В условиях обострившихся противоречий Запада и России, многовекторные режимы, готовые в любой момент сменить свою политическую ориентацию в зависимости от ситуации, Запад уже не устраивали. Россия, не имевшая надежной опоры в местной политической элите Кишинева и Киева, еще готова была удовлетвориться чем-то вроде нейтралитета, а на самом деле смириться с попыткой политиков Молдовы и Украины доить двух коров. Но Запад (в первую очередь США) желал иметь у власти на постсоветском пространстве не хитрых торговцев суверенитетом, а нерассуждающих сателлитов, готовых выполнить любой приказ.
Сейчас проамериканские евроинтеграторы, сменившие у власти в Молдове в 2009 году многовекторных евроинтеграторов, оказались перед двумя проблемами.
Во-первых, их политика привела к краху экономики Молдовы и критическому обнищанию и так небогатого населения.
Во-вторых, их лояльность США имела свою грань – они все-таки искренне рассчитывали, что Вашингтон заинтересован в независимом молдавском государстве – члене ЕС. В своем простодушии они не задавались вопросом, с чего это вдруг США должны заниматься политической благотворительностью? Так и их коллеги в Киеве тоже таким вопросом не задавались. Кстати, киевский режим, состоящий из таких же проамериканских евроинтеграторов, отнявших власть у многовекторного евроинтегратора Януковича, тоже быстро (куда быстрее, чем кишиневские коллеги) довел экономику страны до ручки.
Между тем, на новом этапе противостояния с Россией США оказались заинтересованы уже не просто в пассивной евроинтеграционной риторике своих сателлитов и разрыве ими экономических связей с Россией, но в их активном, в том числе военном противостоянии РФ. США понимают, что в случае реализации этой затеи они, вполне вероятно, обрекают Молдову и Украину на ликвидацию. Но для них это не партнеры и не союзники, а обычный расходный материал – пешки, которыми не просто можно, а нужно с максимальной эффективностью пожертвовать в большой геополитической игре.
И тут вдруг киевские и кишиневские евроинитеграторы демонстрируют свою полную неспособность реализовывать интересы США и нежелание жертвовать своими вотчинами для удовлетворения геополитических амбиций Вашингтона.
За полтора года режим Порошенко так и не смог втянуть Россию в открытый конфликт ни в Крыму (где Киев не смог заставить свои войска открыть огонь ни по российским солдатам, ни по крымским ополченцам), ни в Донбассе (где боевые действия не вышли из формата гражданской войны). А Кишинев так и не решился на разморозку конфликта в Приднестровье. В последний момент, когда казалось, что начало боевых действий уже ничто не может остановить, власти Молдовы совершенно миролюбиво (и в полном противоречии со своими прежними агрессивными заявлениями) сообщили о готовности обеспечить ротацию и снабжение российской и миротворческой группировок. Тем самым организованная США блокада была прорвана, да к тому же исчез повод для начала совместной молдавско-румынско-украинской кампании по ликвидации ПМР. Не могут же Киев и Бухарест напасть на считающееся территорией Молдовы Приднестровье без ясно выраженной просьбы самой Молдовы.
В общем, как в свое время Воронин и Янукович, новые евроинтеграционные режимы Киева и Кишинева перестали соответствовать потребностям момента с точки зрения геополитических интересов США.
Но и на Украине, и в Молдове есть более радикальные силы. Киевской власти справа противостоят неприкрытые нацисты, готовые (по крайней мере на словах) хоть завтра разорвать минское перемирие с Донбассом и даже официально объявить войну России. В Кишиневе правительству евроинтеграторов тоже оппонируют справа: юнионисты, желающие войти в состав Румынии и таким образом стать частью ЕС, а также радикалы, желающие разморозки приднестровского конфликта и считающие, что военное решение данной проблемы в пользу Молдовы (при поддержке США) сейчас возможно.
В общем, и в Кишиневе, и в Киеве действующая власть потеряла поддержку обнищавшего населения и вызывает недовольство США своими попытками хитрить и саботировать приказы Вашингтона, вместо того, чтобы их исполнять.
В этих условиях в ход идут правые радикалы, начавшие уличные беспорядки и в Киеве, и в Кишиневе. В Киеве власть в принципе не может обойтись без них, поскольку они были главной движущей силой вооруженного переворота и сейчас являются единственным надежным средством подавления антифашистских движений на подконтрольных Киеву территориях юго-востока. В Кишиневе радикалы являются существенной базой поддержки власти, без них она не сможет собрать на выборах нужное количество голосов.
Но евроинтеграционное правительство Молдовы (не разложившее, в отличие от киевских коллег, силовые структуры) имеет возможность подавить путч радикалов – если только их не поддержат США.
Пока что Вашингтон делает ставку на то, что евроинтеграционные власти Украины и Молдовы испугаются потенциального путча, прекратят саботаж и начнут беспрекословно реализовывать американскую политику. В таком случае радикалы будут отозваны с улиц, хоть никто и не позволит их полностью ликвидировать или массово подвергнуть уголовному преследованию их активистов и запретить их политические организации.
Но если руководители Киева и Кишинева быстро не одумаются и не убедят американских послов в своей полной и безусловной преданности и надежности, то радикалам, пожалуй, позволят свергнуть «антинародную власть». Никакие эксцессы при этом Вашингтон не испугают.
Главное – готовность радикалов к резкому обострению отношений с Москвой, вплоть до начала открытых боевых действий. Эти, в отличие от евроинтеграторов, ответа России не боятся. Они уверены, что надо лишь начать, а дальше придет НАТО и победит вместо них. А они потом будут только трофеи приходовать.
Не думаю, что у молдавских и украинских властей осталось много времени на раздумье. Если радикалов послали на улицы, значит, счет пошел на недели. В таких случаях еще в 90-е годы американские дипломаты в приватном порядке разъясняли объекту приложения усилий США, что выбор у него между полной покорностью и судьбой Чаушеску. Сейчас, правда, предпочитают использовать свежий пример Каддафи.
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА «Россия сегодня»