Для того, чтобы этот мрачный сценарий стал реальностью, китайская экономика должна, считает лондонский Guardian, очень жестко приземлиться. Еще одно обязательное условие – для кризиса должна созреть и мировая экономика. Понадобится еще, конечно, и механизм передачи проблемы от восточной Азии к глобальной экономике.
Экономисты уже придумали объяснение первым трем неделям года. Они считают, что события, произошедшие на финансовых площадках в январе, говорят о приближение кризиса наподобие того, что был в 2008 году. Пока это только предположение. Но если условия для рецессии окажутся подходящими, она разлетится по всей планете, как пандемия.
Конечно, сейчас экономическая интеграция намного глубже, чем полвека назад, когда национальные экономики более-менее надежно защищались жестким контролем над движением капиталов и торговыми барьерами. Сегодня перемены в политической философии и технологии означают, что количество препятствий на пути свободного перемещения товаров резко уменьшилось, а на пути перемещения капиталов их уже практически не осталось.
Поэтому, когда у одной страны начинаются неприятности, всегда существует риск распространения «инфекции». Достаточно вспомнить 1997 год, когда обвал бата вызвал эффект домино во всей Юго-Восточной Азии.
Это рассуждение верно и для очень больших экономик, когда кажется что происходят мелкие неприятности. Председатель ФРС Бен Бернанке был уверен в 2006 году, что проблемы с низкокачественными ипотечными кредитами не станут угрозой для американской, не говоря уже о мировой экономики. Сейчас все мы знаем, как сильно он ошибался.
Как будет протекать новый кризис? По мнению главного экономиста IHS Наримана Бехравеша, Пекин может перестать поддерживать юань. В результате произойдет девальвация на 15-20%, которая удешевит китайский экспорт и сделает экспорт всех других стран дороже.
Это будет первый залп в полномасштабной валютной войне. Другие страны ответят адекватно, а США наложат торговые санкции на китайские товары. Дефляционное давление усилится после того, как азиатские страны выбросят избытки своего производства на мировые рынки.
Многие развивающиеся страны имеют многомиллиардные долги в долларах. Долг одного Китая в пересчете на доллары составляет 1 триллион. Если юань и валюты других развивающихся стран будут девальвированы, то цена этих долларовых долгов вырастет и еще сильнее надавит на экономики.
Заместитель директора МВФ Чжу Минь рассказал в Давосе, что произойдет дальше. Все инвесторы одновременно бросятся к выходу, после чего ликвидность мировой экономики резко сократится. Вот и все, мировой кризис громко стучится в дверь.