Вполне можно прогнозировать дальнейшее снижение внимания к происходящему в Незалежной до уровня родственников и друзей, а также тех, кого украинские новости интересуют с профессиональной точки зрения. Последних, кстати, будет становиться все меньше и меньше из-за государственной политики Киева на уменьшение экономических связей с Москвой. Отказ от достройки Хмельницкой АЭС исключает из числа тех, кто внимательно изучает украинские новости, большинство сотрудников Росатома. Впрочем, если Украина на самом деле заключит договор о достройке с Польшей, тогда пристально следить за происходящим у соседей вынуждены будут сотрудники МЧС: аварии на АЭС (а в этом случае их вероятность возрастет многократно) касаются всех соседних государств.
Еще одна причина спада интереса к Украине – отсутствие действительно интересных информационных поводов. Вялое переругивание бывшего грузинского президента с бывшим днепропетровским губернатором. Переодевание львовской милиции в форму львовской полиции. Очередной «тайник боевиков», найденный СБУ в собственных закромах. Похоже, это уже надоедает и самим жителям Украины, а уж из России и вовсе смотрится местечковой провинциальностью.
Разнообразные исторические курьёзы, вроде никому в мире не известных военных побед украинцев над парой заблудившихся в степях московских стрельцов или выкопанного древним украми Черного моря, тоже давно приелись. Есть заявление Верховной рады о желании войти в Совет Безопасности ООН. Пускай еще примут заявление о намерении войти в Светлый Совет Средиземья и Межгалактическую Лигу.
И даже намерение трех крымских татар (Джемилева, Чубарова и Ислямова) перекрыть ведущие в Крым дороги и лишить украинских производителей продуктов питания одного из немногих пока еще доступных им внешних рынков сбыта вызывает только один вопрос: водители-дальнобойщики разгонят этих «блокировщиков» сами или им потребуется подкрепление в виде какого-нибудь «добровольческого батальона»? Который, разумеется, объявят российской диверсионной группой.
Показательно, что Ислямов в интервью, посвященном блокаде, призывает также прекратить поставки электроэнергии в Крым, а на вопрос, готов ли он к тому, что в этом случае весь север Украины, получающий электричество из России, останется без света, отвечает следующим образом: «Мы хотим, чтобы Украина никаких договоров с этой страной не подписывала и никаких перетоков не делала. Потому что это тоже определенная игра: нам объясняют, что если остановить поставки электроэнергии в Крым, то северная часть Украины останется без света. Но мы остались без Родины, у нас все забрали. Каким образом мы должны хотеть, чтобы у кого-то был свет дома, если мы готовы, что его не будет у нас?»
Отметим, что в отличие от Джемилева, которому въезд в Россию запрещен, Ислямов уехал из России добровольно. И какое право он имеет говорить от имени живущих в Крыму и тем более от имени жителей севера Украины – не очень понятно.
Это, кстати, тоже одна из причин снижения интереса к Украине: не всегда понятно, кого представляет тот или иной спикер, помимо себя самого. Неудивительно, что, по данным все того же ВЦИОМ, вторым и третьим по популярности вариантом ответа на вопрос о происходящем на Украине (после гражданской войны) являются «полная дестабилизация, развал страны» и «анархия, беззаконие, бандитизм». Граждане России уже вдоволь наелись и реального криминала, и нещадной эксплуатации этой темы в разнообразных «ментовских войнах» и «глухарях». Не так уж и много желающих внимательно смотреть реалити-шоу по экспресс-превращению восточноевропейской страны в североафриканскую.
Если даже в России интерес к Украине настолько упал, то что говорить о Западной Европе, где разворачивается свое реалити-шоу с беженцами, или США, где вовсю идет кампания по выбору кандидатов в кандидаты на президентский пост? Там и в лучшие времена количество «болельщиков» было сравнительно небольшим, а многие европейцы и американцы вообще узнали о том, что эта страна больше не часть России, только после смены Крымом своей юрисдикции.
На невнимание мировых СМИ недавно пожаловался даже премьер-министр Арсений Яценюк. «Очень много разного рода рекламы о разных странах, а Украины там нет. У нас был прекрасный ролик, который мы готовили к инвестиционной конференции в США. Меня в целом беспокоит освещение в мире Украины», – приводит его слова украинское издание «Корреспондент». Согласитесь, нестандартная жалоба для премьера большой страны, географически расположенной в Европе.
Европейским лидерам, похоже, удалось убедить Петра Порошенко, что возобновление войны они категорически не одобряют, и поэтому сделать то единственное, что способно привлечь к Украине внимание СМИ – начать наступление в Донбассе, он тоже не может. Впрочем, как показывает опыт локальных войн последних десятилетий, они также весьма недолго удерживают внимание зрителей в других странах, включая соседние. Украина перестает быть интересной миру и погружается в неизбежное после любой революции болото апатии – как внешней, так и внутренней.
Однако, судя по заявлениям киевских политиков, до них эта печальная истина пока не дошла. Они выступают с громкими заявлениями, обращаются к городу и миру, потешно угрожают Москве и призывают Вашингтон прийти и володеть ими.
Но, как неизбежно истекают обещанные Энди Уорхолом каждому человеку 15 минут славы, так прекращается и отпущенное каждой стране время, когда ее внутренние дела привлекают внимание всего мира. Для Украины этот период заканчивается.
По мнению большинства опрошенных ВЦИОМ граждан России, ситуация у соседей «становится все более напряженной, заметно ухудшается». Окончательного краха этой страны большая часть мирового сообщества может и не заметить.