Немногим ранее в Киев прилетал постоянный член Совета Безопасности РФ Борис Грызлов, назначенный российским президентом новым полномочным представителем России в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию конфликта на Донбассе. И это назначение, и последующий визит Грызлова в украинскую столицу стали полной неожиданностью для местных политических и околополитических кругов. Однако куда большим сюрпризом явилось осознание того, что главной целью этой командировки была встреча Грызлова и Порошенко, а не Грызлова и Кучмы (полномочного представителя Украины в ТКГ).
Учитывая, что контактная группа провела первое с начала нового года заседание в Минске 13 января, Борису Грызлову было совершенно не обязательно двумя днями раньше лететь в Киев, тем более что Украина ввела против него персональные санкции. Однако в ответ на бурное недоумение украинских СМИ из МИД Украины пришло исчерпывающее объяснение: «Необходимость имплементации минских договоренностей, проведение соответствующих консультаций и встреч по подготовке заседания трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске, а также статус Грызлова как представителя РФ в ТКГ, обеспеченный международным правом, в том числе конвенциями ООН, создает политическое и правовое основание для визита российского представителя в Украину».
Поэтому, дескать, пришлось закрыть глаза и на санкции, и на прекращение авиасообщения с Россией.
Пресса должна была поверить, что все это делалось для встречи полпреда РФ со своим украинским коллегой по трехсторонней контактной группе. С Кучмой.
Поверили не все. Несмотря на то, что Порошенко в день визита Грызлова демонстративно ухал из столицы в Тернополь – вручать ключи от квартир «героям АТО» и открывать сельскую школу, очень скоро выяснилось, что российский гость встречался не только с бывшим президентом Украины, но и с президентом действующим. Одновременно выяснилось и то, что встречу эту президентская администрация и сам президент пытались скрыть от СМИ, поначалу закамуфлировав ее отъездом из Киева, а затем отрицанием формата «с глазу на глаз». Хотя влиятельный украинский еженедельник «Зеркало Недели» настаивает именно на этом, указав даже продолжительность беседы Грызлова с Порошенко – 50 минут.
Очевидно, что Борис Грызлов привез украинскому президенту некие важные новости из Москвы касательно урегулирования конфликта на Донбассе в формате минских договоренностей. Очевидно также и то, что Порошенко не был заинтересован в том, чтобы эти новости стали достоянием общественности раньше положенного времени, во всяком случае, президент Украины и по сей день держит в тайне содержание беседы с Грызловым, а 14 января на пресс-конференции сказал лишь, что «готов встречаться с кем угодно, для того, чтобы вернуть домой украинских героев – Савченко, Сенцова, вернуть украинских заложников, которые находятся как на оккупированной территории, так и на территории Российской Федерации, обеспечить режим полной тишины для того, чтобы остановить обстрелы украинских позиций». То есть, по сути, ничего не сказал.
На этой же пресс-конференции Порошенко сделал заявление, что «никакого Минска-3 не существует», а весь вопрос – в необходимости четкого определения дат выполнения уже существующих минских соглашений. «Ключевым элементом для нас, как элементом безопасности есть возвращение контроля над неконтролируемым участком государственной границы…» – сказал украинский президент, поставив тем самым вопрос границы на первое место.
Между тем в самом тексте минских соглашений вопрос границы определен чётко и недвусмысленно: возвращение полного контроля над участком границы зоны вооруженного конфликта начинается в первый день после местных выборов и завершается после вступления в силу новой украинской конституции, предусматривающей ключевым элементом децентрализацию, особенности которой согласованы с «отдельными районами Донецкой и Луганской областей» (ДНР и ЛНР) и принятия постоянного законодательства об особом статусе этих районов.
То есть сначала конституция, потом граница. Никак не наоборот. Украинская же сторона говорит о календаре, в котором сначала граница, потом новая конституция.
Именно это и стало камнем преткновения, заведя в 2015 году минские соглашения в полный тупик. Как результат – перспектива обострения вооруженного конфликта на Донбассе с началом 2016 года. Украинская сторона практически открыто к этому готовилась, стягивая к линии разграничения военную технику, методически прощупывая оборону ДНР и ЛНР по всему фронту, передвигая блокпосты и занимая населенные пункты в буферной зоне. С середины октября жители республик практически ежедневно засыпали под грохот канонады. А те, кому выпало судьбой жить в «горячих точках», постоянно обстреливаемых ВСУ и батальонами городских районах и поселках, снова переехали в подвалы.
На житейском уровне казалось – новый виток войны неизбежен.
Бряцание оружием и по сей день не прекратилось, но произошли события, которые ясно дали понять, что судьбу войны и мира на Украине решает не Киев.
Первое.«Нормандская четверка» на уровне глав МИД, а затем и глав государств-участников продлила действие минских соглашений («Минска-2») на 2016 год. «В угоду Кремлю», – прокомментировали это событие ведущие украинские СМИ.
Второе. 26 декабря, под занавес минувшего года, в Москве полпредом РФ в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе был назначен Борис Грызлов. Он заявил, что сделает «всё необходимое для ведения переговоров в условиях затянувшегося внутреннего конфликта на Украине».
Помощник президента РФ Владислав Сурков прокомментировал событие так: «Назначение моего, можно сказать, старого товарища Бориса Грызлова на должность полпреда РФ в контактной группе по урегулированию конфликта на Украине говорит о том, что Россия и президент России придают большое значение этой проблеме и тем самым значительно повышается статус нашего присутствия в этом процессе. Это говорит прежде всего о серьезности намерений и о решимости в следующем году так или иначе этот вопрос решить». Сказал он это, находясь в Абхазии.
Владислав Сурков ничего не делает и не говорит случайно. Не случайно произнес и слова о «старом товарище», о «конфликте на Украине», о «решимости в этом году так или иначе этот вопрос решить». Абхазия тоже не случайна.
Третье. Борис Грызлов прилетел в Киев с посланием для Порошенко от Москвы. Прилетел, что называется, с демонстрацией флага, на самолете, украшенном российским триколором. Украинские СМИ по этому поводу писали, что в президентской администрации после приземления борта в «Борисполе» случился форменный переполох: там ожидали, что Грызлов прибудет, не привлекая внимания, без опознавательных знаков, в лучших традициях конспирологических романов.
Четвертое. Трехсторонняя контактная группа 13 января провела заседание в Минске, подтвердив тем самым продление действия минских соглашений на 2016 год. Первыми итогами нового «минского года» стали договорённости об очередном прекращении огня и обмене пленными по формуле «25 на 36».
Пятое. «Мозговой штурм», предпринятый Сурковым и Нуланд, окончательно доказал, что «украинский вопрос», по сути, решается двумя державами – РФ и США. Впервые кураторы этого вопроса не только предстали перед публикой вместе, но и несколько часов вырабатывали план, который, очевидно, и ляжет на стол «нормандской четвёрки».
О деталях этого плана сейчас можно только догадываться.
Однако в Киеве среди представителей так называемой партии войны заподозрили неладное.
На конец января в украинском парламенте запланировано голосование за внесение изменений в конституцию, закрепляющих особый статус «отдельных регионов Донецкой и Луганской областей». В связи с этим в украинской прессе одновременно присутствуют две цифры – 300 и 290. Первая цифра обозначает количество голосов, которое необходимо для внесения изменений в конституцию, вторая – количество депутатов, готовых на сегодняшний день проголосовать «за». Разрыв в 10 якобы отсутствующих голосов не внушает «партии войны» никакого оптимизма, что не мешает делать заявления о невозможности их найти за оставшееся до голосования время.
Однако больше всего «партию войны» тревожит то, что у президента Порошенко не существует никакого «плана Б» на случай провала голосования и этот план даже не обсуждается.
Сие может означать, что провал голосования не входит в планы Запада относительно Украины. Вообще не входит. А это, в свою очередь, означает, что мятежным территориям Донбасса будет предоставлен особый статус по формуле "сначала конституция, потом граница".
Формула эта крайне нежелательна для «партии войны», которая хочет видеть процесс только так: отказ Донбассу в особом статусе через проваленные конституционные изменения и сооружение некоего «Минска-3», но уже исключительно на условиях Украины.
Однако Порошенко на пресс-конференции 14 января безапелляционно заявил, что «Минска-3» не существует, а украинской стороне достаточно только того, чтобы были передернуты карты и вопрос границы стал первым.
Пока, однако, процесс развивается в том направлении, что сначала конституция, а потом граница. Плюс компромиссы, которые искали помощник президента РФ Сурков и заместитель госсекретаря США Нуланд. Найдены эти компромиссы или нет, покажут события ближайшего времени.
На Украине между тем не остался незамеченным тот факт, что Украина стремительно теряет суверенитет в части верховенства государственной власти во внутренних делах. «Недвусмысленно вопрос Украины просто решают без Украины. Нарочито. Не таясь, реально занимаются нашими проблемами, не надеясь, что мы сами можем их решить», – сокрушался украинский политолог Михаил Павлив на пресс-конференции в Киеве.
Показательно, что посольство США на Украине сообщило: американские должностные лица проинформировали украинских должностных лиц о переговорах заместителя госсекретаря США с помощником президента РФ через день после того, как эти переговоры состоялись.
В Донецке встречу Владислава Суркова с Викторией Нуланд прокомментировали сдержанно, без вопросов на тему «почему нас не позвали?».
«Я не раз говорил о том, что Киев – не самостоятельный участник процесса урегулирования, – подчеркнул глава ДНР Александр Захарченко. – По каждому пункту Порошенко должен покидать переговорную комнату и звонить кураторам в Вашингтон. Но если это так, то лучше договариваться напрямую с теми, кто извне управляет политикой на Украине. В этом смысле мне кажется, что двусторонний российско-американский формат может оказаться эффективным подспорьем для "нормандского формата"».