ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ!
Страна 404. Военное положение как последний шанс
4 августа господин Порошенко созвал срочное заседание военного кабинета Совета национальной безопасности и обороны Украины. По словам Порошенко, необходимо «четко определить план усиления обороны на случай эскалации конфликта».
Сложно судить, об эскалации конфликта с чьей стороны идет речь. Но слово сказано, раз планируется эскалация, значит, к ней надо быть готовым.
И в тот же день правительство Украины утвердило план «введения и обеспечения мероприятий правового режима военного положения в Украине или в отдельных ее местностях». Яценюк, естественно, постановление подписал.
Внимательно ознакомимся с подписанным.
Согласно документу, в случае введения режима военного времени украинские силовые структуры, концерн «Укроборонпром» и даже служба занятости получают особые полномочия.
Они обеспечивают «работу государственно важных объектов и жизнедеятельность населения», вводят трудовую повинность, могут использовать «мощности и ресурсы предприятий», принудительно изымать частное и коммунальное имущество, вводить комендантский час и особый режим передвижения украинских и иностранных граждан, запрещать гражданам проживать на отдельных территориях, контролировать работу, при необходимости использовать местные радио, телецентры и типографии для «военных нужд».
Кроме того, под запрет попадет деятельность политических партий и гражданских объединений, будут запрещены любые общественные акции.
Как только военное положение будет объявлено, вся власть перейдет к военному командованию — Верховному главнокомандующему (президенту Порошенко), Генеральному штабу и СНБО. Последний становится ключевым элементом власти, так как руководство страной производится из ставки Верховного главнокомандующего, а ее формирует Совбез.
На время военного положения ставка Верховного главнокомандующего отбирает у граждан имущественные и политические права, а также свободу передвижения. Впрочем, после отмены военного положения граждане могут потребовать компенсацию за изъятое имущество, но на практике этот вопрос трудно будет решить, так как изъятие допустимо и без документального оформления. Если коротко — узаконенный "отжим". Ну, а как в плане законов и компенсаций в сегодняшней Украине, говорить не стоит.
Есть, конечно, разница между АТО и военным положением. Во время АТО Украина может утверждать, что борется с террористами и сепаратистами. Во время военного положения власти должны объяснить, против какого государства ведется война. И вот здесь кроется многое.
При военном положении следующий шаг — официальное объявление войны. И страной-агрессором считается страна, которая первой ее объявила. Возникает юридический казус: Украина находится на военном положении, но ни с кем не воюет. В самом деле, не может же Киев объявить войну России, «агрессии» которой, по утверждению украинской пропаганды, «незалежная» противостоит уже второй год?
Однако именно с помощью военного положения Киев может легитимировать заявления о том, что в Донбассе происходит не просто «АТО», а война, угрожающая территориальной целостности страны.
А еще следует отметить, что во время военного положения запрещается менять Конституцию, проводить выборы и акции гражданского неповиновения, а также любые митинги и шествия. И многие политики на Украине считают, что власти могут ввести военное положение, чтобы избежать провала на предстоящих местных выборах, а также чтобы предотвратить исполнение минских обязательств в части внесения поправок в конституцию и проведения децентрализации.
Порошенко хорошо понимает, что на этих выборах возьмут реванш «Оппозиционный блок» и «Батькивщина», и никакой административный ресурс не поможет, ибо все "зрадники". Потому рассматривается возможность переноса выборов, а введение военного положения — призрачный, но шанс.
Однако военное положение может очень резко ограничить возможности получения кредитов от МВФ. Об этом тоже стоит помнить украинским властям.
Автор Скоморохов Роман