Второй характерной чертой HSBC, помимо привычки всегда оставаться в прибыли, является отсутствие «прописки», банк – типичный космополит. Изначально британский, но контролирующий финансовый рынок Азии, он продолжает специализироваться на этом регионе, но штаб-квартира периодически меняет месторасположение. Энциклопедические статьи указывают, что только со времен Второй мировой банк предпринимал передислокацию (включая реальные переезды) в 1941, 1946, 1981, 1986, 1990, 1993, 2008 и 2009 гг. Добавим более свежие даты: переезд также всерьез рассматривался в 2011 и 2015 годах. И вот сейчас, пожалуй, решение окончательно вызрело: «страны и режимы приходят и уходят, а банк остается».
Есть и дополнительные интересные факты: с приходом на должность главы холдинга Стюарта Гулливера в 2011 г. операции банка начали сворачиваться в США, было продано 78 компаний, что практические наполовину сократило присутствие банка в США.
Да, чуть не забыл: Стюарт Гулливер – известный британский финансист. А уж кто-кто, а британские финансисты «старых денег» всегда оставались на плаву, в том числе – не думаю, что это для кого-то будет неожиданностью – в значительной степени и потому, что имеют инсайдерскую политическую информацию. Работает со времен Наполеона.
Конечно, возможно, что уход из США вызван обвинением в отмывании денег наркокартелей несколько лет назад (традиционное дело для английский банков со времен опиумных войн с Китаем), но почему тогда такая замедленная реакция? Нет, тут дело в чём-то более новом, еще ожидаемом.
«Вести» указывают:
«Доход на акционерный капитал группы сегодня в пределах 8-11% – не самый высокий показатель по стандартов HSBC, но сравним с тем, что имеет JPMorgan Chase. Если исключить Азию, то прибыль составит всего 5%. Для увеличения доходов Гулливер проводит политику жесткой экономии, с большим сокращением инвестиционного подразделения. Уход из Западного полушария освободит ресурсы для Азии, где взвешенные по риску активы (RWA) взлетели наполовину с 2010 г».
Но увеличенная доходность азиатского рынка не означает необходимости сворачивать операции на пусть и менее доходных, но стабильных аренах Европы и США, особенно при наличии активов таких размеров, которыми обладает HSBC.
Так что… может, рынки ЕС и США уже не такие стабильные, как раньше? А, точнее, вскоре перестанут быть таковыми?
Похоже, что дело именно в этом.
Более того: с учетом того, что HSBC проводит большинство операций в долларах США, а после переезда ему придется работать с HKMA (Hong Kong Monetary Authority, по сути – Центробанк Гонконга), у которого нет долларовой своп-линии с ФРС в отличие от Банка Англии, то потребуется хотя бы неофициальная поддержка Китая. С этим проблем, по-видимому, нет: для Китая выгодно иметь «под боком» банк мирового уровня, через который можно отстаивать свои интересы в мире. Понятно, что это означает некоторую взаимозависимость – но, судя по всему, и HSBC, и КНР это устраивает.
А вот США – не понравится, американские элиты очень нервно, особенно после первого кризиса и с учетом начала второго, относятся к доступу к своей финансовой системе. При этом HSBC обрабатывает практически десятую часть от всех долларовых трансграничных платежей в мире.
Так что «старые деньги», по всей видимости, перебазируются из Европы и США ближе к Китаю. Как говорится, «ничего личного, только бизнес» и «у Англии нет постоянных друзей и врагов, есть лишь постоянные интересы». И такой переезд имеет смысл лишь в том случае, когда оставаться в Европе уже явно не стоит: мелкие неприятности таких гигантов не волнуют, тут дело должно быть серьезным. Судя же по постоянной готовности переехать после кризиса 2008 года, решение – отнюдь не спонтанное, готовность была с тех пор, просто выжидали оптимальную ситуацию. Это не «крысы бегут с корабля», а уже капитан со старпомом, шкипером с боцманом ищут другую гавань.
В Европе явно ожидаются веселые времена – если там не жить, разумеется.
Следует добавить пару пояснений на два распространенных «контраргумента».
1. «HSBC расшифровывается как The Hongkong and Shanghai Banking Corporation, основан в Гонконге, так что просто возвращается домой, что такого?».
Несмотря на место первичной регистрации, банк – британский, из «старых денег». Где он был изначально зарегистрирован и чем тогда занимался – это дело истории, к настоящему относятся дела в настоящем, к будущему – в будущем.
2. «Да какая разница для вненационального финансового холдинга, где расположен его головной офис?».
Никакой разницы, говорите? А зачем тогда переезжать-то, тратя на это ресурсы? Напоминаю: HSBC уже менял официальный «порт приписки», и не раз, и всегда это шло ему на пользу.
Так что ждем – и радуемся, что мы в России, а не в Европе.