Солонников: Европа не будет содержать беженцев лишь за то, что они украинцы
Ряд немецких СМИ обнародовали информацию о выдворении тысяч украинских беженцев с территории страны. Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с политологом о том, можно ли считать такую строгую меру первыми шагами Меркель на пути ужесточения миграционной политики, и что теперь делать украинцам.
На Украине безопасно
Сообщается, что около семи тысяч жителей Украины, испугавшись действий на юго-востоке, подали прошение о предоставлении убежища в Германии. Но за последние недели многие стали получать извещения об отказе. Взрывоопасная ситуация с мигрантами, установившаяся в Кельне и других городах, не оставляет властям выбора: все больше сторонников, в том числе и в правительственных кругах, выступают за то, чтобы признать Украину «безопасной страной происхождения»
Те украинцы, что подали заявление на признание статуса беженца, получали социальную помощь от государства. Если бы их признали беженцами, то они могли получить разрешение на работу, а в самом плохом случае — социальные пособия. Но даже ожидая решения властей, украинцы не жаловались: они, как правило, проживали в специальном поселении, им оказывалась поддержка в вопросах питания и медицины. Вопросы с рассмотрением их заявлений как-то «заморозились»: летом и осенью хватало своих проблем, связанных с мигрантами с Ближнего Востока. Внимание властей переключилось на них.
Сейчас же положительное решение по украинским беженцам принимается в среднем только в 5% случаев. Как известно, статус беженца в Германии регулируется законом «О предоставлении убежища». И одним из главных требований, прописанных в этом законе, является пункт «военные действия в стране проживания». Получается, что немецкие власти, почтив, наконец, просителей своим вниманием, официально готовы не признать, что на Украине идут боевые действия.
Конец украинской мечты
Как отмечает в беседе с корреспондентом ФАН политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, ситуация на Украине и ситуация в Сирии и Ливии разительно отличаются. Да, существуют непризнанные республики, там идут боевые действия, но это не означает, что по всей территории страны идут военные действия, и оттуда надо бежать, сломя голову, чувствуя угрозу для собственной жизни.
«Мигранты с Украины — это чисто экономические мигранты. Они приехали в Германию в поисках лучшей жизни, и никто никогда на Украине не скрывал: идея объединения с Европой состоит для украинцев в возможности получать европейские субсидии, европейскую социальную помощь и материальные выплаты, которые, как думается украинцам, раздаются здесь на халяву всем желающим. Потому масса украинцев хлынула в разные страны Европы, прежде всего, в Польшу и Германию. Вся политика Украины в отношении Европы строилась именно на такой возможности», — комментирует эксперт.
Понятно, что причины для прошения статуса беженца каждый украинец мог искать свои: кто-то жаловался на повестку из армии, кто-то показывал фотографии разрушенных домов.
«Но важно понимать, что в 2013-м году, когда только начались разговоры об ассоциации ЕС с Украиной, никаких военных действий там не было. Все украинцы, которые за эту ассоциацию голосовали, видели возможности для перемещения по Европе и получения социальных пакетов помощи у богатых государств. Это сладкое слово «халява» держалось в их подсознании. Они видели поэтапно реализацию той самой мечты: объединиться с Европой и получить сладкие пряники», — говорит он.
Домой, пора домой
И сейчас мы видим чисто технический момент, который вовсе не говорит о том, что Ангела Меркель решила начать закручивать гайки в миграционной политике именно с украинцев. Ведь озлобление в Германии никак не направлено на украинцев, которые не ходят по немецким городам и не бросаются там на местных женщин.
«Они не агрессивны, готовы тихо сидеть по домам и получать небольшую помощь, и от этого быть счастливыми. Они не приехали туда устраивать халифат и править в Европе по законам шариата. Они согласны со всеми немецкими законами. Потому отсылка их домой — чисто бюрократическая процедура. Такие же шаги будут приниматься во всех остальных странах: уже и Польша заявила о миллионе беженцев из Украины, с ними тоже что-то будут делать. Никто не будет содержать их просто за то, что они украинцы», — добавляет Солонников.
Вот и придется украинцам, помыкавшись по странам Европы, где их не ждут, возвратиться на родину и строить там счастливую жизнь. И ведь обвинить тоже некого: сами же голосовали за нынешнюю власть и кричали лозунги на Майдане.
Дмитрий Пятов