6 августа стороны, наконец, пришли к соглашению, в соответствии с которым контракт от 2011 года разрывается, а Франция выплачивает России все средства, заплаченные ранее по контракту. Изначально говорилось, что сумма компенсации составит менее 1 миллиарда евро, однако в конце августа французская сторона, по утверждениям ряда СМИ, перечислила России сумму более 1 миллиарда евро. Позже общая сумма выплат Франции России была уточнена и составила 949 754 859 евро. Источник в военном ведомстве РФ сообщил, что эта сумма включает в себя не только авансовые платежи, но и сопутствующие расходы, которые связаны с подготовкой экипажей, установкой российского оборудования и т.д.
Стоит отметить, что Россия довольно легко отказалась от "Мистралей", при этом голоса противников приобретения Россией этих кораблей были слышны с 2011 года, когда Россия и заключила контракт с Францией. После же отказа нашего ВМФ от этих кораблей эксперты еще громче заговорили о ненужности этих вертолетоносцев для российского флота. Так, руководитель Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко заявил, что Россия ничего не теряет, отказавшись от французских кораблей, так как они изначально не вписывались в концепцию боевого применения отечественного ВМФ:
"Решение об их закупке было политически мотивированным, мы просто сделали широкий жест навстречу нашим французским партнерам. Кроме того, никто не просчитывал, во что обойдется российскому бюджету жизненный цикл "Мистралей" на протяжении как минимум 30 лет - а это поставка из Франции узлов, комплектующих, масел, смазок, ремонт и сервисное обслуживание - в итоге эти вертолетоносцы стали бы буквально "золотыми".
С Коротченко солидарен председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, который отметил, что контракт по "Мистралям" во многом политический:
"Когда мы начинали переговоры по ним в 2008 году, против нашей страны была развернута мощнейшая информационная война, и для того чтобы показать Европе, что мы не настроены с ней воевать, Россия пошла навстречу стране НАТО, которой является Франция и заказала у нее вертолетоносцы. Я, еще будучи депутатом Государственной думы, пытался достучаться до руководства страны с просьбой купить у Франции что-то более нужное для укрепления нашей обороноспособности. Но начальники, которые держались за свои места, выполняли все, что им диктовали вышестоящие руководители. Для военно-морского флота эти корабли не были нужны тогда, не нужны и сейчас".
В целом, основная часть российского военно-политического экспертного сообщества была весьма скептична по отношению к французским вертолетоносцам.
И сомневаться, действительно, было в чем. Кстати говоря, строить вертолетоносцы начинали еще в СССР, первый из них — "Москва" — был спущен на воду в 1965 году, второй — "Ленинград" — в 1966 году. Больше подобных кораблей Советский Союз, несмотря на всю мощь своего ВПК, не строил. Авианосцы, к примеру, строил: "Минск", "Новороссийск", "Адмирал Горшков", "Адмирал Кузнецов", "Варяг" — все они были построены в промежутке с начала 70-х до конца 80-х годов. При этом авианосцы для бюджета страны удовольствие гораздо более дорогое, нежели вертолетоносцы. Тем не менее, в СССР было построено только два таких корабля. Больше Москва желания их строить не имела, так после проведения испытаний этих кораблей перед советским генштабом в полный рост встал вопрос их практического применения, и по этому параметру вертолетоносцы, по всей видимости, не вызвали энтузиазма у советского военного и партийного руководства. При этом стоит отметить, что СССР тогда весьма активно поддерживал просоветские режимы во всем мире, в том числе Вьетнам, Корею, страны Африки, Латинской Америки, Кубу и так далее, поставляя им всем оружие. И конечно же, военно-морская мощь в этом деле была одной из основных составляющих успеха. Но даже в этих условиях СССР не нашел вертолетоносцам достойного применения. Почему? Наверное, потому что в качестве ударной единицы вертолетоносец рассматривать вряд ли имеет какой-то смысл. Нападать вертолетами не то что на авианесущую группу, но и даже на отдельно взятый корабль — бесперспективно. Любой более-менее крупный корабль оснащен системой ПРО, которая с легкостью расправится с вертолетами. Вертолеты имеет смысл применять против небольших целей, которые весьма слабо вооружены, таких как браконьеры, пираты, мелкие нарушители границы и т.д. Но дело в том, что здесь много вертолетов не нужно, достаточно одного-двух. Чтобы догнать браконьера, достаточно одного вертолета или, как альтернатива, парочки быстроходных катеров со спецназом на борту.
Фактически, единственная задача, которую может эффективно решать вертолетоносец, в том числе "Мистраль", это высадка десанта на берег. Вертолетоносец — это десантный корабль, который может достаточно быстро сбросить немаленький десант дюжиной вертолетов одновременно. Только вот высаживать десант можно не только вертолетами, а также десантными катерами и т.д., к тому же это гораздо дешевле и эффективнее. Тем не менее, у вертолетов есть одно преимущество: десант, в отличие от катеров и шлюпок, можно высадить не только на берег, но и вглубь территории противника, чтобы десантникам не было нужды совершать долгий и выматывающий марш-бросок до точки назначения. Таким образом, вертолетоносец нужен не для общевойсковых операций, как авианосцы, а для операций специального назначения, когда нужно быстро и внезапно ударить в тыл противника, а потом благополучно вернуться обратно. То есть вертолетоносцы имеет смысл применять исключительно в контртеррористических операциях, когда есть необходимость уничтожить базу боевиков. Но при этом база террористов должна располагаться не слишком далеко от побережья. А где Россия сейчас проводит контртеррористические операции? На Северном Кавказе. Однако там подобная тактика не очень применима. Еще один потенциальный регион приложения сил российского спецназа — Средняя Азия, однако пространства её столь огромны и удалены от побережья, что вертолетоносцы не пригодятся и здесь. При этом сам "Мистраль" — корабль весьма крупный и нужно весьма постараться, чтобы скрыть его подход. Таким образом, вертолетоносцы нужны для выполнения разовых спецопераций и явно не в российских современных условиях. Где-нибудь в Юго-Восточной Азии они, вероятно, нашли бы своё применение. Операции же по принципу "прилетел-выполнил-улетел" Россия сейчас не проводит, да и в регионе Юго-Восточной Азии врагов у неё просто нет.
Не случайно, что Франция практически целый год искала потенциальных покупателей "Мистралей" на случай, если контракт с Россией сорвется. Очереди желающих купить эти корабли не было, однако определенный интерес к ним всё-таки проявляли, при этом продать вертолетоносцы Франция может только той стране, которая будет одобрена Россией. Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая журналистам на вопрос о том, обсуждают ли Россия и Франция потенциальных покупателей вертолетоносцев заявил:
"Насколько я понимаю, нигде не озвучивалась какая-то третья сторона, соответственно, нет предметного разговора. Но мы исходим из того, как нами уже подчеркивалось, что интересы России будут приниматься во внимание".
Тем не менее, после разрыва контакта между Францией и Россией в списке потенциальных покупателей значилось 4 страны: Саудовская Аравия, Египет, Канада и Сингапур, также проявляла интерес Индия. При этом французский президент Франсуа Олланд в начале августа заявлял, что от желающих приобрести "Мистрали" "нет отбоя". Так, газета "Le Monde" писала:
"Египет и Саудовская Аравия готовы на все, чтобы купить оба "Мистраля". Король Саудовской Аравии Салман хочет создать достойный флот в Египте, который смог бы олицетворять собой региональную силу в Красном и Средиземном морях".
Помимо данных стран французские эксперты называли также Бразилию, однако эта южноамериканская страна свой интерес к вертолетоносцам особо не проявляла. В дальнейшем, как оказалось, не заинтересованными в "Мистралях" оказались и канадцы, которые опровергли информацию в СМИ о своем желании приобрести вертолетоносцы. По словам представителя канадского военного ведомства Эшли Лемира, "вооруженные силы Канады не нацелены на приобретение этих кораблей в настоящее время". СМИ сообщали также об интересе Малайзии к приобретению кораблей. Сообщалось о переговорах премьер-министра этой страны Наджиба Разака с министром обороны Франции Жан-Ивом Ле Дрианом, проходивших в первых числах сентября. При этом, по сообщениям различных изданий, власти Малайзии уже порядка десяти лет ищут возможность для приобретения кораблей подобного класса.
Тем не менее, ситуация, похоже, близка к разрешению. Покупателем одного "Мистраля" станет, скорее всего, Египет. При этом еще в начале августа Каир отрицал свой интерес к приобретению этих кораблей, однако в конце месяца вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин признал факт переговоров о приобретении Египтом вертолетоносцев, но содержание диалога он раскрывать не стал, назвав это "коммерческой тайной". Вполне возможно также, что покупателем второго станет Индия, ВМФ которой вполне подойдут "Мистрали" для усиления своей роли в островной Юго-Восточной Азии. В любом случае, пару дней назад прошла новость о том, что Россия одобрила продажу "Мистралей" с российским оборудованием Египту и Индии. Египет, скорее всего, приобретет только один вертолетоносец; сделка должна состояться или при непосредственной финансовой поддержке Москвы, которая выделит Каиру финансовый кредит, или при непосредственном участии Саудовской Аравии, которая заинтересована в укреплении египетского флота в свете непростых взаимоотношений саудитов с Йеменом и Ираном. Россия готова дать Египту кредит не только на сам вертолетоносец, но и на приобретение к нему ударных вертолетов Ка-52. Безусловно, что если Россия и Египет достигнут такого соглашения, то для нас это будет крайне выгодный вариант — как с финансовой, так и с политической точки зрения, так как отношения России и Египта достаточно теплые и продолжают улучшаться. К тому же, эта арабская страна и так является одним из основных импортеров российского вооружения. Со вторым вертолетоносцем ситуация сложнее. Есть слухи о том, что продать его могут Объединенным арабским Эмиратам, у которого серьезные споры с Ираном относительно близлежащих островов. Однако более вероятна в качестве покупателя всё же Индия, так как Россия заинтересована в усилении её военно-морской мощи в Индийском море.
В любом случае, вопрос с вертолетоносцами пока окончательно не решен, однако, скорее всего, мы увидим разрешение ситуации до конца этого года, так как и Россия, и Франция желают как можно скорее избавиться от этой головной боли. Россия при этом находится в более выгодном положении, так как именно она решает, куда уплывут "Мистрали". И можно быть уверенными в том, что в недружественные нам руки они не попадут.