Безграмотность порождает майданы. Почему специализация в образовании опасна для России
Одним из основных секретов современных цветных революций является управляемость людей, готовность идти в заданном русле. Но как получается, что тысячи, даже миллионы взрослых людей, словно лемминги, идут по откровенно самоубийственному пути? Горе — от отсутствия ума...
Давайте вспомним цветные революции последних лет. Грузия. Тунис. Ливия. Хрестоматийный пример — Украина. И все остальные случаи, когда инициированные извне перевороты удались. Стал ли хоть где-то народ жить существенно, объективно лучше?
Нет! В лучшем случае имела место имитация реформ и кратковременное улучшение ситуации за счет получения международных заимствований, заканчивавшееся обвалом. В худшем — обвал начинался сразу.
Любому адекватному человеку была сразу понятна абсурдность Евромайдана на Украине. Практически все высокотехнологичные производства Украины были так или иначе "завязаны" на Россию. Плюс РФ является практически монопольным поставщиком на украинский рынок энергоносителей (реверс российского газа через Словакию с доплатой — это просто анекдот). Без России Украина обречена на прозябание в условиях худших, чем любая аграрная страна третьего мира — в большинстве африканских стран хоть условия для сбора урожая лучше из-за климата. Адекватные люди это понимали. Что нужно было сделать Западу, чтоб переломить ситуацию в свою пользу? Правильно! Сделать ставку на неадекватных! На Майдан вывели людей без системного мышления, не способных устанавливать причинно-следственные связи. Для них существовали только грубые ассоциации между буквосочетанием "евро" и красивыми картинками из центра Парижа и Варшавы. Но ведь сработало же! И работает до сих пор! Хоть и совершенно абсурдно! Виною всему слом системного мышления, основы которого начали закладываться еще в 1980-е, давший просто фантастические результаты в 1990-е.
Смотрите. "Онижедети" Майдана — студенты и юные правосеки — ходили в среднюю и старшую школу уже после первой Оранжевой революции 2004 года. Массы нового украинского среднего класса ходили в школу в лихие 90-е. Старшее поколение евромайдановцев преимущественно было представлено людьми "только спустившимися с карпатских гор". Тут и комментировать нечего. Вот вам и основной социальный срез. Было еще определенное количество откровенных маргиналов и людей, затаивших обиду на советскую систему (дети-внуки репрессированных и т.п.), но их число как раз было в рамках статистической погрешности. Руководящие посты в процессе занимали откровенные конъюнктурщики (типа того же Яценюка), прекрасно знающие, что ведут толпу в пропасть, но понимающие, что, скорее всего, успеют снять сливки и соскочить. Мечущаяся на Майдане толпа банально не могла сложить 2+2 и сделать простой вывод об основах основ украинской экономики. Тупо? Да! Но уже простите, как есть!
Для того, чтобы делать выводы нужно:
а) владеть хотя бы простейшей информационной базой для этого;
б) уметь хоть как-то системно логически мыслить.
По обеим позициям на Майдане полный минус.
В 1980-е целостная картина мира в СССР в принципе начала разваливаться. В 1990-е - 2000-е в большей части постсоветских школ мыслить системно и видеть "всю картинку" уже не учили. Программисты покупали в вузах за деньги экзамены по экономике, а экономисты — по истории. Тем, кто пытался что-то учить "по программе", что в школе, что в ВУЗе вместо системы давали "лоскутное одеяло", набор не связанных между собой данных, зачастую банально сфальсифицированных. Но лоскутность и фрагментарность остального массива информации не давала возможности самостоятельно выявить фальсификат.
Упрощенный пример. Что проще запомнить: 50 чисел, выстроенных в определенной логической последовательности (скажем какую-то прогрессию), или 50 произвольных чисел? Что легче выучить: стихотворение или бессвязный набор слов того же объема? Ответ очевиден? Так вот, так же очевиден ответ на вопрос, как лучше формировать представления об окружающем мире.
Марксистская система, которую на уроках истории и политической географии получали советские школьника, а на парах по философии и политэкономии — студенты, представляла собой стройную конструкцию. Потом с ней в чем-то можно было не соглашаться, перестраивать, трансформировать. Но основы системного мышления уже были заложены. Уроки истории и экономики в украинских школах были напрочь лишены всякой логики.
Любой системно мыслящий молодой человек не воспринял бы информацию о "древних украх" и об "украинском государстве Киевской Руси", так как все это противоречит элементарным логическим построениям. Но их не было.
Вот украинская система образования и породила миллионы людей, умеющих делать сайты, рисовать для них дизайн, крутить гайки, продавать гамбургеры, вести бухгалтерскую отчетность (и возможно даже преуспевать в этом), но не имеющих объективных представлений об окружающем мире. Для них окружающая действительность лишена логики и связи. Поэтому они и не видят, казалось бы, элементарной взаимосвязи между комфортностью своей жизни и, скажем, работой ракетостроительного завода "Южмаш" в Днепропетровске. Они не понимают, зачем им вообще нужен этот "Южмаш". Их восприятие, по сути дела, предельно асоциально и до глупого эгоистично. Они мыслят примерно следующим образом: "Я чиню машины на автосервисе (делаю сайты, занимаюсь автоперевозками, продаю спортивную одежду, пеку пиццу) — работа заводов и НИИ меня не касается, я себе на жизнь заработаю. Я хочу дороги и газоны, как в Брюсселе".
Их не интересует, чем именно формируется ВВП и наполняется бюджет. За счет чего функционируют ЖКХ, образование, медицина, социальная и правоохранительная сфера. Они не думают о том, на какие средства будет закупаться газ к отопительному сезону и где возьмутся деньги на ремонт моста или канализационного коллектора.
Их этому не научили. У них есть "хотелки" на уровне двухлетнего ребенка, и манипулируя этими хотелками, с людьми можно делать все, что угодно.
Хорошие родители, вопреки хотелкам, заставляют своего ребенка развиваться, думая о его будущем. Они отбирают у него соску и учат ходить на горшок. Родители, которых будущее ребенка не волнует, не заставляют его развиваться, а делают все для того, чтобы он просто замолчал.
Подобно вторым родителям действуют лица, стоящие за организацией цветных революций и за управлением элитами в этих странах в период, революциям предшествующий. Умные мыслящие украинцы не нужны американцам или европейцам, им нужны украинцы управляемые, которых легко использовать вопреки их собственным интересам.
Впрочем, как мы уже рассказывали когда-то, еще задолго до цветных революций, схему управляемости социумом за счет отсутствия у большинства населения системного мышления западные элиты отработали на собственном населении!
Дети олигархов, депутатов, генералов, топ-менеджеров и профессоров получают блестящее всестороннее классическое образование, учащее, прежде всего, независимо мыслить, сначала в закрытых интернатах, частных школах и колледжах, а затем — в лучших университетах и академиях. Буквально до последнего момента им не дают "специальность", их учат думать и развивают их кругозор.
Детей представителей социальных низов учат по большому счету только читать, писать и считать. Детей среднего класса стремятся превратить в добротных узкопрофильных специалистов.
Западное общество построено, по большому счету, на лжи, и мало отличается от колониального общества образца 19-го века или от фашистского — образца середины 20-го. Нам рассказывают сказки об интенсивности пути развития США, Германии, Бельгии и Франции. Но чего будет стоить вся эта хваленная интенсивность, если у транснациональных корпораций, базирующихся в этих странах забрать доступ к почти дармовым ресурсам Африки или Латинской Америки? Долго они продержатся? Нет! Но пока силами армий, спецслужб, ЧВК и МИДов колонии получается держать в узде, а собственному населению — закрывать рот относительно пристойными зарплатами, дешевыми кредитами и "острыми ощущениями" — от садомазо-клубов до шоу-баталий вокруг легализации однополых браков.
Главное, чтоб население не задумывалось, что все идет "куда-то не туда" в стратегическом плане. А оно для этого должно быть управляемым и туп... извините - "узкопрофильным".
России все эти модели ни к чему. Мы живем за свой собственный счет, и нам нечего скрывать от самих себя. Напротив, нам выгодно, чтобы каждый член нашего общества был объективно и свободно мыслящей личностью. Отсюда и классическая ориентированность советского образования. Хотел или не хотел советский школьник, но он был вынужден знать, как устроен окружающий его мир и каковы закономерности развития человеческого общества. Таким образом воспитывался гражданин, способный нести ответственность за свои поступки. Поэтому так тяжело шел процесс слома Советского Союза, несмотря на тяжелое экономическое наследие войны, несмотря на то, какой огромной военно-политической махине СССР противостоял и даже на явные успехи западных спецслужб в сфере управления поведением ряда советских высокопоставленных политических лидеров.
В 1990-е же, дабы закрепить успех, в образовательные системы практических всех постсоветских стран рванули западные фонды, практически в открытую сотрудничающие либо с Госдепом, либо с ЦРУ США. Особенно бурную активность развил фонд Сороса, задававший новые стандарты образования и старательно формировавший мозаичную систему восприятия окружающего мира у детей и подростков.
Украинская система образования была уничтожена практически полностью. И Янукович, получив всю полноту власти в 2010 году, сделал ужасающую стратегическую ошибку. То ли из жадности, то ли из недалекости он не сломал "соросовскую" систему и не начал восстанавливать старую, которая за четыре года прочистила бы хоть немного от грязи мозги школьников и студентов и научила бы их мыслить системно. Вместо этого он начал заигрывать с адептами западной системы, превратив "учебные" заведения страны в боевые подразделения, против него же и направленные.
А вот Россию (как и некоторые другие постсоветские республики) Запад доломать не успел. Но начавшееся в РФ возрождение носило в большей степени политический характер, в образовательной сфере чрезвычайно сильны позиции прозападных деструкторов, стремящихся покончить с Россией как с самостоятельным "игроком" на международной арене.
В 2011 году ВЦИОМ провел очень показательный соцопрос. Оказалось, что треть россиян считает, что Солнце вращается вокруг земли... Почти треть россиян думает, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры... В 2009 году только 22% россиян смогли сказать, в каком году началась Вторая мировая война...
Ситуация с юным поколением: старшеклассниками, студентами, молодыми работниками — аховая. Многие из них — прекрасные узкие профессионалы в своей сфере, но при этом не знают элементарных вещей в сфере истории, обществоведения (к счастью, это касается не всех, но масштабы все равно тревожные). Примечательно, но именно в этой возрастной категории сравнительно популярны идеи прозападной либеральной оппозиции, предлагающей обществу лозунги, лишенные логики и опирающиеся на ассоциации с "красивыми картинками".
Недавно в России был подписан приказ, позволяющий получать рабочую специальность и идти трудиться молодым людям, даже не прошедшим итоговую аттестацию после 9 класса. Данную ситуацию использовал как инфоповод один из моих коллег, написавший любопытную статью "Трудоустройство без аттестата становится реальностью", в которой он пел оды специализации и отказу от "пичканья" всех большими объемами знаний. Мол, "дворникам, лифтерам, лесорубам и поварам" это ни к чему... Пусть коллега меня простит, но я с ним категорически не согласен. Почему — подробно объяснил выше. Лифтеры и повара — они еще и граждане, наделенные целым рядом ответственных демократических прав. И, бросая избирательный бюллетень в урну или выходя на митинги в поддержку тех или иных сил и идей, они решают наше ОБЩЕЕ будущее. И если этих людей не обязать получить хотя бы более или менее полные знания в сфере истории, права, экономики (в рамках курса экономической географии), логики (на уровне математики), с ними рано или поздно смогут разыграть ту же пьесу, что и с украинскими "онижедетьми". Не осознавая структуру общества и не улавливая банальные причинно-следственные связи, они проголосуют на выборах или поддержат на митинге силу, которая покажет им "красивую европейскую картинку".
За последние пару недель мне пришлось читать в интернет-сообществах типа "Пора валить" несколько постов от россиян, выехавших в Америку и Европу. В каждой строчке — мучительное движение мысли. Люди отчаянно пытаются понять, где их... обманули. Они честно признаются, что не выиграли принципиально ничего по уровню жизни, определенные плюсы в плане комфортности съедаются специфическими минусами, начиная от системы здравоохранения и заканчивая сложностями с адаптацией и удаленностью от родных и близких. В общем, люди старались, пыхтели, пролетели тысячи километров — и ничего, по сути, не приобрели. И теперь, чтобы как-то оправдаться перед самими собой, они выдумывают смешные и несуразные вещи типа "тут все друг другу улыбаются", "тут безопасней" (в США, ага, принципиально безопаснее) и все в таком роде... А в чем беда? А в том, что мозаичность мышления и отсутствие логики не позволили сделать даже самые элементарные прагматичные расчеты. Сработала та самая картинка, установка: "Америка — это круто". Ну вот и наслаждайтесь теперь жизнью в Арканзасе... Те уехали — и скатертью дорожка. Но если не взяться за ум миллионов наших подрастающих сограждан, причем срочно, то они, подобно украинцам, могут захотеть "позвать западную картинку" к нам домой. И тогда всем будет мало места.
Еще одно необходимое зло, которое выполнило свою функцию и от которого пора побыстрее отходить — это ЕГЭ. Эти тесты кроют в себе все ту же опасность. Человек, зубрящий перед экзаменом "лоскутные, мозаичные" факты, получает на нем серьезное преимущество перед человеком, умеющим системно мыслить. А это — большая беда.
Молодой человек, увлекающийся правом и представляющий его как систему — на порядки более перспективен, чем тот, кто дословно зазубрил несколько десятков определений. Молодой человек, представляющий историю как единый и подчиненный определенным законам логики процесс, на две головы выше того, кто усердно зазубрил даты. Понимание принципов механики — важнее формул. Формулы, конечно, тоже нужны, но это приходящее, причем довольно легко. Мышление же — это то, что нужно с большими трудом формировать годами. Поэтому необходимость отходить от ЕГЭ не только назрела, но и перезрела...
Массовое классическое образование — это большое доверие и большая ответственность. Но если к нему вернуться, оно превратит наших молодых людей из болтающихся на ветру тростинок в полноценных и осмысленных членов общества, верных союзников своей страны. А это в условиях очередной агрессии, развернутой сегодня против нас Западом — просто необходимо...
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/society/bezgramo … ydany-666/