Вдобавок к испытанию новых баллистических ракет наземного базирования и ракет подводного пуска, режим в Пхеньяне получил в свое распоряжение сотни баллистических ракет средней и промежуточной дальности, а возможно и ракету KN-08, способную достичь континентальной территории США. Кроме того, Иран нарушает условия действующих американских санкций своими испытаниями баллистических ракет различной дальности. Друзья и союзники Соединенных Штатов, а также важнейшие базы передового развертывания, вооруженные силы в Европе, Восточной Азии и на Ближнем Востоке, и даже американские города становятся все более уязвимыми для баллистической ракетной атаки.
Администрация Обамы вынуждена идти на экстренные меры с целью противостоять этой растущей угрозе. Всего неделю назад президент Обама заявил в телевизионном интервью, что «одним из направлений наших действий является концентрация дополнительных усилий на размещение систем противоракетной обороны. Таким образом, одновременно с попытками урегулировать проблему ядерной программы Северной Кореи, мы создаем щит, который способен как минимум блокировать ту сравнительно незначительную угрозу, которую она сегодня представляет».
Президент, вероятно, имел в виду свой отказ от прежнего решения сократить почти вдвое количество ракет-перехватчиков наземного базирования, развернутых на базе «Форт Грили» на Аляске. Или, возможно, он подразумевал развертывание системы высотной зональной обороны на театре военных действий (THAAD) на Гуаме и возможную продажу такой системы Южной Корее. Кроме того, речь могла идти об установке корабельных интегрированных многофункциональных боевых систем ПРО «Иджис» с ракетами «Standard» SM-3 на борту крейсеров и эсминцев ВМС США.
Администрация США предпринимает шаги по укреплению противоракетной обороны на базах в разных частях планеты. Четыре миноносца, способных нести системы ПРО «Иджис», пришвартованы в испанском порту Рота. Первое развертывания «Aegis Ashore», ключевого элемента военно-политической стратегии «Европейский поэтапный адаптивный подход», будет осуществляться уже в этом году. Модернизированная версия ракеты SM-3, «Block IB» в настоящее время поступает на вооружение, а еще более продвинутая версия «IIA» находится в стадии совместной разработки с Японией.
Хотя может показаться, что администрация Обамы делает все возможное для обеспечения адекватной защиты от растущей угрозы баллистической ракетной атаки, на самом деле это не совсем так. Бюджет Агентства противоракетной обороны (MDA), организации, ответственной как за разработку новых систем защиты от баллистических ракет, так и за закупку существующих, был резко сокращен в начале первого президентского срока Обамы и с тех пор остается замороженным. В результате Агентство вынуждено разрываться между альтернативными направлениями деятельности: разработкой новых усовершенствованных датчиков, вооружений и систем боевого управления, производством достаточного количества ракет-перехватчиков для обеспечения защиты от существующей угрозы и финансированием обслуживания уже имеющихся систем для поддержания их боеспособности.
Примером, иллюстрирующим проблему, является положение MDA в связи с проблемой закупки ракет SM-3. Даже несмотря на то, что Конгресс выделил в бюджете на 2016 финансовый год дополнительные средства специально для закупки десяти SM-3, Агентство противоракетной обороны может осуществить закупку всего шести или семи из них, поскольку остальные средства необходимы для приобретения комплектующих и запасных частей. Уже не впервые Администрация не выполняет задач по закупке ракет SM-3, поставленных Конгрессом. Начиная с 2011 финансового года, Конгресс добавил около шестидесяти противоракет SM-3 к программе закупок. Каждый год Конгресс выделяет дополнительные средства, а в бюджете следующего года Администрация сокращает планируемые расходы на закупку SM-3, подрывая законодательные инициативы, направленные на стабилизацию темпов производства.
Помимо прочего, Администрация уменьшила финансирование производства новой версии SM-3, системы «Block IB», созданной специально для противодействия ракетной угрозе, исходящей от России и Китая, а также потенциальной угрозе от Северной Кореи и Ирана. Предложенный график финансирования приведет к годовой приостановке производства, которая не только повлияет на развертывание столь остро необходимых систем, но и приведет к увеличению издержек в последующем периоде. Вдобавок а отмене плана разработки модернизированной версии SM-3, системы IIB, способной осуществлять перехват межконтинентальных баллистических ракет, отношение к программе SM-3 в каждом оборонном бюджете, предлагаемом Администрацией, явно противоречит жесткой риторике президента Обамы. Администрации необходимо прислушаться к мнению Конгресса и существенно увеличить расходы на закупку SM-3.
Исходя из вышесказанного, похоже, президент Обама оставит свой пост с явно противоречивыми результатами в том, что касается мер противодействия баллистической ракетной угрозе. С одной стороны, имеет место значительное увеличение количества кораблей, оснащенных интегрированными многофункциональными боевыми системами ПРО «Иджис, и развертывание «Aegis Ashore» в Румынии, переброска систем высотной зональной обороны на театре военных действий (THAAD) на Дальний Восток и продажа их ближайшим союзникам, а также количественные и качественные улучшения архитектуры национальной системы противоракетной обороны. С другой стороны, хронический недостаток финансирования привел к тому, что Пентагон становится все более бессильным перед растущей угрозой баллистической ракетной атаки. Кроме того, провалившиеся попытки Администрации сдержать развитие ракетных программ Северной Кореи и Ирана лишь дополнительно усложняют стоящие перед США проблемы.