В девяностые годы никто особо не спорил с американцами. Многим казалось, будто такая схема укрепилась надолго и будто у дядюшки Сэма действительно хватит сил, чтобы продержаться наверху если не несколько веков, то хотя бы несколько десятилетий. Однако уже к рубежу тысячелетий стало ясно, что в основании «Американского мира» расползаются две серьёзных трещины, которые довольно быстро похоронят всю идею американской исключительности.
Трещина первая – лежащая в основе экономики США финансовая пирамида, порочная система пузырей, которая может существовать только в условиях непрерывного роста. Вашингтон мог ещё теоретически провести очень болезненные реформы в девяностых годах и вернуть свою экономику на менее кривые рельсы колониализма – однако сейчас время уже безнадёжно упущено, и обрушение долларовой пирамиды – это только вопрос времени.
Огромный внешний долг США при этом является только верхушкой айсберга, главная проблема американцев – долг внутренний. Сейчас я не вижу смысла останавливаться на этом подробнее, любопытных отсылаю к моему недавнему посту про надвигающийся коллапс пенсионной системы США.
Трещина вторая – усиление мира, не входящего в узкий круг США и его колоний. Экономика Китая выросла во много раз и обогнала уже экономику Соединённых Штатов – при этом перекосов и прочих пузырей в Китае неизмеримо меньше, экономика Китая является относительно здоровой. Не стоит думать, будто текущие проблемы на фондовом рынке Китая всерьёз затормозят азиатского гиганта, подобного рода издержки роста в стратегической перспективе не имеют особого значения.
Россия, в свою очередь, также сумела частично восстановить свои силы после трагедии 1991 года и уверенно вернулась в большую политику. Давление на Россию больше не приводит к успеху, и бессилие американцев наблюдает сейчас в прямом эфире вся планета.
Индия, Бразилия, Индонезия, Пакистан и длинный перечень других государств также всё более и более уверенно заявляют о своём несогласии с американоцентричной системой.
Если бы «лидерством» США был недоволен кто-то один, особых проблем у Вашингтона не было бы. Военная мощь позволяла американцам до недавнего времени задавить любую «внешнюю» страну, кроме России, а Россию американцы могли задавить путём комбинации политического и экономического нажима.
Сейчас ситуация изменилась. Вашингтон уже не настолько силён, чтобы нападать на другие страны без железного «casus belli», повода для войны, ну а casus belli ему никто не даёт. Точнее, «casus belli» американцам дают сразу все, поэтому выделить одного особо наглого «нарушителя» не представляется возможным.
Вот, допустим, Россия заявила сейчас, что ответит взаимностью на попытки конфисковать её имущество. Если какая-нибудь страна западного мира попытается конфисковать наше имущество, мы конфискуем в ответ имущество этой западной страны.
Это означает, что Россия больше не признаёт систему долларового правосудия. Мы сейчас вычищаем из нашего законодательства либеральные закладки, которые позволяли Западу влиять на Россию через свои суды. Напомню: недавно наш Конституционный суд также принял постановление, в котором недвусмысленно указал, что Конституция России важнее, нежели решения западных судов.
Тем самым была частично обезврежена одна из самых токсичных закладок в нашей Конституции, статья 15, при помощи которой можно было ранее обосновать подчинение России западным судебным институтам.
Конечно, в колониях Запада – в Германии, Италии, Великобритании – подобных закладок вообще не было. Однако в Конституцию РФ эта закладка была внедрена ещё в 1993 году, и Вашингтон весьма негативно должен был бы воспринять её устранение.
Однако... Россия раздражает Вашингтон не в одиночку. Делегация французских парламентариев на днях посетила российский Крым. И ладно бы просто посетила – этот демарш ещё можно было бы представить как некую западную инспекцию «оккупированных территорий». Но как будто для того, чтобы у американцев не осталось возможности истолковать этот жест превратно, один из парламентариев купил и надел футболку с грубой руганью в адрес Барака Обамы.
Позже парламентарий издевательски заявил, что не знал, что написано на футболке по-русски. Поэтому формального повода придраться у США нет – ну, ошибся человек, с кем не бывает. Однако все всё понимают. Вашингтону с издевательской улыбкой наступили на ногу, а потом фальшиво улыбнулись в 32 зуба и наглым голосом произнесли «миль пардон!».
Конечно, можно утешиться тем, что рядовой парламентарий – это ещё не президент Франции. Тем не менее, это официальное лицо, да и в Крыму он был не один, а в составе целой делегации.
Соединённые Штаты похожи сейчас на затравленного койота, которого окружили насмешливые вороны. Оскалится на одну – немедленно другая клюнет за хвост. Развернётся к обидчице – сразу же получит ещё один укус в филейный выступ.
И, главное, у птиц есть, за что не любить хищное млекопитающее. С теми же «мистралями» Вашингтон ну очень некрасиво подставил французов – и это унижение французы забудут американцам ещё не скоро.
Горячие головы в России постоянно предлагают «жахнуть» по Штатам из всех орудий. Слить единомоментно все доллары, пересажать всех американских агентов, демонстративно выйти из всех невыгодных нам международных договоров…
К счастью, наши власти действуют спокойно и аккуратно. Вот, например, сейчас мы готовимся обрезать ещё одну колониальную ниточку – отменить запрет так называемого параллельного импорта.
Если всё получится, ввозить импортные товары в Россию смогут не только представители официальных дилеров, но и все желающие. Это снизит цены на некоторые товары на 15-20%, что, конечно же, не обрадует транснациональные корпорации.
Из большого количества таких вот малозаметных широкой публике решений и складывается процесс освобождения от долларовой иглы.
Тем же самым заняты и другие страны. Из важного упомяну хотя бы созданный Китаем и Россией банк АБИИ, альтернативу долларовым МВФ и Всемирному банку. Напомню историю вопроса: банк создал Китай, потом в банк дружной толпой ломанулись все верные американские вассалы, начиная с Великобритании, и только потом уже в банк вошла Россия.
Почему так было сделано?
Потому что Великобритании, Франции, Германии, Италии и прочим американским колониям было бы сложно объяснить Вашингтону, почему они согласились войти в созданную опальной Россией структуру. А так приличия были соблюдены: банк создал сохраняющий видимость нейтральности Китай, на Китай Штаты санкций не накладывали, можно входить. Ну а когда одной из последних к банку присоединилась Россия – причём не просто присоединилась, а вошла в тройку самых крупных учредителей – европейцы развели руками и сделали вид, что они сами удивлены.
Конечно, вся комбинация шита белыми нитками, и лет 20 назад Штаты не потерпели бы подобного к себе отношения. Однако сейчас влияние у Вашингтона уже не то, и ему остаётся только грустно смотреть, как его приказы игнорируются всё более и более нагло. На днях стало даже известно, что банк БРИКС будет выдавать кредиты не в долларах, а в юанях.
Чудовищная перспектива для Вашингтона, но сделать он сейчас ничего не может. Ему остаётся только смотреть и терпеть.
Подведу итог
Рим сумел стать Римом не столько благодаря своим легионам, сколько благодаря своим дорогам и цивилизации. Римляне не только воевали с варварами, но и неуклонно распространяли свою культуру – на тот момент, пожалуй, самую развитую на планете.
А что могли предложить миру Соединённые Штаты? Гамбургеры, «Кока-колу», «Американский пирог» и Бритни Спирс? Это не тянет на новый Рим. Максимум – на новый Карфаген.
Римляне в своё время основали Лондон, Трир и множество других городов. Как знать, если бы американцы столь же неутомимо развивали регионы за пределами своей территории, может быть, у них сейчас не было бы таких серьёзных проблем.