Братушки против «гуманитарки». Ход за Россией
Восьмого сентября Болгария закрыла свое воздушное пространство для российских самолетов, доставляющих гуманитарные грузы в Сирию. Закрыла решительно и бесповоротно, в чем в тот же день расписался болгарский МИД. На следующее утро София, впрочем, выдвинула условия, на которых она могла бы и дальше пропускать самолеты. Однако Москва выслушивать их не стала: российские лайнеры уже проторили себе путь в Сирию через Иран.
Что стоит за болгарским демаршем? И как на него следует реагировать России?
Иррациональная симпатия
Что мы вспоминаем при слове «Болгария»? Ракию, кетчуп, «На Шипке все спокойно!», «Стоит над горою Алеша», курорт и одноименную бутылку «Слынчев бряг», а главное — братушек.
Свернутый текст
До сих пор подавляющая часть населения России относится к Болгарии с крайней степенью симпатии. Такое ощущение, будто приснопамятная русско-турецкая война 1877—1878 годов, которая, собственно, и проложила дорожку к современной болгарской государственности, закончилась не в позапрошлом веке, а буквально на прошлой неделе.
Не меньшее удивление вызывает факт массовой избирательной забывчивости россиян, благодаря чему следующие факты в нашей стране помнят, кажется, единицы. А факты таковы.
В годы Первой мировой войны Болгария воевала на стороне Германии и Австро-Венгрии против блока Антанты, в который входила Россия. В годы Второй мировой Болгария снова действовала на стороне Германии против наших союзников. 2 апреля 2004 года Болгария радостно вступила в НАТО, а 1 января 2007-го — в Евросоюз, чем нанесла серьезнейший удар по собственной экономике. С 2009 года у власти в стране находится популистское прозападное правительство, возглавляемое премьер-министром Бойко Борисовым, — оно четко действует в русле указаний из Вашингтона и Брюсселя. Все это сопровождается подчеркнуто антироссийскими акциями со стороны Софии, вроде неоднократного осквернения памятников советским воинам.
Вот такие братушки.
Пляски с газом
Пелена с глаз нашей общественности стала спадать только после событий, инициированных государственным переворотом в Киеве. София присоединилась к антироссийским санкциям. София после долгих дипломатических виляний неожиданно для самой себя все же вынудила Россию отказаться от идеи строительства «Южного потока», который приносил бы Болгарии ежегодно порядка 250 млн евро.
И только после этого терпение России в отношении братушек истощилось.
1 декабря 2014 года на пресс-конференции в Анкаре президент России Владимир Путин объявил о закрытии проекта «Южный поток» и начале работ по «Турецкому потоку». Действия же Болгарии Путин прокомментировал так:
«Болгарские мои коллеги мне говорили — все что угодно, но «Южный поток» они точно будут реализовывать, потому что это соответствует их национальным интересам, но, к сожалению, этого не случилось. Если уж Болгария лишена возможности вести себя как суверенное государство, то хотя бы пускай они потребуют от Еврокомиссии деньги за неполученную выгоду».
Требовать денег от Евросоюза болгары не стали. Ни в качестве компенсации за утраченную возможность сидеть верхом на газопроводе. Ни за потерянные в связи с санкциями/контрсанкциями российские рынки сбыта. Ни за сокращающееся количество российских туристов.
Мольбы Бойко Борисовича остались без ответа. И тогда… тогда болгары вновь бросились к ногам России: «Ну как же так?! Мы же — братушки! Спасите-помогите!»
На языке официальной дипломатии это выглядело еще более пафосно: «Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что его страна готова выдать все необходимые разрешения для строительства «Южного потока», — заявляли СМИ.
«Правительство Болгарии утвердило «Программу по стабильному развитию Болгарии на период с 2014 по 2018 год», где сказано, что прокладка трубопровода «Южный поток» будет вестись в приоритетном порядке», — пыхтела пресса.
«Болгария второй раз просит Россию вернуться к проекту газопровода «Южный поток», при этом не отказываясь от проекта газопровода «Турецкий поток», а также построить на территории Болгарии газовый хаб», — строчили информагентства.
Но Россия уже дала понять, что опять наступать на болгарские грабли не намерена.
И тогда правительство Бойко Борисова обиделось. После чего принялось гадить по мелочам, всячески демонстрируя Брюсселю свою приверженность «общеевропейским идеалам».
Вот такая длинная предыстория получилась у события, произошедшего 8 сентября. У события, которое и станет предметом нашего обсуждения. Но без этой предыстории неискушенному читателю трудно было бы понять мотивы действий Болгарии и еще труднее — реакцию России на болгарский демарш.
«Самостоятельное решение»
Что же такого сделала Болгария?
8 сентября 2015 года Болгария объявила, что закрывает свое воздушное пространство для российских военно-транспортных самолетов, доставляющих гуманитарные грузы в Сирию.
Позже последовали уточнения, сути ситуации не меняющие. Мол, воздушное пространство закрыто не навсегда, а только до 24 сентября. Мол, запрет введён не просто так, а из-за некорректно указанной информации в просьбе о разрешении полётов. Мол, нет доказательств, но есть подозрения, что Россия возит в Сирию что-то не гуманитарное. Мол, вообще-то летать над Болгарией в Сирию можно, но только после полной проверки груза. Ну и, с явной оглядкой на цитату Путина о том, что Болгария — не суверенное государство: «Болгарское министерство иностранных дел приняло это решение самостоятельно».
Крайне интересная оговорка в контексте действий Болгарии в 2014-2015 годах!
Отметим ещё один любопытный факт. В целях самопиара действиями Болгарии немедленно воспользовался МИД Греции, объявивший, что получил просьбу Вашингтона закрыть воздушное пространство страны для российских самолётов с гуманитарной помощью для Сирии. Однако, дескать, Афины отказались удовлетворить эту просьбу.
Ирония заключается в том, что после отказа Софии предоставить нам свое небо в аналогичной услуге со стороны греков отпала всякая нужда. В общем, легко разрешать что-то, о чем никто уже не просит.
Чем ответит Россия?
Вернемся, однако, к болгарскому запрету. Зададимся вопросом, чем же ответит Россия? Справедливо разделить его на два подвопроса:
Чем аукнется этот запрет для самой Болгарии?
Каким образом Россия будет доставлять «гуманитарку» в Сирию в обход Болгарии?
На пощечину Софии Москва может ответить усилением своих торговых контрсанкций в отношении Болгарии. Может тем или иным путем сократить и так уменьшающийся поток российских туристов, выбирающих отдых в бывшей «шестнадцатой советской республике». Россия может, наконец, просто ничего пока не делать и тем самым «подвесить» над Болгарией своеобразный Дамоклов меч, готовый рухнуть в самый неожиданный для Софии момент.
В конце концов, «месть» может и подождать, а вот доставка российских гуманитарных грузов страдающему от войны населению Сирии отложена на «потом» быть не может. И здесь у России тоже имеется несколько вариантов действий.
Вариант «плюнуть и лететь над Болгарией, а там как получится» мы рассматривать не будем как несостоятельный. Ведь такие действия сразу выведут Россию из пусть и зыбкого, но всё ещё действующего правового поля современных международных отношений, а поскольку Болгария — член НАТО, тут и до casus belli недалеко.
Россия может воспользоваться любезностью Ирана, который, несмотря на дипломатическое «выкручивание рук», продолжает рассматривать Сирию как необходимого союзника в Ближневосточном регионе. Что Тегеран уже доказал, дав разрешение на полеты самолетов российского МЧС над своей территорией.
Но здесь возникают два «но». По словам замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, наши самолёты, которые летают на Ближний Восток, идут по маршруту Москва—Закавказье—Турция—Иран.
Таким образом, первым «но» становится транзит через Турцию, которая, несмотря на все реверансы вокруг «Турецкого потока», продолжает оставаться членом НАТО. Никто не поручится, что завтра Анкара внезапно не решит в обмен на преференции со стороны тех же США повесить «замок» на свое небо.
Вторым «но» является маршрутный отрезок Иран—Сирия, который, как нетрудно догадаться при взгляде на карту, проходит аккурат над северным Ираком и восточной Сирией, то есть над территорией, в значительной степени контролируемой ИГИЛ.
Тем не менее, именно этот вариант на данный момент является самым «рабочим», позволяющим быстро и без запредельных трат топлива доставлять гуманитарные грузы из России в Сирию, минуя болгарскую территорию. И пока Тегеран будет сдерживать нажим Вашингтона, а два вышеупомянутых «но» не начнут давать сбои, Дамаск будет продолжать получать по воздуху столь необходимые ему одеяла, палатки, полотенца и медикаменты из России.
Морской козырь
Ну, а если и этот маршрут окажется по какой-то причине перекрытым? Тогда эстафета перевозки гуманитарных грузов от воздушного транспорта перейдет к морскому. Скорее всего — к большим десантным кораблям Черноморского флота, регулярно доставляющим в сирийский Тартус российскую продукцию военного назначения. И уж этот-то военно-морской «сирийский экспресс» противники Башара Асада смогут остановить только силой.
Только это будет уже совсем другая история.
Андрей Союстов