Заметим, что менее чем за час до оглашения этой ноты стало известно: кабинет министров Украины принял решение приостановить перемещение российских грузовиков по территории страны. Таким образом, украинский МИД бурно отреагировал на симметричные ответные меры России.
В свою очередь, премьер-министр России Дмитрий Медведев, комментируя решение украинского кабмина, не исключил, что в данных условиях в России может быть введен запрет на движение всех видов транспорта с территории Украины.
Премьер-министр назвал «безобразием» действия Украины. «Какие-то сумасшедшие пытаются останавливать наши большегрузные машины» на территории Украины. «Мы с вами понимаем: за все, что происходит на территории Украины, отвечает украинское государство, которое, к сожалению, не способно навести порядок», – подчеркнул Медведев, передает ТАСС.
Он попросил вице-премьера Аркадия Дворковича доложить о ситуации. Отдельно Медведев уточнил, кто именно останавливает большегрузы. «Это незаконные вооруженные формирования, или же это какие-то украинские силы?» – поинтересовался премьер.
Дворкович ответил, что это группировки, связанные с запрещенным в РФ экстремистским движением «Правый сектор*».
«Бандиты то есть», – резюмировал Медведев, передает РИА «Новости».
На его взгляд, «то, что какие-то молодчики там останавливают фуры, пользуясь огнестрельным оружием, означает, что власти на Украине нет или, иными словами, у власти находятся вот эти экстремистские группировки».
Приостановка передвижения украинских грузовиков на российской территории будет отменена, как только правительство Украины сообщит о сроках возобновления грузоперевозок из России, ранее пояснил заместитель министра транспорта Николай Асаул.
Поддержали «ребят»
Правительство Арсения Яценюка санкционировало очередную «блокаду», начатую отнюдь не официальными властями, а экстремистскими праворадикальными группировками.
Напомним, когда в пятницу украинская пограничная служба сообщила о скоплении грузовиков из России на въезде в Закарпатскую и Волынскую области, речь шла именно об акции националистов, которые блокируют въезд на территорию Украины. Позже националистические организации «Правый сектор» и «Карпатская Сечь» открыто сообщили о своем участии в блокировании в Закарпатской области российских грузовиков.
Вслед за экстремистами блокировку российского транспорта поддержал губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль. Позднее число областей, участвующих в блокаде российских фур, увеличилось до девяти – это Волынская, Ровенская, Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Житомирская, Винницкая, Сумская и Черновицкая области.
После губернаторов о намерении не дать России «просто так» везти грузы в ЕС заявил глава украинского МИДа Павел Климкин. И наконец, «одобрение» уже свершившегося факта было получено с самого верха – на уровне правительства.
Подобного рода манера поведения не нова для официального Киева. Достаточно вспомнить, что украинские власти в итоге так же постфактум поддержали продовольственную и энергетическую блокаду Крыма вместе с подрывом ЛЭП – «гражданскую акцию», которую изначально начали украинские правые радикалы вкупе с «Меджлисом крымско-татарского народа».
Глава МИД Украины Климкин сообщил, что транзит российских грузов уже обсудили на «большом совещании представителей разных министерств».
Говоря о «тех ребятах, которые блокируют российские автомобили», киевский министр отметил, что здесь «важный эмоциональный момент: в конце концов, почему после недостижения договоренностей с Польшей Россия должна использовать украинскую территорию как определенную обходную дорогу?».
Любопытно, что поддержку официальными властями «ребят» – читай, радикалов из «Правого сектора» – Климкин обосновывал ссылками на международное право. «Мы правовое государство и так, как Россия, действовать не будем, – заявил министр иностранных дел Украины. – Но в то же время о наших интересах позаботимся, и просто так обходить через Украину транзит на ЕС Россия не будет способна». При этом он добавил, что каждый аспект в вопросе транзита в ЕС, Молдавию нужно «рассматривать отдельно, честно, на основе правил международного права».
Пока Киев «рассматривает аспекты», на Украине оказались заблокированы более 100 грузовых автомобилей, более 500 возвращающихся в Россию фур не смогли въехать на территорию Украины со стороны государств Евросоюза. На оставшихся для российских дальнобойщиков маршрутах в ЕС у границы Белоруссии и Литвы выросли заторы.
Будет подготовлен адекватный ответ
Россия вынуждена принимать ответные меры. В качестве реакции на незаконное блокирование российских грузовиков Москва приостановила движение большегрузов, зарегистрированных на Украине, о чем накануне сообщило Министерство транспорта России.
Минтранс РФ принимает энергичные меры для преодоления кризиса, при его продолжении будет подготовлен адекватный ответ, сообщил в понедельник пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков.
«Вы знаете о вынужденных контрмерах, которые объявил Минтранс, – напомнил пресс-секретарь. – Безусловно, это абсолютно возмутительно, когда при попустительстве властей на Украине подобный беспредел творится в отношении наших перевозчиков – это, конечно, недопустимо».
«Украинская сторона не приняла мер, направленных на пресечение противоправных действий указанных групп лиц для обеспечения беспрепятственного движения российских грузовых транспортных средств, – говорилось в опубликованном накануне заявлении Минтранса. – Соответствующие обращения российской стороны остались без ответа...». Именно после этого Россия и приостановила движение украинских большегрузов, разъяснили в министерстве.
Польский фактор
Ранее газета ВЗГЛЯД отмечала, что украинский маршрут не был популярен у российских перевозчиков, пока не закрыли польское направление. После чего радикальные националисты начали вылавливать российские фуры на украинской территории. Тем самым украинские радикалы пытаются помочь Варшаве в ее транзитном шантаже России.
Напомним, Россия и Польша каждый год согласовывали количество бланков разрешений на въезд фур на свои территории, а также на транзит грузов. Однако в этом году Варшава не пошла на контакт, и с 1 февраля это направление закрыто. Поводом стал принятый Россией закон, направленный на контроль международных перевозок, в частности грузов из третьих стран через Польшу в Россию. Очередной этап переговоров по возобновлению перевозок намечен на 15 февраля.
Заметим, что глава украинского МИДа Климкин, помимо прочего, напомнил, что и Украина имеет международные обязательства и должна заботиться о своем бизнесе, который также имеет интересы в транзите в Среднюю Азию, в Китай. «Поэтому обязательно найдем решение», – сказал Климкин, добавив, что вопрос будет обсуждаться в кабмине.
Министерство инфраструктуры Украины добавило, что по транзиту российских грузов Киев проводит также технические консультации с представителями Европейской комиссии и отдельными государствами – членами ЕС. «Министерство инфраструктуры инициировало проведение ежедневных заседаний оперативного штаба реагирования с участием представителей минэкономразвития, госфискальной службы, госпогранслужбы, национальной полиции и других заинтересованных органов власти», – отметила пресс-служба ведомства. Основная задача – постоянный мониторинг ситуации, а также выработка согласованного предложения для кабинета министров.
«Дороги перекрыть легче»
Киев последовательно одобряет инициативы радикалов, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников. Кстати, «это было видно уже после того как взорвали электрические сети, ведущиеся в Крым, и власти, по сути, всячески этому способствовали», - отметил депутат.
Он напомнил, что Киев ничего не сделал, чтобы немедленно устранить последствия. «С фурами все значительно легче. Дороги перекрыть легче. Если власти этому потакают, то это сигнал тем структурам, которые в этом участвуют», - заметил собеседник.
Он добавил, что «Европа была вынуждена вмешаться хотя бы потому, что фуры идут в их страны или из их стран, это непосредственно затрагивает их экономические интересы. В противном случае, их это бы мало интересовало», - указал парламентарий. Если захочет, Европа сможет проявить свое влияние, «но за это время, пока старая, неповоротливая, дряхлая Европа вмешается, уже будет разрушено множество экономических связей, потому что никто не привык ждать. В данной ситуации все находят какие-то другие обходные варианты поездки, пусть даже с ущербом для себя, по времени. Бизнес для себя все равно найдет дорожку, но это будет дорожка уже более дорогая», - подчеркнул Калашников.
Вынуждена вмешаться даже Европа
Директор Киевского центра политологических исследований и конфликтологии, политолог Михаил Погребинский в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что высказывание Климкина повергло его в «недоумение».
«Чего не придумают в ситуации, когда сказать, что мы не контролируем положение в стране, не могут, а что-то говорить нужно», – отметил эксперт. Он добавил, что раньше нынешний министр создавал впечатление «вполне вменяемого человека, а сейчас (Климкин) несет всякую ахинею».
Политолог указал, что в ситуацию была вынуждена вмешаться и Европа. «Они (киевские власти – прим. ВЗГЛЯД) говорят – идут переговоры с Еврокомиссией. Не они же с европейцами решили поговорить. Понятно, что эти переговоры по инициативе Еврокомиссии», – указал Погребинский. Он отметил, что, по логике, грузы, которые везут из России через Украину в Европу, уже оплачены. «И Украина как транзитная сторона должна присутствовать в договорах и в этой ситуации нести ответственность. Не может же Россия отвечать за то, что транзитная сторона их не пускает», – резюмировал эксперт.
«Подкоп» под Яценюка
«Ситуация повторяет крымскую, когда формально блокаду выполняют общественные активисты, но реально, мы понимаем, что это происходит при поддержке властей», – заявил газете ВЗГЛЯД украинский политолог, директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. По мнению эксперта, за решением блокировать стоит комплекс причин: введенные ограничения в отношении украинских поставок в Казахстан, которые заработали с Нового года, польско-российские сложности в согласовании квот для перевозок и внутриукраинские проблемы.
«Сегодня стоит вопрос отставки кабмина, и эта акция, безусловно, дестабилизирует правительство, которое показывает, что не контролирует ситуацию», – указал политолог.
Он не исключил в блокаде, поведении украинского министра «своеобразную игру, в том числе и президента». «Климкин – человек президента, а не премьер-министра. Заявление Климкина может существенно отличаться от позиции правительства и Яценюка. В ближайшие недели решается судьба правительства. Не исключаю, что эту блокаду пытаются использовать как фактор дестабилизации Яценюка», – указал эксперт.
Кроме того, собеседник добавил, что нынешняя акция может быть спланирована в интересах бизнес-кругов, которые пытаются перехватить часть российских автомобильных перевозок. Также может иметь место попытка оказать давление на Россию в части Минского процесса.
Что касается «заявлений о переговорах с Европой, о возможном решении правительства – это попытка постфактум оправдать какие-то действия и создать определенные информационные прикрытия», резюмировал эксперт.