АнтиМайдан
Король американских ВМС оказался "голым"
Словосочетание прилагательных "могучий и непобедимый" весьма часто используются по отношению к американским ВМС. При этом нередко в российских СМИ можно слышать о том, что очередной корабль ВМС США зашел в Черное море для участия в очередных военно-морских учениях или для "поддержки" очередной оранжевой демократии на постсоветском пространстве.
К примеру, только что в Черном море прошли совместные американо-украинские морские учения, которые заканчиваются как раз сегодня, 12 сентября. Особенно такие события возбуждают адептов украинской незалэжности, которые любят, включив на полную мощность свою фантазию, описывать картины разгрома российского флота одним единственным американским эсминцем.
А уж если ему на помощь придут американские атомные авианосцы, то тут, несомненно, "русским агрессорам" сразу придется поднять руки вверх и сдаться. Однако монополию на подобные бредовые домыслы, пожалуй, оставим украинским патриотам и прочим русофобам.
Кстати об авианосцах. На данный момент ВМС США располагают 10 авианесущими кораблями класса "Нимиц" и 1 новым авианосцем класса "Форд", который спущен на воду в 2013 году, однако ввод его в эксплуатацию планируется только в следующем году. Таким образом, в 2016 году американский флот будет иметь 11 авианосных кораблей. Авианосцы действуют в составе авианосно-ударных групп (АУГ).
При этом типичная АУГ обычно имеет в своем составе, собственно, сам авианосец с базирующейся на нем группой палубной авиации (порядка 60-80 самолетов); 1-2 ракетных крейсера, на вооружении которых, в том числе, состоят знаменитые крылатые ракеты "Томагавк"; 3-4 эсминца с глубинными бомбами и торпедами, а также с уже упоминавшимися ракетами "Томагавк" на вооружении; 1-2 атомных подводных лодки с торпедным вооружением на борту для поражения как надводных, так и подводных целей; 1-2 транспортных судна снабжения.
Среди основных целей АУГ выделяются, прежде всего, овладение и удержание превосходства в воздухе над театром военных действий, охрана океанских коммуникаций, уничтожение военной силы противника как на море, так и на суше, а также прикрытие с воздуха морских десантных операций.
Несомненно, сила серьезная. Однако всемогущая ли? И так ли мощна "авианосная элита" американских ВМС? А вот здесь уже можно порассуждать.
К примеру, в операции в Югославии в 1999 приняли участие порядка 1000 самолетов стран НАТО, однако вклад палубной авианосной авиации в бомбардировках страны оказался довольно символическим — не более 10 процентов выполненных задач.
При этом для развертывания авианосной ударной группы понадобилось довольно много времени. Так, авианосец "Теодор Рузвельт" приступил к выполнению поставленных задач спустя почти 2 недели после начала активной фазы противостояния.
Попытка силами одной лишь палубной авиации на нескольких авианосцах решить локальный конфликт в новейшей истории всегда заканчивался далеко не самыми положительными результатами для американцев, так как палубная авиация неспособна не только обеспечить необходимую плотность бомбовых ударов, но и даже самостоятельно организовать достойное прикрытие.
Можно вспомнить также операцию "Буря в пустыне" в Ираке в 1991 году, в которой было задействовано порядка 2500 самолетов союзных сил и совершено около 4700 боевых вылетов, из которых только 600 (порядка 15-17 процентов от всех вылетов) пришлись на палубную авиацию, базирующуюся на авианосцах.
При этом по территории Ирака с 17 по 19 января каждые несколько часов прокатывались колоссальные волны массированных бомбардировок с 400-600 самолетов коалиции. 600 самолетов — это, фактически, вся мощь базирующейся на авианосцах авиации США (60 самолетов на 10 авианосцах).
При этом армия Ирака продолжала успешно функционировать, а его авиация понесла весьма незначительные потери. Таким образом, даже если собрать в одном месте все 10 американских авианосцев типа "Нимиц" с полным комплектом авиации на борту, то вся эта сила вряд ли будет способна справиться даже с таким не самым мощным противником как Ирак, что уж говорить, к примеру, об Иране.
Следует признать, что авианосцы в воздушной войне с треском проигрывают авиации наземного базирования. При этом в интервенции против Ливии в 2011 году американские атомные авианосцы вообще не участвовали.
Также стоит отметить, что одна из главных проблем авианосцев в том, что палубная авиация серьезно уступает по характеристикам самолетам аэродромного базирования. Взять основной истребитель палубной авианосной авиации США "Хорнет", который серьезно уступает по боевым возможностям многоцелевому F-15E "Страйк Игл". "Хорнет", в отличие от "Игла" не в силах поднять бомбу крупного калибра, так как имеются ограничения при полете с палубы, что дает неоспоримое преимущество F-15, таскающему на себе 4 900-килограммовых боеприпаса. Именно поэтому авианосная группа ВМС США полгода стояла в Персидском заливе, не имея никаких шансов предотвратить оккупацию Кувейта Ираком и начав боевые действия лишь когда в Заливе скопилась миллионная группировка коалиции при поддержке 2000 самолетов.
Именно поэтому американские стратеги при всём их дуболомстве и жизни по правилам времен Холодной войны так усиленно тыкают военные базы по всему миру. Потому что устраивать локальную войну можно только при наличии в регионе военной базы и нескольких аэродромов с самолетами.
И никакие авианосцы нормальную "бетонку" здесь не заменяет, вести ими одними войну, даже если собрать их вместе, всё равно будет бесперспективно. (Исключения составляет, разве что, какая-нибудь банановая республика). При этом большую часть своего существования американские авианосцы стоят у пирсов в портах базирования (Норфолк и Сан-Диего), а затраты на эксплуатацию этих гигантов настолько огромны, что руководство ВМС США 10 раз подумает, прежде чем задействовать хотя бы один авианосец в боевых операциях.
Конечно же, "Нимицы" не являются бесполезными, они весьма хороши в противовоздушной обороне корабельной группировки в открытом море вдалеке от берега, но с подобными задачами не менее успешно справятся легкие авианосцы типа британских "Queen Elizabeth" с парой истребительных эскадрилий, затраты на что будут гораздо меньше содержания в боевом походе одного "полноценного" авианосца.
Не совсем всё гладко и у новых американских авианосцев типа "Форд", которые в будущем должны заменить "Нимицы". В 2013 году на воду с большой помпой был спущен первый авианесущий корабль этого класса "Джеральд Форд", на который было потрачено 42,5 миллиарда долларов. При этом, судя по заявлениям американских военных, корабль должен стать настоящим чудом техники и "грозой морей" благодаря двухдиапазонной радиолокационной системе, электромагнитным катапультам и турбоэлектрической системе посадки.
Однако с этими тремя ключевыми системами есть определенные проблемы. Так, двухдиапазонный радар уже исключен из проекта новых эсминцев во многом для сокращения расходов, а также из-за неопределенности даты начала работы хотя бы первого действующего образца такой системы. Что касается системы турбоэлектрической посадки, то она не начала толком действовать даже на наземном экспериментальном комплексе NASC, так как работы над этой системой отстают от графика почти на 3 года.
Американские адмиралы уверяют, что система всё-таки будет доведена до ума в 2016 году, то есть к моменту планируемого ввода в строй авианосца "Джеральд Форд", однако насчет этого возникают серьезные сомнения. С третьим же компонентном нового авианосца ситуация тоже не самая позитивная. Новейшая электромагнитная катапульта EMALS была впервые испытана только несколько месяцев назад — и не слишком удачно, и теперь сроки принятия её на вооружение в качестве составного элемента нового авианосца также оттягиваются.
Именно поэтому новейший атомный авианосец "Джеральд Форд" простаивает уже третий год, а эксперты отмечают вероятность дополнительных конструктивных изменений на борту.
В целом, американские военные ученые, понимая, что мощь их армии во многом является раздутым пропагандистским мифом, переключаются на поиски новых технологий в области вооружений, которые позволят им оставить далеко позади основных конкурентов, в первую очередь, Россию и Китай.
Речь идет, в том числе о новых разработках в ядерной сфере, и вот здесь американцев интересует прежде всего Россия с её ядерными технологиями. В такой ситуации американские элиты будут всё больше стремиться к тому, чтобы получить в своё монопольное распоряжение некие революционные технологии контроля над реакциями термоядерного синтеза, а также производства компактных ускорителей высокой энергии.
При этом единственной в мире страной, у которой имеются эти технологии, является Россия, причем имеются не просто как проект, а как опытные образцы. А при чем здесь авианосцы? При том, что располагая технологиями управления термоядерными реакциями, Россия вполне вероятно может контролировать реакторы американских авианосцев, в том числе новейших "Фордов", а также АЭС и баллистические ракеты с ядерными боеголовками.
Таким образом, широко освещавшийся не так давно в СМИ факт о том, что американская космическая программа не может обойтись без российских ракетных двигателей, дополняется еще и тем, что американские ВМС очень хотят заполучить российские ядерные технологии для своих "плавучих крепостей", без которых эти самые крепости, оказывается, становятся уже не такими могучими, как в пылких речах американских пропагандистов.
Вот так и получается, что во многом американская сила и мощь существуют лишь в репортажах прозападных СМИ и устах почитателей звездно-полосатой страны по всему миру. Это же касается и американских авианосцев, о "колоссальной разрушительной мощи" которых так любят говорить всевозможные русофобы.
На деле же авианосцы — вещь не просто колоссально дорогая, но и во многом не слишком эффективная. При этом наметившееся отставание от России с её "разорванной в клочья" экономикой в ядерных технологиях, так нужных американским авианосцам, вообще ставит вопрос о необходимости их содержания и тем более эксплуатации. Вероятно, в ближайшем будущем США любыми способами будут пытаться заполучить новые технологии российского ядерного синтеза, иначе разработки российских ученых в этой сфере отправят "плавучие крепости" на свалку истории уже через пару десятков лет, а то и раньше.