация» коснётся всех (несмотря на то, что сам был олигархом). Некоторым миллиардерам и вправду не поздоровилось: Ринат Ахметов, самый богатый олигарх в стране, потерял влияние, а магнат Игорь Коломойский был уволен с поста днепропетровского губернатора.
Но вот что интересно: новые правила, кажется, касаются не всех.
Собственная компания Порошенко процветает. Та самая, которую во время избирательной кампании он обещал «быстро продать». Теперь он уверяет народ, что из-за сложного экономического положения он до сих пор не нашёл покупателя. Сложное положение? Кондитерское предприятие «Рошен», по сей день принадлежащее Порошенко, расширяется. «Рошен» открыла 14 новых магазинов, в том числе один на Крещатике в Киеве.
Это не всё.
Несмотря на глубокий экономический кризис, процветает и банк, принадлежащий Порошенко. Он показывает удивительные финансовые результаты: в 2014 году его доход вырос на 84,5%.
Интересы бизнес-империи украинского президента идут и дальше — до самого энергетического сектора, продолжает корреспондент. Руководство Киева имеет планы реструктуризации разваливающейся промышленности, однако прибыльный тендер выиграл деловой партнёр президента, уже долгое время с ним сотрудничающий. Есть и ещё кое-что любопытное в сфере энергетики: как известно, Международный валютный фонд потребовал недавно приватизировать крупную сеть электростанций, однако этой приватизации ставит палки в колёса министр энергетики. Этот человек тоже ранее был связан бизнес-интересами с Порошенко.
Корреспонденту известны и подробности.
Многие электростанции в Украине устарели. Поэтому руководство Киева решило приобрести 37 новых трансформаторов. Контракт был заключён с местным производителем из промышленного города Запорожье. Между тем выяснилось: цена этих трансформаторов неоправданно завышена. По расчетам украинских СМИ, они стоят вдвое дороже трансформаторов от «Siemens» или «ABB»!
Украинскому народу такой подход к делу не нравится. Ведь невооружённым взглядом видно, кому это выгодно. Завод в Запорожье принадлежит российскому миллиардеру Константин Григоришину, замечает журналист, то есть давнему деловому партнёру Петра Порошенко.
В знак протеста несколько членов контрольной комиссии уже подали в отставку.
Но и это ещё не всё. Сомнительный облик Порошенко проявляется и в желании сохранить за собой «Пятый канал» на телевидении. Дошло уже до того, что поведение Порошенко вызвало критику в его собственной партийной фракции. Народный депутат Сергей Лещенко из «Блока Петра Порошенко» сравнил президента с бывшим итальянским премьер-министром и медиамагнатом Сильвио Берлускони.
В комментариях к статье Беньямина Биддера читатели высказывают ряд мнений о делишках Порошенко и о том, может ли стать Украина демократической страной. Комментариев там накопилось аж на четырнадцать веб-страниц. Мы выделили несколько основных линий.
По мнению немецких читателей, при бизнесмене Порошенко Украина оказалась «далека от безупречной демократии западного типа». И чтобы оказаться в ряду стран с такой демократией, Украине потребуются «многие десятилетия».
Другие читатели негодуют по поводу того, что Ангела Меркель (а точнее, немецкий народ) содержит разрушающуюся Украину. А ведь что такое эта Украина в финансовом смысле, как не Греция?
Третьи полагают, что киевский «майдан» привёл в результате к новому царству олигархии. Для граждан жизнь «стала гораздо хуже».
Четвёртые указывают, что такой итог «майдана» вовсе не сюрприз, а вот ЕС ведёт себя «наивно», помогая Украине «миллиардами».
Наконец, пятые отвергают возможность того, что Украина когда-либо станет частью Евросоюза. Брюсселю следует извлечь урок из своих прошлых ошибок («ошибками» называются Румыния и Болгария). На Украине, указывает один читатель, коррупция разъела политиков самого высокого уровня. Этому читателю вторит виртуальный собеседник, считающий, что Брюссель поставил не та ту лошадку. Однако чего ещё ждать от чинуш ЕС, которые никогда «не отличилась особым умом»? Когда-то ведь они, да и немецкая канцлерша тоже, любезничали «с леди Тимошенко».
Итак, немецкие товарищи скептически настроены по отношению и к Порошенко, и к превращению в ближайшем будущем Украины в «безупречную демократию западного типа». Не верят олигархопрезиденту и украинцы, в том числе люди из его партийного окружения. Возникает правомерный вопрос: сколько ещё процарствует в незалежной президент-предприниматель? Когда грянет новая «оранжевая революция»? Мы далеки от мысли, что завтра. Порошенко чувствует себя на троне довольно уверенно: число конфетных магазинов в Киеве растёт.