– Сам украинский народ не изъявил желания участвовать в большой войне. Призыв сохраняется еще за счет этих системных атак СМИ, невосприятия России. Россия – враг. Путин в чем-то виноват. Хотя это постепенно отходит на второй план. Все видят, что воруется-то и без России, и бардак тоже без России. Нет желающих воевать с Россией. Как только призыв, – люди начинают прятать своих детей. Порошенко принял решение и обратился в парламент с предложением не публиковать указ о мобилизации. Ее будут вводить без публикаций. Потому что он понимает, как только указ будет опубликован, все уедут или в Европу, или в ту же Россию на заработки.
– Очень много сейчас говорят о перевыборах в Раду, о том, что парламент нужно модернизировать, реформировать. Насколько эти заявления воплотимы в реальность? Сможет ли страна сама внутри себя осуществить перемены в правящей верхушке?
– Если они не боятся провести при этом президенте парламентские перевыборы досрочно — пусть, а президентские? Думаю, что в этом году будет принято какое-то решение по Украине. Сейчас мы попали под внешнее влияние и управление. Украина уже была под этим управлением в 2004 году, когда мы зашли в тупик в конфликте по выборам Ющенко и Януковича. Тогда в Киев прибыли делегаты из Европы и России и стали думать, что делать с Украиной. Потому что люди уже начали выходить на площади, недовольство могло перерасти в серьезный конфликт. Для того, чтобы разрядить ситуацию, приняли абсолютно неконституционное решение – третий тур. Тогда Кучма не сказал, что это неконституционное решение, он сказал: «Бог с вами». Мы уже были под таким внешним управлением, чтобы выйти из такой ситуации. Сегодня ситуация похожа, мы в тупике. Есть реальный план – вернуться к соглашению 21 февраля 2014 года, которое было подписано нынешней властью (тогда это была оппозиция) и Януковичем. Соглашение о досрочных выборах поддержали три посла из Франции, Польши и Германии. Там было написано «Досрочные выборы президента Януковича», а сегодня надо писать «Досрочные выборы президента Порошенко», но создать условия и гарантировать, чтобы все желающие имели право и возможность агитировать и выйти к украинскому народу. Но у меня есть еще одно опасение. Реально мы можем перейти тот рубеж, когда целостная Украина прекратит существование. После 2014 года ее целостность можно было удержать только через федерализм. Нужно было дать самостоятельность регионам. Если мы этот этап уже прошли, то тогда – раскол страны, а это очень плохо. Потому что есть страны, которые претендуют на каждую часть украинских земель. Это и Венгрия, претендующая на Закарпатье, которая смотрит на земли, как на свою территорию. Это Польша, Румыния – Черновицкая область. К сожалению, Украина может исчезнуть как единое, с точки зрения территории, государство на политической карте мира.
– Лично вы как относитесь к тому, что Крым, ДНР и ЛНР отделились от Украины? На пользу ли это пошло людям?
– Плохо. Я иногда сравниваю государство с семьей. Все-таки семья – это ячейка общества. Это очень похоже на государство. Когда люди разводятся, разве это хорошо, даже если развод цивилизованный? А тут развод вот такой… Раскол страны, а точнее, уход Крыма из-за этих идиотов, совершивших в стране государственный переворот. Все граждане Украины договорились – смена власти может произойти только в результате полноценных выборов. И вдруг вооруженные люди захватили власть и говорят, что они так хотят. И тогда отреагировал Крым. И я понимаю крымчан, потому что сегодня было бы, как в Донецке. Я понимаю их реакцию после тех событий, которые произошли возле Корсунь-Шевченковского, когда сожгли автобусы с крымчанами. А что было делать людям, когда банда захватила власть в государстве? Случилось то, что случилось.
– Возможно ли реализовать минские соглашения, или этот вопрос будет тянуться месяцами, превращая их из «Минск-2» в «Минск-3» и так далее?
– На сегодняшний день реализовать минские соглашения невозможно. Для выполнения нужны две вещи: желание и доверие. А если нет доверия, какое перемирие? Какие выборы? Какие признания особого статуса этих районов? Они будут постоянно ожидать удара в спину, потому что эта власть не успокоится, пока потерпевшие не будут свидетельствовать об их преступлениях. Только смена власти. Без смены власти реализация минских соглашений невозможна. Я вам скажу, если будет смена власти, то не надо и минского соглашения. Надо садиться, как в семье, извинения просить и спрашивать, что нужно для того, чтобы мы жили вместе с вами. Если нужна федерализация – пожалуйста. Конфедерализация – может быть хуже, но это лучше, чем раскол страны. Если стоит вопрос «один язык – две страны» или «два языка – одна страна», выберете последнее. Вот так надо разговаривать. Жить будет сложно, как когда живут люди, которые сходились в семью по любви и согласию до первой драки. Семья сохраняется, но согласитесь, это ужа не та любовь и не те отношения.
– Как украинцы относятся к происходящему?
– Если бы людям два года назад сказали, чем это все закончится – война, раскол страны, ненависть друг к другу, обнищание и так далее… Думаю, что всех, кто выступал на Майдане, люди просто бы разорвали. Просто разорвали, если бы им прокрутили эту картинку. Произошло полное зомбирование людей. На первых порах виноват был кто угодно, кроме Порошенко – Путин, Россия. Это поиск внешнего врага. Потом занялись поиском внутреннего врага. Нацисты поднимаются. Против старых олигархов – новые. О народе никто не думает. Народ безмолвствует, люди живут в страхе, думают, как выжить. А что сделала власть? А они применили проверенные американцами технологии. Цветные революции – технологии американцев. Они начали зачистку от лидеров общественного мнения. Если вчера никому не известный человек сегодня поднялся на защиту конституционных прав граждан, – ему место в тюрьме. Он говорит, что не будет воевать, не пойдет в армию, так его сразу обвиняют в шпионаже и измене Родине. Сегодня в тюрьмах сидят тысячи безвинных людей как лидеры общественного мнения. Мы все понимаем, что если нет лидеров общественного мнения, то и нет тех, кто поднимет людей на защиту своих прав. Могу сказать одно, так долго не продлится. Если не будет людей внутри страны, значит найдем за ее пределами. У нас нет другого выхода.
– Как вы думаете, если перевыборы президента состоятся, кто бы мог поднять Украину с колен? Кто способен вытащить страну из ямы, в которую ее загнали бандиты и коррупционеры?
– Во-первых, надо создать условия. Власть потеряла контроль над территориями, потеряла силу. То, что сейчас происходит с фурами, проезд которых блокируют, свидетельствует о том, что это право у Порошенко и его соратников отобрали банды. Украина стала страной «гуляй поле». Каждая область, каждая банда решает по-своему, и плевать им на решения правительства. Я не наивен, чтобы думать, что в таких условиях я или кто-то другой можем приехать во Львов и проагитировать. К этим выборам будет привлечено внимание, если будут созданы условия при внешнем управлении. Нужно собраться и сказать: «Что будем делать с Украиной?». Потому что сегодня-завтра начнется война, а это реальная угроза для Европы. Завтра страну нужно будет кормить, потому что мы по уши в кредитах. Что касается самих кандидатов, то должны принимать участие все, кто имеет право согласно конституции. И Янукович, и я, по решению нашего комитета, буду принимать участие как кандидат в президенты Украины. У нас есть, что сказать людям. Мы знаем, как быстро решить ситуацию на Украине. Это вопрос мира. Тот, кто хочет принести мир, сразу же после инаугурации обязан поехать в Донецк и немедленно сесть за стол переговоров. Нужно решить все вопросы путем компромисса, нужно найти уступки на все те проблемы, которые возникают в обществе. Надо писать новые конституции? Давайте напишем. Примем их на референдуме. Вопрос мира – это вопрос двух-трех часов. Президент немедленно должен дать приказ вернуть войска в места их положенной дислокации. Если Киевом будет предложена миролюбивая политика, ни один боец ДНР и ЛНР не двинется в сторону Киева. Потому что все устали. Войска должны отойти. Во-вторых, немедленно возобновить дружеские и партнерские отношения с Россией. Мы потеряли рынки. Эти негодяи угробили всю экономику. «Южмаш», «Мотор Сич», «Турбоатом» и так далее, «Антонова» завод, все угроблено. Мы работали в кооперации. Нам нужна работа, зарплата, бюджету необходимы немедленные поступления денег. Экономическая политика должна быть прагматичной, особенно там, где наши национальные интересы. Нам не надо ни с кем конфликтовать. Украине нужен нейтральный статус. Зачем нам сегодня превращать Украину в зону военного конфликта? Нужно решить вопрос двуязычия. Кто предложит самую эффективную программу, положит на это жизнь свою, тот и будет президентом. Потому что если кто-то еще думает зайти, поворовать и подурить людей, закончит трагично, причем в ближайшее время.
Алиса Яковлева