Премьер-министр Венгрии Орбан находится как в Вашингтонском, так и в Брюссельском списке «плохих парней» из-за его независимых экономических инициатив и предложения России, а теперь и Китая, стать первой страной ЕС, которая присоединится к “Новому Шелковому пути”. На недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге Россия официально согласилась присоединиться к “Новому Шелковому пути” и планирует соединить китайский отрезок железной дороги с Евразийским экономическим союзом, состоящим из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и, с недавних пор, Киргизии.
Во время тура по ЕС с представителями Германии, Франции, Бельгии и Голландии в апреле 2014, Председатель КНР Си Цзиньпин и архитектор проекта “Новый Шелковый путь” призвали страны ЕС к сотрудничеству в разработке маршрута, связывающего евразийскую часть “Шелкового пути” со странами ЕС. Также в декабре 2014 года Ли Кэцян (Li Keqiang) принял участие в заседании лидеров Китая и стран Центральной и Восточной Европы в Сербии, где подчеркнул, что Европа должна сыграть свою роль в создании Экономического пояса, в то время как Китай может сыграть роль в завершении создания “Шелкового пути” не только в Венгрии, но и по всей Европе.
В официальном плане действий, изданном китайскими госорганами в марте 2015 года, указано, что “Шелковый путь” — это “новый Евразийский сухопутный коридор”, который “должен объединить Китай, Центральную Азию, Россию и Европу”. Это означает, что экономический пояс в понимании представителей Китая будет неполным без участия европейских стран, и что страны Центральной и Восточной Европы, в частности, имеют свою, особую роль.
Долгосрочная геополитическая стратегия
После поражения гитлеровского Третьего рейха во Второй мировой войне само слово «геополитика» стало табу, так как в глазах многих оно было связано с Хаусхофером (Haushofer) и его нацистским понятием «жизненного пространства» (Lebensraum). Геополитика, однако, это нечто гораздо большее, чем просто наука о политической интеграции, экономике и географии. В 1904 году в Лондоне основатель британской геополитики сэр Хэлфорд Маккиндер (Halford Mackinder) впервые представил свою концепцию этих отношений в обращении к Королевскому географическому обществу, названную “Географическая ось истории” (Более подробно о концепции Маккиндера и других геополитических концепциях XX-го века читайте в книге А. Анпилогова “Мир на пИке, мир в пикЕ). На сегодняшний день этот труд остаётся одним из самых ценных и полезных томов в моей библиотеке.
Это была блестящая попытка взглянуть на мир в целом, взяв во внимание то, что Маккиндер назвал “естественным средоточием власти”. Россия, в качестве крупнейшей в мире сухопутной державы с её огромными степями, обширной географией, громадным количеством природных ресурсов и волевым народом, была, по его мнению, огромной угрозой для будущего доминирования Британской империи. Он писал: “Нарушение баланса сил в пользу осевого государства (Россия), выражающееся в его экспансии на пограничные территории Евразии, позволяет использовать необъятные континентальные ресурсы для постройки флота (ВМФ). Благодаря этому скоро перед нашим взором явится мировая империя. Это может случиться, если Германия захочет присоединиться к России в качестве союзника”.
Дабы предотвратить сближение России и Германии, дипломатами Британской империи проводились различные политические аферы, такие как Русско-японская война 1905 года, а также тайное создание блокадного кольца вокруг Германского рейха совместно со странами Антанты Британией, Францией и Россией, что привело к инициации Лондоном Первой мировой войны против окруженной Германии, использовав её естественного союзника Россию для выполнения всей грязной работы (Более подробно об этих событиях читайте в книге У. Энгдаля “Столетие войны”). Примечательно, что Джордж Фридман (George Friedman), основатель разведывательно-аналитического центра “Стретфор”, а также, очевидно последователь Маккиндера, недавно заявил в своём выступлении в Чикагском совете по международным отношениям: “Исконные внешнеполитические интересы США на протяжении столетий, во время Первой, Второй мировых войн а также Холодной войны, всегда концентрировались на отношениях между Россией и Германией, потому что объединившись они являются единственной силой, представляющей жизненно важную угрозу для США”.
В контексте событий XXI века это описывает результаты непрофессионализма военных и неудачи политических и финансовых провокаций Вашингтона в отношении России и Китая, а также то, что “Азиатская ось” Обамы является не более, чем жалким подражанием Маккиндеру.
Геополитика, в истинном понимании этого слова, обязывает Россию и Китай реагировать на эти смертельно опасные провокации. Маккиндер довольно ясно писал в своём эссе 1904 года: “Конечно, Транссибирская магистраль по-прежнему остаётся единственной и далеко не безопасной линией связи, однако не закончится ещё это столетие, как вся Азия покроется сетью железных дорог. Пространства на территории Российской империи и Монголии (территории современных Монголии и Китая) столь велики, а их потенциал в отношении населения, зерна, хлопка, топлива и металлов столь высок, что здесь несомненно разовьётся свой, пусть несколько отдалённый, огромный экономический мир, недосягаемый для морской торговли”.
Он имел в виду недоступный для Королевского военно-морского флота Великобритании контроль над Мировым океаном. На самом деле, Британская тайная дипломатия и две мировые войны, а также почти пять десятилетий холодной войны с НАТО задержали естественное слияние экономических связей всей Евразии посредством строительства железнодорожных путей.
Идея геополитики Маккиндера сформировала англо-саксонский мир, пока британская финансовая политика не стала причиной его поражения в двух мировых войнах и причиной возникновения следующей мощной военной державы — Северной Америки.Маккиндер издал свою последнюю статью в 1943 году в журнале Foreign Affairs при Совете по международным отношениям в Нью-Йорке. Он сформировал идеологию военной стратегии США в послевоенный период, которую в своё время использовали Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский и даже компания Джорджа Фридмана “Стретфор”.
Тем не менее, верховное командование России и Китая тоже тщательно изучали Маккиндера. Об этом свидетельствует воссоздание Шёлкового пути, впервые в истории объединившего в единое целое обширные неразработанные ресурсы Евразии.
Вот что сейчас разворачивается на наших глазах. Вот что вызывает тревогу у Вашингтона, Лондона и Брюсселя.
“Ночной кошмар” Маккиндера становится реальностью
Присоединение Венгрии к “Шелковому пути” — это не спонтанная инициатива Китая, а процесс долгосрочного планирования и создания “центров экономического интереса” или точек выхода на рынки ЕС, который начался задолго до решения Обамы начать новую холодную войну в Украине для инициации санкций против России. Такое развитие событий ещё более важно для будущего ЕС в геополитическом плане. Китайские фирмы вложили более $5 млрд в развитие инфраструктуры, энергетической отрасли и машиностроения в странах Центральной и Восточной Европы. К тому же, китайские фирмы заключили контракт на строительство скоростной железной дороги, которая свяжет Венгрию и Сербию, и на постройку двух ядерных реакторов на румынской атомной электростанции. С 2013 по 2014 годы инвестиции Китая в Европу выросли вдвое до $18 млрд .
Уже в 2011 году бывший тогда премьер-министром КНР Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) совершил поездку в Венгрию, чтобы встретиться с Виктором Орбаном и подписать торговую сделку на несколько миллиардов долларов, указав на то, что Китай принял решение сделать Венгрию своим основным экономическим партнёром в Европейском Союзе. Орбан же был приглашен в Китай ещё в 2010 году и позволил китайским компаниям инвестировать в Венгрию. Одной из крупнейших китайских телекоммуникационных компаний является компания Huawei, которая построила завод по производству смартфонов в Венгрии, втором по величине рынке сбыта компании. Интересно также и то, что Китай, оказывается, является владельцем стратегического имущества в Греции, учитывая её нынешние отношения с ЕС. Пирей (Piraeus) — крупнейший судоходной порт в Греции, которым владеет и управляет китайская компания China Ocean Shipping Co. Этот порт использовался Китаем для выхода к Чёрному морю и на рынки Центральной Европы.
Учитывая, что Пекин и Москва знают, что они сталкиваются с одним и тем же, как выразился недавно Владимир Путин, “геополитическим оппонентом” — сверхдержавой США во время экономического спада, решение пригласить страну-члена ЕС Венгрию присоединиться к “Новому Шелковому пути” вместе с Россией и Евразийским экономическим союзом, является блестящей идеей для дальнейшего создания и развития многополярного мира, который заменит ставшую неактуальной диктатуру НАТО и Вашингтона. Перед испытывающим экономические затруднения Европейским союзом “накрывается банкетный стол с чудными китайскими блюдами”, “Иди на Восток, а не на Запад”, если перефразировать известную цитату американского публициста Хораса Грили (Horace Greeley), появившуюся в 1856 году в его редакторской колонке в конце Гражданской войны в США.
Эпоха Американского века, так торжественно провозглашённого Генри Люсом (Henry Luce) на передовице своего знаменитого журнала Life в 1941 году, скорее всего не дотянет до своего 75-летия в следующем году. Из Будапешта, а с недавних пор из Берлина, Парижа и Рима, хорошо видно, как триллионы долларов торгового потенциала для создания самой большой в мире инфраструктуры железных дорог Евразийского экономического союза утекают на восток. Это может послужить магнитом для спасения Европейского Союза от собственного высокомерия и глупых идей вроде создания негосударственного Европейского Центрального Банка. Венгрия осознала потенциал. Вероятно, пройдет не так уж много времени, прежде чем представители немецких промышленных кругов поведут Берлин в этом направлении, даже если он будет упираться руками и ногами. Мир просто устал от этих бесконечных и напрасных войн.
Автор Уильям Энгдаль