«Будет запрещено плавание всех судов и кораблей, кроме кораблей и судов Военно-морского флота, федеральных органов безопасности, а также плавсредств, участвующих в технологическом процессе строительства моста в Керченском проливе», — приводят крымские СМИ сообщение пресс-службы ФКУ Упрдор Тамань.
В первую очередь запрет на проход судов через пролив и акваторию портов «Крым» и «Кавказ» коснется судов, следующих в мариупольский торговый порт.
Таким образом, крупнейшему торгово-транспортному узлу Украины, расположенному в Мариуполе, грозит полная блокада с моря. Решение властей РФ является адекватным ответом на запрет транзита российских большегрузов через украинскую территорию. В Киеве не сумели просчитать вероятность такого крайне болезненного для украинской экономики ответа со стороны Москвы на свои агрессивные шаги, и теперь товаропроизводителям Незалежной предстоит рассчитываться за политические амбиции руководства страны. Ввиду того что ранее об опасности судоходства в период возведения Керченского моста ничего не сообщалось, можно предположить, что решение Москвы о перекрытии пролива не в последнюю очередь продиктовано мотивами политического и экономического характера.
Морская блокада Мариуполя
Роль мариупольского порта для внешнеторговых связей Украины сложно переоценить. Недаром окружение Мариуполя силами ополчения Новороссии в 2014 году заставило Киев сесть за стол переговоров. Мощности порта позволяют перегружать около 17 млн тонн грузов в год. В частности, там расположен самый крупный угольный терминал, через который в прежние годы на мировой рынок отгружался донбасский уголь, а после отделения части Донецкой и Луганских областей в 2014 году он стал основным каналом для поставок импортного топлива на Украину. Перенаправить доставку грузов на Одессу довольно проблематично из-за ограниченности ресурсов одесского порта, говорят эксперты. Альтернатив морским поставкам топлива у Киева тоже немного, разве что закупать уголь у России и непризнанных республик Донбасса, чего украинским политикам очень не хочется делать.
По информации украинского кабмина, в 2015 году страна удвоила закупки африканского угля, сократив при этом поставки российского топлива. После вступления в силу ограничений на судоходство в Керченском проливе Киев рискует снова столкнуться с энергетическим кризисом.
Кроме того, через Мариуполь и Бердянск производится отгрузка украинского экспорта, в первую очередь металлургического и сельскохозяйственного. Мариупольский порт, в частности, перегружает продукцию Мариупольского меткомбината имени Ильича, «Азовстали» и других предприятий тяжелой промышленности; всего через Мариуполь проходит около 40% украинского металлургического экспорта.
По мнению руководителя проекта украинского Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, приведенного в прессе, в случае транспортировки товаров через другие порты Украины их стоимость существенно возрастет, что приведет к падению конкурентоспособности украинского экспорта. Соответственно, закрытие мариупольского и бердянского портов нанесет серьезный удар по украинской промышленности, а также по агропроизводителям, которые в последнее время и так терпят большие убытки.
Слабоумие и отвага
По большому счету Киев угодил в яму, которую старательно рыл для России. 15 февраля Украина ввела запрет на передвижение по своей территории российских большегрузных автомобилей, присоединившись на государственном уровне к действиям радикалов, на протяжении нескольких суток блокировавших наши фуры на границе. Примечательно, что симметричная мера, принятая Москвой по отношению к украинским транспортным кампаниям, вызвала бурное возмущение украинской общественности и политиков, которые пригрозили пожаловаться на РФ в ВТО, как бы абсурдно это ни звучало.
Украинским «партнерам» следует напомнить также и об энергетической блокаде Крыма, организованной в ноябре прошлого года. Тогда зачинщиками тоже выступили украинские радикалы, а официальные власти их поддержали. Дополнительно к обрыву снабжения полуострова электроэнергией украинский кабмин запретил экспорт продовольствия и других товаров на территорию Республики Крым.
Кроме того, крымско-татарские радикалы, перебравшиеся на Украину после присоединения полуострова к РФ, вынашивают мечты о его морской блокаде. В конце 2015 года татарский активист Ленур Ислямов озвучил планы изоляции Крыма с моря, а также некой «военной операции» против субъекта РФ. Хотя эти замыслы не имеют даже минимальных шансов на реализацию, намерения украинскими политиками озвучиваются весьма грозные.
Примечательно, что еще в 2014 году украинские власти обсуждали запрет на заход в украинские порты Азовского моря для российских судов. Такое заявление сделал тогда секретарь СНБО Украины Андрей Парубий.
В общем, киевские власти наконец дождались ответа на свои выпады, предпринимаемые на протяжении последних двух лет против России.
Такой исход можно назвать вполне ожидаемым: киевские политики ни разу с момента государственного переворота 2014 года не давали поводов поверить в свою договороспособность и возможность мирного разрешения российско-украинского противостояния. В то время когда Москва говорила об «украинских партнерах», Киев вещал о российских «оккупантах» и «агрессорах». Воинственная риторика украинских политиков неизменно подкреплялась действиями антироссийской направленности. Следует отметить, что Украина могла лишиться мощностей мариупольского порта еще в разгар войны в Донбассе, но тогда Москва дала Киеву шанс на «исправление».
Осенью 2014 года силы ополчения Новороссии подступили к Мариуполю, дело шло к освобождению города и включению его в состав Донецкой Народной Республики. Но этого так и не произошло: стартовали минские переговоры, инициированные Россией, и по условиям достигнутого соглашения бойцы непризнанной республики вынуждены были отступить.
И вот спустя полтора года Москва уже сама блокирует мариупольский порт, оставшийся под контролем Киева, столкнувшись с абсолютной непримиримостью украинского государства.