История одного памятника
Есть в Свердловской области небольшой городок на 25 тыс. жителей — Невьянск, город-завод. Судьба его мало чем отличается от судьбы аналогичных моногородов по всей России — основание, расцвет, стабильная работа, перестройка, угасание. В 79-м году советские рабочие машиностроительного завода на свои средства и своими силами воздвигли в городе памятник — «Павшим за советскую Родину». Хороший памятник, душевный. Но прошло время, завод как мог перестроился на рыночный лад, ужался до скромного размера и про памятник забыли. Эпизодический косметический ремонт не мог побороть силу времени — памятник медленно, но неотвратимо погибал.
В Москве гремели парады, урчали на Красной площади установки «Тополь-М», ревели в небе стратегические бомбардировщики, а по телевизору показывали хорошие патриотические фильмы. А памятник павшим в глубинке осыпался, расползался и готов был в любой момент пасть сам, как некогда пали герои, подвиг которых он призван увековечить.
И никто не знал, что с этим поделать. Городу монумент не принадлежал, а заводу было уже давно не до него. На него смотрели как на седого, увешенного орденами ветерана — уважительно, но без надежды.
И вдруг незадолго до очередного празднования Дня Победы один неравнодушный человек решил плюнуть на условности и памятник этот спасти. За свой счёт и своими средствами. Как некогда рабочие машиностроительного завода. Зовут этого человека Максим, он трудяга, основатель и руководитель фирмы, оказывающей ритуальные услуги и изготавливающей памятники.
Коллектив идею шефа поддержал, началась работа. Времени было в обрез, до Дня Победы оставалось совсем немного, а сделать предстояло достаточно. Как это обычно бывает, по ходу работы планы изменились в сторону увеличения трудоёмкости. Сначала хотели использовать мрамор, а потом решили, что если уж делать, так делать, и взяли гранит. Но гранит гораздо крепче, и очень скоро возникла неожиданная проблема — в Невьянске закончились свёрла. Пришлось ехать за ними в соседний Тагил — всего в ходе работы было израсходовано 150 свёрл.
День Победы приближался, ребята работали с раннего утра до позднего вечера по 12 человек одновременно. Никто не заставлял, никто не погонял и не стращал наказанием, просто все понимали, что это их собственная маленькая война. Отступать было некуда — позади родной Невьянск, собственная совесть и память о героях, которые смогли выстоять в куда более сложном испытании.
Ровно в 00-30 с 8 на 9 мая работа была полностью завершена. Время, равнодушие и чиновничья волокита подписали акт о безоговорочной капитуляции перед упорством наших парней.
Так возродилась одна ниточка в связи поколений — от энтузиастов нашего времени через рабочих советского завода до героев войны и дальше — в такую глубину, которую даже страшно представить. Мы все — бусины на этой нитке, порвётся — и мы рассыплемся, закатимся каждый по своим углам и там бестолково истлеем.
RuNet