В спорах о целесообразности выдачи таких документов забывают главное: паспорт – это важнейший атрибут независимого государства, а не того странного территориального образования, которое в Минских соглашениях именуется «отдельными районами Донецкой и Луганской областей». В случае, если ДНР и ЛНР юридически остаются в составе Украины, нет никакой необходимости в паспортах нового образца.
Сам Александр Захарченко объясняет, что это вынужденная мера. По его словам, Украина намерена лишить жителей республики каких-либо документов. Речь идет о выдаче новых внутренних паспортов, которая стартовала в Украине 11 января. Получить документ нового образца можно будет в обмен на бумажный паспорт. Жители самопровозглашенных республик, разумеется, сделать этого не смогут. С другой стороны, процесс выдачи так называемых ID-карт в Украине только стартовал, да и избавляться от своих бумажных документов граждан никто не заставляет. Речь идет обо «всех желающих». Это означает, что старые украинские паспорта не утратят свою законность еще много лет.
Есть и еще один важный момент: достигшие 16-летнего возраста граждане ДНР остаются вообще без паспортов (как и те, кто утеряли украинские документы и теперь не могут их восстановить). Таких людей явно немало. Однако сейчас им выдают определенные справки, удостоверяющие личность. Неудобно, но жить можно.
Проблемы житейского характера, таким образом, как-то неубедительно обосновывают необходимость выдачи паспортов ДНР.
Новость о выборах вызвала меньше шума в информационной среде. Это вполне закономерно: все понимают, что выборы в самопровозглашенных республиках рано или поздно пройдут. Вопрос лишь в том, по каким законам. Здесь и находится главный камень преткновения. Ведь, согласно Минскому соглашению, проходить они должны в соответствии с украинским законодательством, а значит – с участием украинских партий. Захарченко заявил, что прийти к консенсусу в этом вопросе не удалось:
"Мы выполняем Минские договоренности, и если мы определились, что выборы пройдут в этом году, они пройдут. Хочет этого Украина или нет, мы выполняем соглашения, и согласно этим соглашениям мы должны провести эти выборы и мы их проведем, согласно нашим законам на нашей земле".
Украинские политики и сами должны быть не в восторге от перспективы участия в таких выборах. Во-первых, угроза их безопасности вполне реальна. И не столько со стороны вооруженных сторонников ДНР (они-то как раз должны обеспечить их защиту), сколько со стороны простого народа. В Донецке и Луганске найдется немало желающих растерзать политиков, которые без малого два года поддерживали украинских карателей и публично унижали жителей обстреливаемых городов. Во-вторых, результаты выборов обещают оказаться для них не просто провальными, а унизительными. Для граждан самопровозглашенных республик все украинские политические силы, начиная от «Оппозиционного блока» и заканчивая «Радикальной партией Ляшко», являются в лучшем случае клоунами. В худшем – смертельными врагами. Рассчитывать хотя бы на достойное поражение им не приходится. А Европа и весь мир, между тем, увидят, как Донбасс на самом деле ненавидит «российских оккупантов» и мечтает о единой Украине.
Но не это главное. Результаты выборов мало что изменят в ДНР и ЛНР, где при власти останутся те же люди. А вот для Киева и всего украинского народа, по словам политолога Михаила Погребинского, рушится привычная картина действительности. Ведь в случае если Европа признает выборы, киевскому режиму больше нельзя разговаривать с Донбассом на языке силы, нельзя обстреливать мирных жителей, нельзя не выплачивать им пенсии, нельзя считать эти территории оккупированными, нельзя обвинять во всем Россию. И еще очень много «нельзя», главное из которых – нельзя обманывать свой собственный народ. К такому повороту событий не готовы ни представители политической элиты Украины, ни обычные граждане, которые почти два года мирились с преступлениями и сумасбродством их нынешней власти. Именно им, простым людям, придется тяжелее всего. Политики-то знают, что они подлецы и преступники. А вот народу придется признать себя частью этого «цирка уродов». Поэтому, как писал классик, «я сам обманываться рад».
Конечно, в руководстве ДНР и ЛНР тоже не горят желанием допускать на свою территорию представителей украинских партий – не за это погибали с оружием в руках защитники Новороссии. Но едва ли Захарченко и Плотницкий выступят против Москвы, которая ясно дает понять, что минский сценарий её устраивает. Многострадальный народ Донбасса тоже не станет возмущаться, если в результате выборов их регион получит официальное признание. Лишь бы закончилась война.
Сегодня ведутся споры, кто торпедирует выполнение минских соглашений, но из 13 пунктов на деле выполняется только один – переговоры в рамках Трехсторонней Контактной группы. И нет оснований полагать, что остальные пункты (особенно связанные с прекращением боевых действий и установлением Украиной контроля над государственными границами) будут выполнены. Журналист Вадим Казанский резонно сравнивает этот договор с мертвой лошадью: «Я думаю, и в России, и в Украине все понимают, что Минские соглашения невыполнимы. Но они были подписаны при участии международных партнеров, поэтому никто не хочет объявлять о том, что соглашения не действуют. Это как мертвая лошадь, которую все несут, договор будут бесконечно продлевать, но в целом взят курс на заморозку конфликта".
Точку в этом вопросе поставил Александр Захарченко. Конечно, окончательного решения он не принимал – он его лишь озвучил. Международные переговорщики могут и дальше волочить мертвую лошадь, убеждая, что она жива. А Донбасс тем временем все больше удаляется от Украины.
Недавние заявления Порошенко о том, что он не допустит заморозки конфликта, и что в 2016 году Донбасс вернется в Украину, следует трактовать с точностью до наоборот. Конфликт на Донбассе уже заморожен. В ближайшие годы, вероятно, ничего не изменится. Это единственный вариант, который устраивает всех участников конфликта.