А.Меркель и Ф.Олланд посредничали заключению соглашений Минск-2 без участия американского президента в связи с тем, что администрация Б.Обамы способствовала приходу к власти на Украине в результате государственного переворота в феврале 2014 г. антироссийского режима, что вызвало раскол страны и привело к объявлению независимости двумя украинскими регионами: Крым, где 75% населения голосовало за свергнутого США, законно избранного президента В.Януковича и Донбасс (включая Донецкую и Луганскую области), где 90% голосовало за бывшего главу государства. Креатурой заместителя госсекретаря США по европейским вопросам В.Нуланд стал А.Яценюк, который спустя 18 дней после «классического государственного переворота» (как его окрестил глава теневой разведывательной корпорации Stratfor Д.Фридман) был назначен новым премьер-министром.
Затем 25 мая 2014 г. на подконтрольных новому киевскому режиму территориях прошли президентские выборы, в результате которых главой государства был избран П.Порошенко. Незадолго до выборов в феврале 2014 г. П.Порошенко информировал западных следователей о том, что следствием свержения Януковича был государственный переворот, а не революция (что соответствует заявлению Д.Фридмана). В мае П.Порошенко сам стал новым президентом Украины и, чтобы обезопасить себя от подобного свержения, инициировал в Верховный и Конституционный суды запрос об официальном признании незаконности отстранения Янукович от власти (дело находится на стадии рассмотрения).
Текущие разногласия между западными лидерами вызваны положением соглашений Минск-2 о предоставлении Донбассу более широкой автономии в рамках новой украинской политической системы, где население региона будет самостоятельно выбирать региональную власть вместо ее назначения Киевом. Все это, по замыслу минских соглашений, должно способствовать возвращению Донбасса в состав Украины, что позволит официально завершить войну.
29 августа появилась информация о том, что проект украинской конституции не предусматривает для Донбасса специального статуса.
Информационные агентства цитировали заявление П.Порошенко, который — применительно к новой конституции — отказался предоставлять региону специальный статус. По словам главы украинского государства, внесенные им поправки устранили этот пункт из проекта для «недопущения парада суверенитетов».
Тогда же А.Меркель и Ф.Олланд, по итогам телефонных переговоров, проинформировали В.Путина о своей приверженности минским договоренностям и необходимости их всестороннего выполнения. Российский лидер не хочет присоединения Донбасса к России, но он также не заинтересован в развитии проводимой украинскими вооруженными силами войне против этого региона, в первую очередь — по причине миллионного потока беженцев в Россию. Поэтому В.Путину необходимо было понимать, стоят ли европейские лидеры за заявлениями П.Порошенко, отражая тем самым американское видение ситуации.
Внутренние разногласия в самой американской администрации по поводу силового подхода П.Порошенко к решению проблемы, о чем свидетельствуют его неоднократные заявления о необходимости военного возврата Крыма и Донбасса, несмотря на минские договоренности, обострили и разногласия между западными лидерами на международной арене. Госсекретарь США Дж.Керри не поддерживал такие воинственные заявления П.Порошенко («Мы бы настоятельно посоветовали президенту Украины дважды подумать перед тем, как осуществлять заявленные действия»). Вместе с тем его номинальная подчиненная, замгоссекретаря по европейским делам В.Нуланд, пользующаяся поддержкой президента Б.Обамы по украинскому вопросу, тремя днями позже фактически дезавуировала заявления своего шефа («Мы подтверждаем свою глубокую приверженность единству Украины, включая Крым и другие регионы»).
Сегодня можно только догадываться относительно причин, повлекших изменение позиции П.Порошенко в отношении 11 пункта соглашений Минск-2 о «специальном административном статусе». Согласно договоренностям, киевским властям необходимо «провести конституционную реформу с принятием к концу 2015 г. новой конституции, ядром которой должна стать децентрализация и постоянное законодательное закрепление специального статуса Донецкой и Луганской областей».
В нынешних реалиях П.Порошенко отказывается предоставлять Донбассу «специальный административный статус».
По мнению главы украинского государства, единственным способом разрешения ситуации является ее военное решение. 30 апреля он заявил о том, что «война закончится только тогда, когда Украина вернет Донбасс и Крым». 11 мая он обещал освободить донецкий аэропорт, «так как это — наша земля».
Подтверждением серьезности намерений главы Украины является обострение ситуации: на востоке страны участились обстрелы жилых кварталов Донецка запрещенной минскими договоренностями тяжелой артиллерией. Вот, почему сразу после заявления П.Порошенко о нежелании выполнять положения соглашений Минск-2 российский лидер В.Путин связался с Ф.Олландом и А.Меркель для "сверки часов" и выяснения приверженности ранее достигнутым договоренностям.
Результатом такой политики стал раскол между США и Европой по Украине. По всей видимости, европейские лидеры спустя полтора года американской политики на украинском направлении, которая характеризуется крылатой фразой В.Нуланд, озвученной ей в ходе инструктажа американского посла на Украине по выбору сменщика главы правительства, где «посредническая роль Европы была послана на три буквы», начинают осознавать ее бесперспективность и вредоносность.