Все говорят о политике. Надо бы поговорить об этике. В любом справочнике прочтём, что это
«одна из форм идеологии — учение о морали (нравственности), её развитии, принципах, нормах и роли в обществе».
Или по-другому — совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии. Или совсем непонятно, но красиво — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Допустим, одно из определений тоже можно использовать и считать, что этика — наука о справедливости. Сегодня в Мюнхене явно российские понятия о справедливости столкнутся с западными. Кстати, а «западные» — это какие?
На сегодня известно, что из главных рупоров западные СМИ доносят до сограждан, что Россия так бомбит террористов и так поддерживает войска Асада, что правительственная армия побеждает — наметился стратегический успех. «Женева-3», как намечено, может продолжиться через две недели, но весьма вероятно, что «представителям оппозиции» будет некого представлять, поскольку за политическими противниками Башара Асада не окажется войск.
Ожидается, что будут присутствовать самые-самые. Однако Могерини уже не раз огорчала выступлениями в стиле её предшественницы Эштон — много, но бессодержательно и обязательно с критикой России. Критика обычно была как бы дежурной, тоже без смысла, но эмоциональной и обильной. Представители ЛАГ (Лиги арабских государств) и ОИС (Организации исламского сотрудничества) могли бы и не приезжать, но без них никак — из ассортимента тюрбанов торчат всё те же турецкие усы и уши нефтегазовых монархий, то есть спонсоров иблисского «государства» ИГ и смежных с ним «фронтов». Понятно, что они будут требовать убивать их наймитов пореже и не так массово, а то ваххабиты с «братьями-мусульманами» уже кончаются.
Спецпосланник генсека ООН по Сирии Staffan de Mistura вроде бы старается, но в рамочках своего сценария — чиновникам ООН явно нужно показать мастер-класс замирения, какая бы из сторон войны в процессе миротворчества ни закончилась. А как представить результат справедливым, чиновников учить не надо — профессионалы же. Аборигены будут явлены, как это принято при соблюдении «венского формата», вельможами Саудовской Аравии, Турции, Ирака, Египта, Ливана, Катара, Ирана, ОАЭ, Иордании, Омана. Как и в предыдущих встречах, кроме главных РФ и США, будут проявлять энтузиазм крупные фигуры Италии, Великобритании, Германии, Франции. От Китая, как обычно, ждут мудрого взвешенного понимания и аккуратного баланса кивков и сомнений.
Возникает вопрос… Если всё будет как всегда и люди всё те же, то почему ожидается новый итог встречи? И почему такая срочность? И тут может блеснуть догадка: время течёт иначе и события уже с утра совсем не те, что ещё вчера. Этика размусоливания и тупого быкования типа «Асад должен уйти» уже почти забыта. Новая этика — этика брани, но уже не на словах, а в прямом смысле, поскольку поле брани в Сирии, например, при Алеппо, стало полем настоящей битвы и наша сила вражью ломит.
Попытка нефтяных шейхов мусолить устаревшие темы ведёт их к неминуемому поражению, хоть и воюют они с Сирией чужими руками. Если российские условия прекращения войны не будут приняты (а они, вроде бы, поддержаны США), то катарцам с саудитами и армии Эрдогана останется только полезть в драку самим. Политический диалог будет исчерпан, наступит время применить «последний довод королей» — это изречение в старину отливали на пушках. А перечисленным самим драться очень не хочется — можно ведь и сдачи словить так, что мало не покажется.
Поскольку Штаты намекнули, что поддерживают РФ, хозяева пёстрого набора бармалейских фронтов и халифатов битыми быть не хотят, но ухитриться не проиграть уже не могут. Как-то так вышло, что выжидательно пора посмотреть на Европу и ООН. И тут пока всё сложно. ООН нужно устоять на позиции мудрого миротворца. А ЕС… Учение о нравственности, о её развитии, принципах, нормах и роли в обществе поможет, если в опасной ситуации европейцы будут вести себя скромнее, перестанут прикидываться образцами, моральными эталонами и оценят себя объективно.
Сегодня они жертвы ханжества, лицемерия, их собственного блудомыслия, идейного инфантилизма, принимающего время от времени формы заносчивости, если не жлобства. И всё это без достаточных оснований, поскольку ЕС на пути к исчезновению вследствие того, что условия реальной жизни никак не совпадают с идеалами, назначенными доминирующими в евробомонде идеологами главными ценностями Евросоюза. Отсюда вывод: сегодняшний «Мюнхен» либо закончится победой настоящего миротворчества, а не фантома, насыщенного духом выспренной болтологии, либо в Европе надолго возобладает жлобство в макияже из главных европейских ценностей.
В последнем случае прогноз для Европы трагический. А наши в Сирии закончат ратное дело победой, только печально будет, оттого что политики вовремя не договорились. «Последний довод королей» — это тоже политика, хоть и другим средствами. Но он, довод этот, в самом деле последний. Если он понадобится для устройства отношений с носителями ханжеской европейской квазиэтики, носители исчезнут.