Принятая ФЦП подразумевает общий объём инвестиций для развития островов в размере 70 млрд руб, из них 28 млрд будет потрачено из Федеральных средств. Деньги будут вложены в развитие аграрной, туристической и горнодобывающей промышленности. Помимо прочего, на островах планируется создать территорию опережающего развития.
Чтобы оценить масштабы Федеральной целевой программы нужно провести её сравнение с предыдущей. Отметив, что за период было построено, легче будет представить размах нынешней программы, учитывая увеличившееся финансирования. К разбору ФЦП 2007-2015 гг. еще вернемся. Сейчас же хочется сделать акцент на самом факте вложения больших средств в развитие региона. Вероятно, наши политики японским коллегам накануне планируемых встреч намекают, что никакие острова отдавать никто не собирается. При поиске компромиссов отталкиваться нужно будет от факта, что вся Курильская гряда останется в составе РФ.
"Безлюдные" острова
Теперь давайте немного поговорим о самих Курилах. Многие читатели знают, что 4 южных острова оспариваются Японией, но на этом познания о Курилах у некоторых заканчиваются.
Курильские острова относятся к Сахалинской области. Входят в состав трёх городских округов — Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского. Площадь островов составляет 10 502,22 кв. км, население немногим менее 20 000 человек. К слову, принятая Федеральная программа по развитию Курил ставит целью за 9 лет увеличить численность население островов на 25%. То есть к 2025 г. ожидается, что в этих трёх городских округах Сахалинской области будет проживать 25 000 человек.
С помощью нехитрых вычислений можно определить, что плотность населения Курильских островов составляет порядка 1,86 чел/км2. Немного, конечно, но такой же показатель плотности населения имеет республика Тыва, а в 8 регионах РФ живущие там люди ощущают ещё больший простор. Это касается, например, Хабаровского и Красноярского краёв.
Существуют целые государства с примерно такой же плотностью населения. В Монголии на 1 кв. км приходится 2 человека. В общем, дефицит населения на Курилах присутствует, впрочем, как и на Дальнем Востоке в целом. Но говорить, что острова безлюдны не совсем корректно. Плотность населения на островах, входящих в Южно-Курильский городской округ, (а эти территории вместе с островом Итуруп как раз японцам приглянулись) составляет 5,86 чел/кв. км. Это уже сопоставимо с плотностью Сахалинской области в целом и немного недотягивает до показателей Казахстана. А в Мурманской, Иркутской, Тюменской областях, а также Канаде, Ливии, Исландии и Австралии люди живут менее кучно. И ведь никто не скажет, что территория Канады или Австралии безлюдна?
Причина спора
Пожалуй, мало кто находится в неведении по поводу того, что Япония положила глаз на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Здесь тоже считаю необходимым сделать исторический экскурс.
По итогам Второй мировой войны в 1951 г. Япония подписывает мирный договор с союзниками. СССР в мероприятии не участвовал, но тем не менее представители Японии поставили подпись под документом, в котором Страна восходящего солнца отказалась от каких-либо притязаний на Курильские острова. Немногим позже правительство этой дальневосточной страны неожиданно заявило, что 4 южных острова к Курилам не относятся. Японцы делали отсылку к первому российско-японскому договору — Симодскому трактату, согласно которому Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были частью Японии. Однако говорить о каком-то серьёзном основании ссылки именно на первый российско-японский договор у представителей Японии не было.
Объяснить навязчивое желание японцев получить острова можно, учитывая несколько моментов:
1. Биоресурсы. Акватория, прилегающая к островам, богата рыбой.
2. Наличие в недрах южных Курил редкоземельных элементов. Золото, нефть, рений — всё это не помешало бы небогатой ресурсами Японии.
3. Незамерзающий морской путь до Владивостока проходит между Кунаширом и Итурупом. Контролировать его важно с военной точки зрения. Ну и для перемещений торговых грузов пролив значим. Пожалуй, контроль пролива — наиболее значимый фактор, из-за которого вся эта шумиха с островами происходит. Зачем Японии контролировать этот пролив? Хотя корректнее спросить, зачем их патронам из-за океана нужен пролив? В этом случае ситуация станет понятней. Как минимум, чтобы усложнить жизнь Тихоокеанскому флоту ВМФ России.
Экономический потенциал
Оставим притязания японцев в стороне и посмотрим, как обстоят дела на наших островах с экономикой. Основная хозяйственная деятельность на Курилах — добыча леса, деревообработка, мясное и молочное животноводство, рыбная ловля.
Принятая ФЦП нацелена на раскрытие экономического потенциала островов. Наличие редкоземельных металлов наводит на мысль о необходимости развивать горнодобывающую промышленность. Богатая акватория создаёт благоприятные условия для развития рыбного хозяйства. Развитие агропромышленного комплекса будет основываться на уже имеющемся животноводстве.
В Федеральную целевую программу также было включено развитие туристической отрасли. Пока трудно сказать, насколько реально привлечь поток туристов в такой удаленный край. Но стоит заметить, что идея развития туризма на Курилах появилась не на пустом месте. Часть острова Кунашир и несколько островов малой Курильской гряды относятся к территории заповедника «Курильский». Пляжный отдых для этих мест не подходит, но экологический туризм на Курилах развивать возможно.
Кстати, в августе 2015 г. на острове Итуруп впервые пройдёт одноимённый Всероссийский образовательный молодёжный форум. Глядишь, понравится здесь молодому поколению, начнут создавать туристический поток.
Итоги предыдущей Федеральной целевой программы
Мы собирались вернуться к рассмотрению предварительных итогов предыдущей Федеральной целевой программы, которая затрагивала период с 2007 по 2015 гг.
В основном была проделана работа по строительству и реконструкции базовой инфраструктуры островов. Создавались и ремонтировались системы водоснабжения, водоотведения, топливообеспечения. Проводились линии электропередач, были построены причальные сооружения, аэропорт, геотермальная станция. Не осталась без внимания и социальная сфера. За указанный период на островах появилась больница, обеспеченная всем необходимым оборудованием, несколько детских садов.
Более подробно с успехами в создании новой инфраструктуры можно познакомиться здесь: http://www.sdelanounas.ru/blogs/4124/
Бюджет Федеральной целевой программы составлял 628,3 млн руб. Сравните с нынешним в 70 млрд руб. и представьте масштабы. Конечно, за 8 лет рубль несколько потерял в весе, но его ценность не уменьшилась в сотню раз.
Также стоит учесть, что губернатором Сахалинской области с 2007 по 2015 г. был недостаточно честный, как оказалось, человек. Возможно, на выделенную сумму можно было построить несколько больше.
Взаимодействие с Японией
А что же Япония? Какова её реакция на грандиозные планы по развитию Курильских островов? Ведь власти этой Дальневосточной страны последовательно выражали негодование, когда на островах с визитом оказывались Игорь Шувалов, Сергей Иванов, Вероника Скворцова. Больше всего японцы расстраивались из-за визитов Дмитрия Медведева. По словам советника японского посольства в Москве - посещение Южных Курил российским премьером «ранит душу японского народа».
Комментировать наши планы по развитию инфраструктуры островов официальные представители Японии отказались, а зря. Руководство Сахалинской области, к примеру, предлагает соседям вместе развивать острова. Если бы власти Японии отстаивали в первую очередь интересы своей страны, то могли уже давно отказаться от бессмысленных территориальных претензий и получать экономические выгоды. Вкладывались бы в развитие инфраструктуры Курил, инвестировали в проекты по рыбному хозяйству, горнодобывающей промышленности, туризму. Впоследствии могли получать от вложений вполне ощутимую отдачу. Может быть, к предстоящей встрече с нашим президентом японцы трезво посмотрят на ситуацию и перестанут лоббировать интересы своих заокеанских партнёров?
Под особым контролем
И на закуску новость, казалось бы, не слишком относящаяся к Курилам. Теперь все ключевые моменты по бюджету будут утверждаться с согласия президента. До 2014 г. президент в дела гражданской части бюджета напрямую не вмешивался, оставляя эти полномочия Правительству. Вопрос контроля за принятием бюджета очень важен, так как, к примеру, наше Министерство финансов временами проявляет желание урезать статьи расходов по некоторым не слишком важным (по мнению, опять же, Министерства) отраслям. Свежий пример — желание Минфина сократить в 2016 г. поддержку сельского хозяйства. Владимир Владимирович настоял на полноценной поддержке отрасли.
В контексте Курил это может означать, что Владимир Путин обезопасил регион от возможного со стороны чиновников урезания финансирования в будущем. Раз уж решили вкладывать 70 млрд руб. в развитие региона, то вся сумма должна быть потрачена на строительство объектов, а не на какую-нибудь экстренную помощь банкам, срочным вложениям в американские облигации, или куда там ещё иногда желают пристроить бюджетные деньги наши правительственные финансисты.
В общем есть все причины полагать, что Курильские острова в ближайшее десятилетие станут динамично развивающимся регионом. В вопросе урегулирования отношений с Японией мы в очередной раз показываем, что готовы идти на компромиссы, но касаться территорий они не будут. Если соседи будут дальше настаивать на тезисе «Всё или ничего», то получат в конечном счёте второе.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/world/razvitie-d … ezhey-440/