Желание вмешаться со стороны Саудовской Аравии (под прикрытием борьбы с террористами ИГИЛ, но на самом деле, направленное на свержение сирийского президента Башара Асада) было одобрено Вашингтоном, но отвергнуто командованием Иранской революционной гвардии и некоторыми западными аналитиками, назвавшими жест уловкой.
Иранский генерал Али Джафари заявил журналистам в Тегеране: «Они утверждают, что пошлют войска, но я не думаю, что они решатся сделать это. Они обладают классической армией, а история показывает нам, что у таких армий нет шансов в борьбе с нестандартными силами сопротивления».
«Саудовский план по отправке наземных войск в Сирию, кажется, является просто уловкой, — пишет аналитик Финиан Каннингем на сайте RT. – Проще говоря, это блеф, предназначенный для того, чтобы оказать давление на Сирию и Россию, и заставить их уступить требованиям о прекращении огня».
Но я не считаю, что это блеф или уловка, мне кажется, саудовцы пошли на этот ход, чтобы заставить президента Барака Обаму направить американские наземные войска на поле боя. Саудовцы дали понять, что вмешаются только в рамках операции, возглавленной США.
После встречи с госсекретарем Джоном Керри, министр иностранных дел Саудовской Аравии аль-Джубейр сказал: «Коалиция будет действовать так же, как она действовала в прошлом, как международная коалиция, даже при наличии наземных сил в Сирии. Не будет никакой международной коалиции против ИГИЛ в Сирии, если США не возглавят эти усилия».
Рияд лучше, чем кто-либо знает, что у них не хватает военного потенциала, чтобы сделать что-нибудь помимо бомбежки бедной арабской страны (Йемен). Да и ту войну они тоже не могут выиграть. А когда амбиции Саудовской Аравии значительно превышают их возможности, кого они зовут на помощь? «Незаменимые» Соединенные Штаты.
Президент Обама до сих пор отказывался от прямого военного вмешательства США в сирийскую гражданскую войну, несмотря на многолетнее давление со стороны Саудовской Аравии, Израиля и неоконсерваторов. Они требовали американского вмешательства после катастрофы с химическим оружием в Гуте летом 2013 года. Тогда нападение якобы нарушило «красную линию» Обамы (хотя появляется все больше доказательств того, что это была провокация повстанцев, желающих вовлечь США в открытый конфликт на их стороне).
Обама был близок к тому, чтобы подчиниться этому давлению. 30 августа 2013 года он отправил Джона Керри угрожать сирийскому правительству войной — роль, которую обычно берет на себя президент. Тем не менее, после того, как британский парламент проголосовал против вмешательства, Обама направил вопрос в Конгресс. И перед тем, как они вынесли решение, Обама согласился принять российское соглашение о ликвидации сирийского химического оружия (хотя Асад продолжал отрицать свою роль в атаке).
Репортер Сеймур Херш утверждает, что Обама отступил, потому что британская разведка сообщил ему, что это именно повстанцы, а не сирийское правительство осуществили химическую атаку.
Ранее в конфликте Обама сопротивлялся давлению со стороны госсекретаря Хиллари Клинтон, которая требовала создать «бесполетную зону» над Сирией (что потребовало бы разрушения сирийских систем ПВО и большей части их военно-воздушных сил, ставя под угрозу способность правительства сопротивляться джихадистским группам).
Обама бросил вызов саудовцам, израильтянам и неоконсерваторам, протолкнув ядерную сделку с Ираном. Однако он не продемонстрировал той же решимости в противостоянии неоконсерваторам и либеральным интервентам по другим вопросам, например, по вопросам вторжения в Ливию в 2011 году и в Украину в 2014 году.
Что касается нового предложения Саудовской Аравии, администрация Обамы одобрила саудовский план вторжения в Сирию, но не подержала отправку американских наземных войск, предпочитая вместо этого развернуть воздушные силы и спецназ на территории Сирии.
Саудовский план обсуждается министрами обороны НАТО в Брюсселе на этой неделе. В Стамбуле в прошлом месяце, вице-президент Джо Байден намекнул на возможное изменение в позиции Обамы, он сказал, что если мирные переговоры в Женеве провалятся, то Соединенные Штаты рассмотрят «военное решение» конфликта в Сирии (Сделав этот комментарий, Байден, дал повстанцам стимул подорвать мирные переговоры).
Переговоры рухнули в прошлую среду, когда сирийские повстанческие группы поставили свои условия, при которых они вступят в переговоры, хотя переговоры должны были начаться без предварительных условий. (Тем не менее, средства массовой информации США повсеместно обвиняют Асада, Иран, который поддерживает Асада, и президента России Владимира Путина, который осуществляет воздушную кампанию в Сирии).
Теперь, когда сирийское правительство впервые реально приблизилось к победе в войне, паникующие саудовцы, по всей видимости, решили натолкнуть Обаму на мысль о том, готов ли он остаться в истории президентом, который «проиграл» Сирию русским и иранцам.
Как и большинство лидеров, Обама подвержен беспокойству о своем «наследии», о том, как «он будет выглядеть в истории». Эти мысли могут противоречить тому, что лучше для страны, в данном случае речь идет о риске возникновения прямого противостояния с Россией. Отправка даже сотни американских и саудовских бойцов в Сирию может привести к катастрофе, если они нападут на российские боевые самолеты.
Саудовцы рассчитывают на то, что внутренняя критика в США мотивирует Обаму. В подтверждение их ожиданий издание The New York Times, например, недавно опубликовало статью, в которой говорится: «Сирия сейчас – это позор для администрации Обамы. Катастрофа таких размеров может затмить отечественные достижения президента. Алеппо может оказаться сирийским Сараево».
Эмиль Хокайам, эксперт по Ближнему Востоку в Международном институте стратегических исследований, писал, что это вполне понятно, почему Обама пытается добиться урегулирования войны путем переговоров. «Но делать это, отрицая совместные усилия Асада, России и Ирана, и не имея плана на случай непредвиденных обстоятельств — просто низко».
Теперь это зависит от Обамы, он должен противостоять давлению и не совершать глупостей, рискуя вступить в прямую конфронтацию с Россией. Отправка американских наземных войск была бы равносильна незаконному вторжению в Сирию. Подобное вторжение, может быть, отвечает интересам Саудовской Аравии, но как насчет Америки?