Представитель Министерства внутренних дел сообщил «Известиям», что ведомство не комментирует конкретные дела, но, по его словам, ничего экстраординарного не произошло, а пограничники выполняли свою работу.
― Служащие Пограничной службы в случаях необходимости должны убедиться, что для въезда в Соединенное Королевство пассажиры имеют соответствующие требованиям визы и сопроводительные документы. Они также убеждаются, что условия действия визы по- прежнему выполняются и обстоятельства [благодаря которым виза была получена] не изменились. Этот процесс включает проверку на предмет предоставления ложных сведений при получении визы и сокрытия фактов, ― сказали в пресс-службе ведомства. ― Если же поменялись обстоятельства или намерения [въезжающего в страну] лица более не соответствуют требованиям или условиям визы, виза будет аннулирована. Большинство пассажиров не сталкиваются с задержками в процессе проверки виз.
В посольстве Великобритании в Москве отметили, что выясняют подробности инцидента. О нем стало известно 3 августа, когда на сайте российского посольства в Лондоне была опубликовано заявление, что наличие действующей визы «не является гарантией от дополнительных вопросов по прибытии в страну». Далее описывался случай с более чем 7-часовым задержанием российской гражданки для проверки: «Среди прочего британцев интересовало, сколько денег имеет при себе наша соотечественница, как наличными, так и на банковской карте». В посольстве РФ в Лондоне данный инцидент назвали «инструментом психологического давления и политической игры в контексте нынешнего состояния наших двусторонних отношений».
Днем позже российское посольство решило выпустить другое заявление — о том, что данный случай не единичный, и пообещало рассказать и о других инцидентах, связанных с нарушениями прав россиян. Также представители посольства рекомендовали о подобных фактах сообщать по круглосуточному телефону для экстренных случаев, если это касается случаев, связанных с угрозой жизни, здоровья и безопасности россиян в Великобритании. Сотрудники посольства принимают до несколько десятка таких звонков еженедельно, говорится в материалах посольства. Посольство указало, что задержанная россиянка не является какой-либо VIP-персоной.
— Пострадавшая россиянка не хочет жаловаться на британскую сторону, так как если ты однажды пожалуешься, то в следующий раз ты визу не получишь. Мы спросили, готова ли она анонимно отвечать на вопросы журналистов, ждем ответа, — сказал «Известиям» Константин Шлыков, советник посольства. — Таких случаев сейчас происходит больше и мы рассматриваем их в целом в контексте двухсторонних отношений. От напряженных политических отношений страдают простые люди. Не те, которых надо в чем-то подозревать. Если бы каждого въезжающего гражданина России или другой страны по несколько часов расспрашивали, то въехать в Великобританию стало бы практически невозможно никому. Как правило, при въезде таких вопросов вообще не задают, хотя имеют на это право.
Кроме того, посол России в Великобритании Александр Яковенко на днях заявлял, что иммиграционные правила Соединенного Королевства реализуются с пристрастием не только не только в отношении российских туристов, но и в отношении работников посольства. По его словам, британская сторона затягивает выдачу виз, из-за чего сотрудники российского посольства вынуждены покидать остров без замены.
Эксперты связывают ужесточение визового режима в целом с повышением мер безопасности в Европе: так, с 14 сентября 2015 года все страны-участницы Шенгенского соглашения вводят дактилоскопию для граждан России для получения ими шенгенской визы единого образца (правда, с шенгенской визой в Великобританию не пустят). По словам руководителя правового центра «Гладун консалтинг» Анны Гладун, принятые европейскими странами 10–15 лет назад визовые послабления в отношении России привели не только к более свободному передвижению граждан, но и к нежелательной миграции и росту преступности. Поэтому сейчас процесс либерализации закономерно откатывается обратно.
Ранее ввозить на территорию Великобритании можно было до $3 тыс. наличными, деньги же на карточках до сих пор никто не проверял, говорит директор визового агентства «UK Visa Center» Андрей Шальнов.
— У меня есть предположение, что пострадавшая россиянка получила длительную визу, это же подтверждается ее нежеланием жаловаться официально и раскрывать личность, — говорит Шальнов. — Примерно полгода назад британские власти ввели требования для тех, кто в страны приезжает жить более чем на полгода. Они должны сдавать тестирование на туберкулез. И если человек получил визу до этого требования и едет туда жить на длительный срок, а у него нет этого тестирования, то процедуру нужно проходить прямо в аэропорту. А здесь могут быть задержки: то врача нет, то оборудования; плюс сама процедура занимает время. И сам сертификат на тестирование действует всего полгода. У женщины могу просто закончиться этот срок его действия.