Как думаете, сколько позволит бюджет Киева добавить американских кораблей? Если даже что-либо и смогут прикупить, то насколько они будут новые? С учётом состояния финансов Киева, такое если и будет, то по схеме: «Американцам жалко денег на утилизацию ржавых корыт, поэтому они дадут Порошенко кредит для того, чтобы он их выкупил».
Точно оценить состояние украинского флота сложно, поскольку сведения от украинских СМИ, пресс-центров и проч. регулярно разнятся. Но, исходя из общей картины и известных на момент присоединения Крыма фактов, состояние украинского флота в целом описать можно приблизительно так:
«В Одессе вчера, 14 июля, начался визит оценочно-консультативной группы НАТО в рамках разработки пилотного проекта по восстановлению возможностей украинских ВМС. Целью мероприятия стало обсуждение модели развития ВМС ВС Украины, определения параметров, содержания и этапов реализации пилотного проекта. На сегодня осуществляется согласование пилотного проекта по восстановлению возможностей ВМС ВС Украины в Генеральном штабе ВС Украины и Министерстве обороны Украины…
Напомним, сейчас у “незалежной” всего 6 (шесть!) боевых кораблей и катеров. В том числе один фрегат, один корвет, один ракетный и три артиллерийских катера. Флагманом этой военно-морской немощи числится фрегат “Гетман Сагайдачный”. Зато во главе эскадры сразу 10 адмиралов. А еще — три генеральских должности для руководства тылом, морской авиацией, береговыми войсками и морской пехотой. Таково штатное расписание ВМСУ, введенное в действие указом президента Петра Порошенко №39/2015 от 28 января 2015 года».
Так что без присутствия кораблей США украинцам в случае чего придётся воевать практически одними адмиралами вместо боевых кораблей. Судя по наличествующему плавсоставу и количеству начальства, каждым катером должен командовать адмирал – очень эпично.
Но и с кораблями США не всё так просто, как это кажется бравому вице-адмиралу: «свободное морское судоходство» ограничено конвенцией Монтрё уже не первый день (вообще-то с 1936 года), и американские моряки должны были о ней слышать. Возможно, привыкли не обращать внимания, но напомнить не сложно: общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. тонн, сроком пребывания ограничен тремя неделями, а во время войны, в которой Турция сама не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Так что авианосные группы, которыми США привычно пугают всех в мире, в Чёрное море могут зайти лишь при откровенном и явном нарушении международной конвенции.
А так – ну заходят некоторые. Например, в мае эсминец ВМС США «Росс» подошёл к нашим границам, после чего «поднятые по команде Су-24 продемонстрировали американскому экипажу готовность жестко пресекать нарушение границы и отстаивать интересы страны. Эсминец экстренно развернулся и ушел в нейтральные воды в восточной части Черного моря».
В апреле 2014 эсминец «Дональд Кук» также наблюдал наших лётчиков: «Утверждалось, что российский самолет применил комплекс радиоэлектронной борьбы (КРЭБ) "Хибины", в результате чего у американского корабля были принудительно выключены радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных. После того как система Aegis была отключена, "Су-24 сымитировал ракетную атаку на ослепший и оглохший корабль, потом еще одну и еще – всего 12 раз"». Американцы, правда, много раз писали, что они просто так уплыли и ничего такого не было, но отошли же – а это главное.
Одно дело – гордо демонстрировать флаг, другое – реально начать военные действия. Пресс-служба Минобороны Украины сообщила, что цель совместных с НАТО манёвров, проходящих сейчас в Черном море, – «отработка проведения многонациональной операции по безопасности в кризисном регионе». Но дальше-то что?
Ранее командующий Черноморским флотом (1998–2002 гг.), сейчас глава комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов метко высказался по поводу заявления США «Мы тут всё время будем находиться», назвав заявление выпадом США, «которые съехали с рельсов, стали на крыло и летят».
Как упоминалось, «США не могут держать постоянную крупную группировку на Черном море, а только одиночные корабли. Таким кораблям мы вполне можем противостоять». Понятно, что США могут нагло нарушить конвенцию Монтрё, но «и мы в этом случае можем кое-что нарушить, например, перекрыть черноморские проливы».
Да, Черноморский флот у нас сейчас находится не в особо хорошем состоянии, и работы по его модернизации до полноценной морской группировки ещё только ведутся, но «если 6-й флот проявит агрессивность у берегов России, то здесь уже будут задействованы не корабли, а прежде всего оперативно-тактические ракетные комплексы, береговые батареи «Гранит» и авиация. Это будет комплексный удар, и к российскому берегу они просто не подойдут». Я как-то писал небольшой обзор береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион», которые сейчас базируются в Крыму, а вот наглядная иллюстрация к теме:
Так что волноваться по поводу каких-либо шевелений в Чёрном море со стороны США нет никакого смысла (что, конечно, не исключает глобального военного противостояния, но это совсем другой вопрос). А возня вокруг Украины, в том числе и в акватории – это стандартная для США политика устрашения бряцанием оружием – мол, мы супергерои, а вы кто? Но, как говорится, супергерой Человек-паук очень боится Человека-тапка, у нас-то – не то что шлёпанцы какие, а даже русские валенки есть. Сами знаете, что будет с Америкой, если нечаянно бросить валенок на пульт управления, а уж если прицельно…