Такие призывы Сорос делает уже не в первый раз. Причем, что примечательно, взывает исключительно к Европе, а не к родному Вашингтону. Например, еще в октябре 2014 в статье «Проснись, Европа» он призвал Брюссель выделить 20 миллиардов долларов в помощь Украине. 28 января 2015 года писал уже о срочном транше от Европы в размере 15 миллиардов. Новым в его очередном послании можно назвать разве что попытку надавить на больную для Евросоюза тему мигрантов. Мол, если не поможете Киеву, к сотням тысяч африканцев добавятся миллионы украинцев.
На первый взгляд, Сорос тратит свои усилия впустую. Но недаром говорят, что вода камень точит. За прошедшие полтора года «незалежная» получила от Запада и от европейцев в частности не меньше десятка миллиардов долларов. Конечно, это не те суммы, которые могут спасти экономику Украины от кризиса, но явно больше, чем изначально готовы были тратить бережливые европейцы.
Главным источником средств для Украины является четырехлетний кредит МВФ в размере 17,5 млрд долл. Фонд выделяет деньги крайне неохотно и перед каждым траншем внимательно изучает, все ли требования, вроде повышения тарифов и пенсионного возраста, выполнило руководство Украины. Таким образом, с весны 2015 Киев получил уже 6,7 миллиарда.
Кроме того, была еще предыдущая кредитная программа Фонда, о которой все словно бы забыли. В 2014 году МВФ одобрил выделение кредита на два года в размере все тех же 17 миллиардов. Тогда Украина получила около 4,5 миллиарда, а затем программу аннулировали из-за невыполнения условий договора. По процентам, впрочем, украинцам все равно придется платить.
Еще три миллиарда на протяжении двух лет должен выделить Всемирный банк. Пока «незалежная» получила 750 миллионов долларов на «политику развития» и еще 500 миллионов — на поддержку финансового сектора. Финансовая помощь США Украине заключается в кредитных гарантиях на два миллиарда долларов.
Ну а дальше следуют расходы европейцев. Например, макрофинансовая помощь Евросоюза в размере 3,4 млрд евро. В настоящий момент Брюссель выделил уже 1,36 миллиардов из этой суммы. Европейский банк реконструкции и развития одобрил кредитную программу до 2020 года на 5 миллиардов евро (получено 1,2 млрд.), а Европейский инвестиционный банк должен выделить 3 миллиарда евро до 2016 года на конкретные проекты (выделено 750 млн.)
Кроме того, есть еще и помощь от европейских стран в рамках двусторонних отношений. Например, Германия выделила кредит в 500 миллионов евро для восстановления инфраструктуры на Востоке страны. Другие страны также предоставляют определенные суммы или в виде безвозмездной помощи, или в виде кредитов, или под конкретные проекты, как, например, обеспечение пограничных пунктов оборудованием для радиационного контроля или закупка медикаментов.
С одной стороны, не считая относительно небольших безвозмездных выплат, европейцы дают деньги в кредит и должны бы вернуть их с процентами. Но большой вопрос в том, способна ли Украина возвращать вложенные инвестиции. В августе министр финансов Украины Наталья Яресько сообщила, что Киеву удалось достигнуть договоренности с международными кредиторами Украины о списании 20% долга в 19 миллиардов долларов и отсрочить остальные платежи на 4 года.
Правда, как выяснилось позже, соглашение еще не заключено, и ряд кредиторов не согласен с предложенными условиями. Кроме того, условия списания весьма сомнительны. Так, если темпы роста ВВП Украины будут превышать 3%, кредиторы получат 15% стоимости от каждого процента роста, а если 4% - все 40%. Даже депутат от «Блока Петра Порошенко» Виктор Пинзеник заявил, что в случае быстрого роста ВВП, размер выплат в несколько раз превысит сумму списания.
С другой стороны, никто не гарантирует, что Украина действительно будет демонстрировать такой рост. А Наталья Яресько уже заявила, что при ухудшении экономической ситуации Украина может пойти на еще одну реструктуризацию. Так что известный спекулянт Сорос втягивает Европу в весьма сомнительную авантюру. Если по кредитам МВФ Киев будет платить в любом случае, то европейцы вполне могут остаться ни с чем.
— Политика США, которую выражает и Сорос, заключается в том, чтобы как можно больше переложить бремя ответственности за ситуацию на Украине на плечи европейских налогоплательщиков, — говорит директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — При этом Европа находится в гораздо более сложном финансовом положении, чем США. Она и так тянет на себе груз долгов Греции, Италии, Испании и Португалии. Брать на себя финансирование Украины в планы Европы, безусловно, не входило. Пытаясь переложить ответственность за Украину на Брюссель, Сорос подрывает европейское экономическое благополучие. Конечно же, из-за одной Украины Европа не окажется в кризисе. Но череда таких катаклизмов, которые будут переложены на европейское финансирование, в конечном итоге может вызвать серьезную нестабильность на европейских рынках.
В этом отношении Сорос играет в опасную финансовую игру. Он известный спекулянт, поэтому не исключено, что хочет обрушить европейские рынки и на этом сыграть. Это его бизнес — вызывать нестабильность и на ней наживаться. С одной стороны, это его личная выгода, с другой, он помогает администрации США. Если вдруг сейчас на Украине будет объявлен дефолт, ряд аналитиков и политиков скажут: «Европу же предупреждали, что нужно помогать Украине. Она не согласилась, значит, сама во всем виновата». А Соединенные Штаты как бы ни при чем.
«СП»: — Получается, у европейцев нет выбора, кроме как продолжать платить по украинским счетам?
— Совсем не платить они не могут, но делают это точечно и ограниченно. Европа зависит от транзита газа через Украину, и, так или иначе, Брюссель будет решать этот вопрос. Если обанкротится «Нафтогаз», Европа не получит необходимые объемы газа, и это станет огромной проблемой. Поэтому для решения таких отдельных проблем европейцы, конечно, будут раскошеливаться. Например, могут заплатить за часть украинского газа или дать кредит на его оплату, будут поддерживать финансовую систему Украины, чтобы она не обанкротилась. Какие-то вложения будут, но на то, чтобы поддерживать всю страну, Европа не подписывалась.
Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов считает, что Сорос хочет защитить свои инвестиции в Украину.
— Сорос продвигает эту идею очень настойчиво. Начиная с декабря прошлого года, он постоянно и методично проталкивает в разные солидные и не очень издания свои большие трудночитаемые статьи, в которых просит, умоляет и требует, чтобы Европа, МВФ, Всемирный банк, НАТО, кто угодно, обязательно вкладывали средства в украинскую экономику.
При этом, когда его самого спросили, готов ли он вложить миллиард долларов в экономику Украины, то ответил, что не готов. Хотя, казалось бы, для него миллиардом больше, миллиардом меньше… Вместе с тем, Сорос постоянно ведет диалоги с украинским руководством за закрытыми дверями и, по слухам, влияет на некоторые кадровые назначения в правительстве.
На самом деле, все, что он сейчас делает — это попытка хоть как-то защитить уже вложенные инвестиции, вернуть средства, которые он вложил в украинские майданы, революции и структуры. Сорос никогда не занимается благотворительностью, несмотря на наличие множества благотворительных фондов под его крышей. Он всегда делает это с прицелом на заработок. И сейчас он очень волнуется. Десятки миллионов долларов, которые он потратил на Украину, могут сгореть, если украинскую экономику и нынешний режим не спасти.
«СП»: — Удастся ли ему заставить европейцев платить за Киев?
— Евросоюз довольно прагматично к этому относится. Он старается ничего не платить, пока не заплатит МВФ. Все пытаются привязать свои кредиты и безвозвратную помощь к выплатам фонда. Как только МВФ дает порцию денег, гораздо меньшую порцию выдают европейские страны.
Но обратите внимание, что в своей последней большой статье Сорос несколько раз повторил главную мысль. Что Украина сейчас — это самое выгодное и нужное вложение для Европы. Он уже считает Украину собственностью Евросоюза, США и лично своей, и открытым текстом требует защитить вложения. На это он и давит — мол, раз вы, европейцы, такие прагматичные, защитите собственные инвестиции.
Директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко сомневается, что ЕС готов выделять Украине требуемые Соросом деньги.
— Деньги Украине действительно нужны, никто с этим не спорит. Но не понятно, почему же Сорос, гражданин США, обращается не к американскому правительству, а к европейцам. Такими заявлениями он обеспечивает себе пиар, хотя никакого отношения к Евросоюзу не имеет, как и полномочий диктовать, кого Брюссель должен финансировать. Я сомневаюсь, что Евросоюз сейчас будет заниматься Украиной. Это слишком тяжело и накладно. Да, недавно они увеличили финансирование, но, скорее всего, это все, что Европа может выделить Украине.
«СП»: — Но если Европа не раскошелится, Украине, по словам Сороса, грозит дефолт?
— По моему мнению, сотрудничество с Международным валютным фондом — это основная проблема экономики Украины. Если Украина прекратит сотрудничество с МВФ, экономика сразу начнет расти. Здесь достаточно собственных ресурсов. На руках у населения 95 миллиардов долларов, есть относительно богатые бизнес-структуры. Но им нужна стабильность. А пока власть ведет бесконечные геополитические игры с ЕС и США, понятно, что никаких инвестиций не будет, и любой бизнесмен предпочтет вкладывать деньги в офшоры вместо экономики Украины.
«СП»: — Чтобы избежать дефолта, Украина, по словам Яресько, может пойти на вторую реструктуризацию кредита. Так ли это?
— Яресько, как всегда, банально врет. Начнем с того, что и первой реструктуризации долга не было. Клуб кредиторов согласился только рассмотреть предложение Украины. Есть предварительная договоренность. Но Яресько выдала это за свершившийся факт. Но даже на сайте Министерства финансов написано, что сначала парламент должен принять закон о реструктуризации. Яресько, кстати, сейчас пугает Раду дефолтом, если они не проголосуют за этот проект.
После одобрения закона за реструктуризацию должен будет проголосовать клуб кредиторов. А он, как вы понимаете, вполне может этого не сделать. И только после согласования с кредиторами, в течение полугода можно провести реструктуризацию. Это чисто технологически довольно длительный процесс.
http://cont.ws/post/123301