В свою очередь сборщики платежей, испытывая их катастрофический недостаток, перестают быть платежеспособными и находятся на грани банкротства. Безработица достигла уровня не менее 5 млн человек. Откуда такие цифры? Госкомстату Украины верить нельзя. Они оперируют теми, кто зарегистрировался в службе занятости и на биржах труда. А таких неудачников украинское общество не любит. Цифра в 5 млн – это 3 млн граждан Украины, купивших разрешение на работу в Российской Федерации и 3 миллиона гастарбайтеров в странах ЕС. И это только те, кто, уехав с Родины в поисках работы, зарегистрировался. А сколько украинских нелегалов в РФ и ЕС? А сколько людей внутри Украины работают в теневом секторе? Все данные говорят о том, что безработных на Украине не менее 10% от общего количества населения.
Война. Это правительство «камикадзе» на самом деле сделало самоубийцами тех, кто ему поверил и позволил узурпаторам, совершившим в феврале 2014 года государственный переворот, закрепиться у власти и легитимизироваться. Логично, что большая часть населения, не бывшего на евромайдане и голосовавшего за Януковича и «регионалов», были резко против. Чтобы подавить несогласных, «хунта», как ласково окрестил правительство Яценюка «ватный сектор», использовала против повстанцев армию. Результаты известны. Украинская армия, которая 25 лет занималась распродажей земельных участков, недвижимости и прочих ништяков, доставшихся по наследству от Советской Армии, потерпела сокрушительное поражение от ополченцев Донбасса. Если бы кураторы марионеточного режима вовремя не одернули своих «подшефных», дело бы кончилось полномасштабными боевыми действиями по всей территории страны. Была бы украинская Сирия.
Это и многие другие достижения Яценюка, как рост преступности (в январе 2016 в Киеве произошло больше уличных гоп-стопов, чем за весь 2015 год), охвативший всю Украину черный рынок нелегального боевого оружия из зоны АТО, кабальные кредиты МВФ, сделавшие три-четыре еще совсем маленьких и даже еще не родившиеся поколения украинцев должниками… Беспрецедентный террор против инакомыслящих. Махновщина добровольческих батальонов и неофашистских банд. Все это благодаря правительству Яценюка. Арсений Петрович несет личную ответственность за то, что погрузил своих соотечественников в пучину «лихих 90-х». Впрочем, достигнув этого дна, мы поняли, что снизу стучат. В 90-е не было такого бессилия правоохранительных органов и такого массового владения боевым оружием. Украина – это пороховая бочка, которая может рвануть в любой момент, и тогда ЕС нужно будет думать не о том, снимать ли визовый режим с граждан Украины, а о том, как бы украинцы не превысили количество сирийских беженцев.
Особенность правящих украинских партий (кроме Оппозиционного блока) в том, что всю вышеизложенную правду они знают, но никогда не признают ее вслух. А Оппозиционный блок заставили молчать. Тем не менее, все и всё прекрасно понимают, так что, потирая руки, ехали на утреннее заседание. Было понятно, что Яценюк и его «реформаторы» обречены. Таким образом «партнеры» по правящей коалиции также получили возможность перевести стрелки на команду Яценюка, сделав их ответственными за все ужасы, в которые они вместе ввергли некогда самую процветающую республику СССР. И большинство, привыкшее играть наверняка, ставило на лидеров – лютых друзей и заклятых партнеров Яценюка и его «Народного фронта»: Блок Петра Порошенко и примкнувших к нему ситуативно «Батькивщину» Юлии Тимошенко, «Радикальную партию» Олега Ляшко, «Самопомощь» львовского градоначальника Садового, большинство внефракционных депутатов.
Оппозиционный блок, как ожидалось, должен был следовать в формате их покровителей из БПП. Так началось утро, 16 февраля. По традиции на площади перед Радой депутатов ожидали протестутки. На этот раз эту роль взяла на себя бандеровская партия «Свобода», которая с позором вылетела из парламента на выборах 2014 года. Подобно стервятникам эти неофашистские ребята всегда слетаются на падаль. Они чуяли кровь ненавистного им теперь Яценюка и явившуюся внезапно призрачную возможность новых парламентских выборов. С той же целью своих людей прислали две партии двух политических авантюристов: бывшего УДАРовца Каплина («Партия простых людей») и бизнесмена Балашова (5.10). Но они были всего лишь добровольной массовкой. Никто не собирался бросаться на штурм. «Свобода» получила урок 31 августа прошлого года, а Каплин и Балашов далеки от экстремизма. Утро было посвящено принятию законов, необходимых для снятия с Украины визового режима в ЕС. А на 12:30 дня назначили отчет правительства.
Депутаты обсуждали неспешно дела евроинтеграционые, когда ближе к полудню запахло «зрадой». Спикер Гройсман неожиданно вызвал глав фракций к себе в кабинет, объявив перерыв. Он объявил о переносе отчета Яценюка на два часа дня. Позже – на четыре. Опытным обитателям кулуаров стало совершенно понятно, что в двух кварталах от Рады, в Администрации президента идет торг. Он продолжался довольно долго. Его содержание не оглашалось. Но догадаться о том, чем именно он закончился, несложно. Предмет торга был прост. Порошенко вызвал к себе двух человек, которых нужно было отдать. Слить. Это Яценюк и генеральный прокурор, Шокин. Последний был сдан Порошенко с тяжелым сердцем при условии отставки Яценюка. Почему – тоже не бином Ньютона. Шокин является силовым подспорьем Порошенко против Яценюка, которого прикрывает министр МВД, Аваков. Но переговоры закончились безрезультатно. Ни Шокин, ни Яценюк добровольно отказываться от власти, рискуя потерять головы (в прямом смысле) или свободу, не соглашались. Тогда Петя пошел на хитрость, «умыл руки». И взорам истомившихся депутатов ждавших, когда уже на эшафот взойдет долгожданный осужденный (на часах было уже начало пятого), внезапно предстал «шоколадный король».
Порошенко призвал Шокина и Яценюка подать в отставку ради «перезагрузки матрицы». Самих. Бессовестный бизнесмен-президент воззвал, закатывая хитренькие глазки, к совести и гражданской ответственности двух не менее хитрых и опытных бизнесменов от политики. В тот момент, когда на трибуну Рады поднялся Яценюк, а его «реформаторы» преданно взирали на шефа из правительственной ложи, уже было известно о том, что Шокин якобы уже подал в отставку и по традиции «отставников» взял больничный (чтобы после взять отпуск, а уже потом уволиться – чтобы в зарплате не потерять!). Дальше в сессионном зале, целых два-три битых часа можно было наблюдать редкое зрелище: парад павлинов «со слезой». Слезы были, несомненно, от пафоса, благородного негодования и умиления. Они умилялись сами себе. В то же время, «массовка» в сессионном зале почти не слушала выступающих, и все «втыкали» в индивидуальные гаджеты, напоминая пассажиров московского метро. Зал сотрясали пустые слова, описывавшие несуществующие победы и достижения со стороны правительства, а воздух наполняли мыльные пузыри, которые запускала другая сторона – их противники. Все шло как по писанному. И когда спикер Гройсман предложил поставить на голосование несколько итоговых законопроектов по отчету правительства, зал недовольно заурчал. Нужна была кровь Яценюка. Ради этого собрались. Большинство (в том числе от партий, чьи министры были в правительстве) жаждало крови. Они потребовали поставить на голосование лишь постановление о доверии кабинету министров. И проголосовав за недоверие, повели в счете 1:0.
И вот здесь была допущена фатальная ошибка. Депутаты были настолько уверены в том, что голоса за отставку Яценюка – вот они, что сразу решили голосовать этот вопрос в целом. Так прогорает неосторожный игрок в казино, все время удваивающий ставки. Напрасно взывал к глупцам опытный депутат многих созывов, экс-спикер Рады, Литвин. Он предлагал не браться за такое ответственное голосование после такого трудного дня (украинские депутаты вообще не привыкли напрягаться). Матерый Литвин знал, что после голосования по доверию недисциплинированные депутаты (многие из которых – «казаки гаврылюки», которым просто скучно и ничего не понятно) станут расходиться по кулуарам давать интервью, по курилкам или просто начнут рассасываться по домам. И предложил провести «сигнальное» голосование. А в целом голосовать в четверг. Но к голосу разума Рада редко прислушивается. Так происходит, когда до финального свистка рефери остаются секунды, и внезапно свой игрок забивает мяч в свои собственные ворота. Рада поставила вопрос об отставке правительства Яценюка в целом – и голосов не хватило. Большинство забило гол в свои ворота на последней секунде матча. 1:1… Болельщики покинули трибуны в мрачном, разочарованном молчании.
Результат такой. Точнее, их несколько. И все они очень плохие. Яценюк остался. Это для Украины очень плохо. И остался не один, но с «силовым» Аваковым. Это плохо и для Украины, и лично для Порошенко. У него не стало генпрокурора Шокина. Впрочем, возможно, что Шокин отзовет свое заявление и вернется с больничного. Тогда бессонница обеспечена Яценюку. Не заснут и те, кто преждевременно радовался его отставке. Арсений, будучи существом мелким, ничтожным и мстительным, обязательно попомнит кому надо этот день унижения. Коалиция в Раде расколота окончательно. Это опасно для «хунты», потому что западу надоела вечная украинская махновщина. США еще раньше предупредили: распадется коалиция – не видать вам нашей помощи. Очевидно, что Раде придется до сентября работать с Яценюком. Или торпедировать все его инициативы и законопроекты. А это может поднять его рейтинг, ибо обиженных в народе очень жалеют. Все помнят, как будучи посланным Радой в отставку премьер Ющенко вернулся в политику президентом. Еще один результат – это второе пришествие Юли в большую игру. После окончания «матча» именно она сделала сенсационное признание в том, что ее «Батькивщина» считает коалицию прекратившей свое существование. Юля публично обвинила «Народный фронт» в создании новой коалиции с бывшими регионалами «Оппозиционного блока». Кстати, «Оппозиционный блок», несмотря на то, что его лидер, Рабинович грозил Яценюку с трибуны наручниками, неожиданно не дал голосов за его отставку. Причины пока неизвестны. Но по слухам, внутри ОБ тоже наметился раскол между бывшими лидерами Партии регионов – Бойко и Колесниковым. Другие слухи говорят о том, что за расколом коалиции последует хаос в Раде, что заставит Порошенко распустить VIII созыв и назначить внеочередные выборы. А это приведет к окончательному разрыву киевского режима с западными покровителями, которым Украина давно надоела. Но привычные к жизни в условиях перманентного скандала украинские политики чувство самосохранения испытывать не привыкли. Тем самым, подвергая страну угрозе еще больших испытаний, чем были до сих пор.
Максим Равреба